Влияние Коко Шанель на высокую моду XX века неоспоримо, но мало кто знает о ее тесной связи с Россией. Мы расскажем о том, как Великая княгиня Мария Павловна познакомила Шанель с русской аристократией и как балет, культура и ювелирное искусство повлияли на творчество знаменитого кутюрье.
В эмиграции
Русская эмиграция была одним из основных источников вдохновения для Шанель. Она была знакома с многими русскими художниками, музыкантами и писателями, такими как Игорь Стравинский, Сергей Дягилев, Лев Бакст. Они вдохновляли ее своими идеями, талантом и творческими подходами.
В 1920-х годах Шанель познакомилась с Великой княгиней Марией Павловной, супругой князя Ивана Романова, двоюродного брата последнего русского царя Николая II (читайте также: Как мы бы сейчас жили, если бы Романовых не расстреляли: мнения историков). Мария Павловна стала одной из самых преданных клиенток Шанель и активно пропагандировала ее стиль в высшем обществе.
Более того, княгиня руководила мастерской в доме Chanel: «Они прекрасно вышивали, этому обязательно учили девочек в богатых семьях, и я предложила Великой княгине Марии Павловне возглавить мастерскую по вышивке, которую открыла при своем Доме моделей. Успех был колоссальный, блузы и платья, вышитые в русском, и не только, стиле, раскупались моментально. В мастерской работали русские барышни и дамы, но и посетительницами тоже часто бывали русские…».
С братом Марии Павловны же, Дмитрием Павловичем, у Габриэль Шанель был бурный роман, который она позже прозвала «полезным». Именно князь познакомил ее с парфюмером Эрнестом Бо, который создал культовый аромат «Chanel №5».
Обратите внимание:
За кулисами
В начале своей карьеры Шанель была очарована русскими танцовщицами, которые выступали в Париже (читайте также: Потерять карьеру и рассудок: судьбы известных балерин, которые не сложились). Они были известны своей элегантностью, силой и красотой. Шанель начала изучать их движения, костюмы и прически. Она была настолько очарована нарядами балерин, что решила создать балетные костюмы и присоединилась к команде «Русских сезонов».
Коко Шанель признавалась, что то, что происходило за кулисами Дягилевского балета, приводило ее в шок. Она видела, как русские ради искусства даже на репетициях отдавались процессу целиком и по окончании танцев падали почти замертво. У них кутюрье научилась по настоящему работать и даже брала пример с них: «С тех пор я тоже умираю с каждой моделью, пока она создается, и возрождаюсь, когда манекенщица идет в ней по подиуму. И неважно, аплодируют или нет, я сама вижу, не зря ли были смертные муки».
Тогда же Коко решила использовать русские мотивы в своих коллекциях. Она изучала традиционные русские костюмы и адаптировала их элементы. Например, Габриэль Шанель ввела в моду меховые воротники, делала пальто в стиле тулупов, подпоясанные широкие блузы, наподобие традиционных русских рубах, и шапки, которые стали символом роскоши и элегантности.
В ювелирном искусстве
Шанель использовала русские мотивы и символы в своих ювелирных изделиях. Коллекция ювелирных изделий Le Paris Russe de Chanel впервые представляет полную историю отношений между Коко Шанель и Россией. Ее центральным элементом был двуглавый орел, украшающий кольцо и фантазийное колье в сочетании с камелией.
Также в коллекции нашли отражение элементы народного искусства России: яркие вышивки на рубашках, резные кокошники, бархатные головные уборы, украшенные жемчугом и позументом, платки и традиционные набивные рисунки. Эти мотивы можно увидеть в украшениях для волос и колье, «платках» с желтыми сапфирами, гранатами, изумрудами и бриллиантами, которые были популярны в России.
В 60-е годы, когда Шанель не смогла посетить свой показ в Москве на Красной площади. Тогда манекенщицы передали ей букеты из пшеничных колосьев, которые она поставила рядом с бронзовым пшеничным снопом, созданным Робертом Гусансом для ее квартиры. Так воплотилась мечта Шанель о стране, которую она так и не увидела.