Сегодня, 26 октября, мир празднует Всемирный день балета. Пожалуй, главная ассоциация, которая возникает с этим видом искусства — балетная пачка. Удивительно, но появилась она гораздо позже, чем сам танец. За почти 200 лет существования эта необычная юбка прошла множество трансформаций, лишь со временем приняв свой современный вид.
В честь знаменательного дня смотрим, откуда взялась балетная пачка, как она изменялась и как повлияла на мир моды.
Для стильных образов, вдохновленных балетом:
История балетной пачки
Историю балетная пачка ведет еще с начала XIX века. В 1832 году прошла премьера постановки «Сильфида», которая разделила балет на «до» и «после». Благодаря ей началась эпоха романтизма в хореографическом искусстве и появился привычный нам костюм балерины.
Тогда, впервые в истории танца, солистка выступала не в традиционным длинном платье с корсетом. Мария Тальони, игравшая главную роль в постановке, вышла на сцену в белом корсаже и пышной многослойной юбке, напоминавшей бутон. Именно эта юбка и стала прародительницей знакомой нам пачки.
Правда, длина, прикрывавшая ноги лишь до середины голени, в те годы считалась неприличной и вызвала бурную реакцию у зрителей. Но начало изменениям уже было положено — пачка осталась в балете навсегда.
В последующие годы балет будет изменяться и приобретать новые черты. Теперь он стал не просто развлечением, как цирк или пантомима, а настоящим видом искусства. Хореография усложняется, появляется больше движений ногами, а танцоры отныне выступают только на пуантах.
Все это приводит к тому, что юбка постепенно укорачивается, и к концу XIX века становится все более похожей на современную пачку.
Пачка в современном балете
В наше время в балете используются три основных вида костюмов. Это зависит от постановки и ролей, которые будут сыграны на сцене. Романтическая пачка, такая как была у Марии Тальони, обычно представлена в балете «Сильфида» или «Жизель».
Классическая пачка, знакомая всем, появилась в первой половине XX века. Тогда юбку небольшого диаметра начали укреплять жестким обручем и украшать десятком слоев тюля. Из-за этого юбка больше не спадала на ноги балерины, а держала форму и топорщилась в разные стороны.
Подобные костюмы в современном балете используют для классических постановок, например, «Щелкунчика» и «Лебединого озера».
В последние 30 лет появилась тенденция к упрощению балетного костюма и отказу от пачек. Так что на современных представлениях нередко можно встретить балерин, танцующих в минималистичных платьях, причем не обязательно белого цвета. Именно такой вариант можно увидеть, придя на балет «Анна Каренина».
Первые шаги балета в модной индустрии
Фэшн-индустрия с ее любовью к цитированию мирового искусства не могла обойти балет стороной. Поэтому первые взаимодействия между ними произошли еще в начале XX века. В 1921 году Сергей Дягилев, знаменитый своими «Русскими сезонами» не только переименовал балет «Спящая красавица» в «Спящую принцессу», но и изменил представление зрителей о сценическом костюме. Он решил отдать дань современной моде, занизив линию талии у юбки.
Близкой подругой и коллегой Дягилева была Коко Шанель. Она помогала костюмерам для его постановок и разрабатывала необычные наряды для сцены. Например, создала знаменитые «пляжные» образы для балета «Голубой экспресс».
Неудивительно, что спустя несколько лет эстетика балета проникла в коллекции именитых дизайнеров. В 30-х свои варианты пачек представили на подиуме Chanel, Lanvin, а еще десятилетие спустя и Dior.
В 1947 году в осенне-зимней коллекции Кристиана Диора появилась многослойная фатиновая юбка, сильно напоминающая балетный костюм. Двумя годами позже он снова обратился к этой теме и выпустил «платье черного лебедя» в коллекции haute couture.
После этого в истории индустрии еще не раз появятся отсылки к балету. Например, известная коллекция Ива Сен-Лорана Opéra-Ballets Russes (перевод: «русские оперы и балеты») 1976 года. В ней он переосмыслил традиционные крестьянские и боярские костюмы, но на балет в ней были лишь намеки.
Балет-кор и взрыв интереса в наши дни
Настоящую известность в моде пачка обрела гораздо позже. В весенних коллекциях 1992 года она появляется у Chanel, Dolce&Gabbana, Versace и Alaia. А еще спустя 6 лет на экраны вышел сериал «Секс в большом городе».
Во вступительной заставке главная героиня шоу, Кэрри Брэдшоу, появилась в культовом образе — облегающей розовой майке и балетной юбке. После этого носить ее захотели все (читайте также: Сводят с ума: 10 секс-нарядов из фильмов, которые мы носим до сих пор).
Вторая волна популярности ждала пачки уже в 2010-х, благодаря фильму «Черный лебедь». Костюмы для него разработал бренд Rodarte. После выхода картины наряды в стиле балерин появились на подиумах едва ли не каждого бренда. А затем оказались в гардеробах модников.
В последние пару лет к теме балета вновь появился интерес. Социальные сети буквально взорвал тренд на ballet-core (читайте также: Носить или игнорировать? 4 модных тренда, которые нам подарили зумеры). Помимо балеток, пуантов и обтягивающих боди, современные модницы стали все чаще носить юбки, похожие на пачки. Ее добавляют в повседневные образы и сочетают с другими трендами.
Курс на балет настолько эффектно ворвался в модную индустрию, что показы в последние показы заполонила балетная тематика. Свои версии пачек успели показать Jean Paul Gaultier, Lanvin, Chanel и другие именитые дома моды. И хотя все ожидали ухода нашумевшего тренда, Недели моды весна-лето 2025 доказали, что балетная пачка останется в моде еще надолго.