В литературе, кино, на фотографиях — исконно русские красавицы повсюду запечатлены в платках. Известно, что в старину покрытая голова была очень важна для девушек любых возрастов, но мало кто догадывается с чем это связано. В сегодняшнем материале разбираемся, почему платки на Руси находились на пике женской моды.
Поверья
Корни ношения платка — языческие. Древние славяне верили, что волосы хранят энергию, и чем шевелюра длиннее, тем энергетическое поле шире. Стало быть, человек с копной непокрытых волос куда уязвимее.
Также платок означал верность и покорность женщины мужу. Отказ от платка считался дерзостью — таких в святилища не пускали. Вот и ходили барышни повсюду в платочках да косыночках, защищаясь от плохой энергетики и чужого мужского внимания (читайте также: Одежда с плохой энергетикой: 10 вещей, которые делают вас несчастной — избавьтесь от них немедленно). После прихода христианства традиция носить платок стала еще крепче, так как в церковь простоволосая девушка войти не имела права.
Вам пригодится:
Символ православия
В обычной жизни платок для русской красавицы означал, что она находится под покровительством пресвятой Богородицы. Согласно апостолу Павлу в церковь женщины шли с покрытой головой, показывая, что на них лежит ответственность за первородный грех (читайте также: Как нужно одеваться в церковь женщине). С того момента девушки больше не вправе властвовать над мужчинами и во всем должны покоряться им, о чем и свидетельствует их покрытая голова.
Также важно было скрыть шевелюру, чтобы не приманить злых духов и бесов. Недаром девиц с длинными распущенными волосами принимали за ведьм — считалось, что нечисть привлекали именно волосы. Получается если женщина не прикрывала голову, то значит сознательно призывала злые силы.
Практичность и традиции
Если опускать суеверия и религию, то платок выполнял практическую функцию. На Руси женщины и девочки много работали по хозяйству, и платки защищали их от холода, жары и непогоды, а заодно помогали убрать волосы, чтобы те не лезли в лицо во время той же готовки или доения.
Незамужние девицы могли повязывать платки, оставляя открытыми затылок и макушку. Замужние же обязаны были всю жизнь целиком покрывать голову, начиная со дня свадьбы, ведь их волосы мог видеть только супруг. Платок на голове символизировал смирение, кротость и послушание.
Отсюда, кстати, и пошло выражение «опростоволоситься», то есть «опозориться, оказаться в неудобном положении». Все-таки предстать невесте с неприбранными волосами перед посторонним считалось неприличным, а сорвать убор с ее головы, то есть оставить простоволосой, являлось оскорблением.
А вот если парень влюблялся в девушку, то лучшим способом признаться в своих чувствах был гостинец в виде платочка. Также и глава семьи, вернувшись, например, с ярмарки, одаривал платками жену и дочерей. Платки были разные: холщовые, из шерсти, с узором, бахромой — чем богаче семейство, тем наряднее женская половина получала аксессуары.
Наглядность
Платок многое рассказывал о своей хозяйке: по убору судили о статусе женщины, семейном положении и сословии. Например, чем состоятельнее красавица, тем роскошнее был ее головной убор: шали аристократок были огромными, легкими и расписными, в то время как крестьянки довольствовались тканью попроще и потемнее.
Завязывали платки тоже по-разному. Например, повязывали на покромку, то есть закрепляли платок под подбородком при помощи булавки, чаще барышни, происходившие из старообрядческих семей.
Внакидку, то есть просто набрасывая на голову и скрещивая концы на груди, носили дамы из высшего общества, подражая образам античной культуры. Кроме того, косынка внакидку была атрибутом невест и покойниц во время проведения церемоний.
Способом «по-бабьи», когда концы платка перекрещивались под подбородком, а потом затягивались сзади, пользовались хранительницы очага. Для девиц на выданье существовал способ «по-девичьи», когда платок завязывали узелком под подбородком.
Сегодня редко считаются с народными суевериями и традициями, забывают и о религиозных правилах, но сам платок не теряет своей популярности. Все потому, что это не только стильный акцент, но и простой способ добавить образу сложности и остроты. А быть может с его помощью мы неосознанно поддерживаем связь времен и поколений — кто знает?