Мечта социалистов о доступности стильной и практичной одежды была несовместима с реальностью: советская мода страдала от дефицита. Тем не менее, актрисам отечественного кинематографа удавалось находить способы выглядеть эффектно и стильно в кадре.
Одним из наиболее применимых приемов безусловно был индивидуальный пошив одежды. Так, еще до появления Дома моделей Надежда Ламанова, дореволюционный кутюрье и родоначальница советской моды, предложила людям самостоятельно шить одежду. В 1925 г. был издан альбом «Искусство в быту», приложение к журналу «Красная нива», которое предлагало подробную инструкцию по созданию одежды, эскизы были основаны на моделях Ламановой. Так было задано направления развития советской моды в сторону изобретательности и навыков кройки и шитья.
Советская Марлин Дитрих — Людмила Гурченко многократно использовала эти приемы и стала иконой стиля в СССР (читайте также: Иконы стиля по-советски: на кого хотели быть похожими наши мамы). Легендарная актриса собственноручно создавала экранные наряды, перешивая найденные в комиссионных магазинах модели и вспоминала об этом в своих мемуарах:
«Купишь в комиссионном идиотское платье большого размера, — вспоминала актриса в собственных мемуарах. — Сидишь, крутишь, вертишь… выходишь — все ахают! Где купила? Да так, случайно досталось, заморское… И все верили. А я потом, через время — хвать от него рукава, а вместо складок — юбку дудочкой. И идешь как японская гейша, тюк-тюк-тюк каблучками. Фурор!».
Советская актриса ловко трансформировала не только уцененные товары и вещи из валютных магазинов «Березка», но и не боялась украшать бисером и перьями, укорачивать рукава и сажать по фигуре модели таких дизайнеров как Roberto Cavalli и Dior.
Для стильных современных образов:
Светлана Светличная, ставшая звездой после эпизодической роли в фильме «Бриллиантовая рука», еще в юности вдохновлялась нарядами зарубежных актрис на экранах кинотеатров и обращалась к портнихе, чтобы воссоздать понравившиеся образы. Во взрослом возрасте советская актриса стала сама шить для себя уникальные вещи, используя найденные в комиссионных магазинах зарубежные отрезы ткани.
И создание легендарного образа роскошной блондинки в розовом халате с перламутровыми пуговицами и меховым воротничком не обошлось без участия исполнительницы роли Анны Сергеевны. В сценарии было указано, какими именно должны быть пуговицы, но из-за дефицита команде по костюму достать их не удалось, поэтому Светлана Светличная предложила свои собственные пуговицы, принесенные из дома.
Шили на заказ наряды не только для актрис, но и для актеров советского кино. Так, шикарный костюм-двойка, в котором Андрей Миронов гуляет по турецкому курорту, был произведен в пошивочном цехе специально для актера, его фамилия указана на подкладе. А решение стилизовать изделие с водолазками было вдохновлено летней коллекцией 1967 года Пьера Кардена, что было идеально для создания впечатления заграничного костюма (читайте также: Предсказал моду будущего: 8 вещей, которые нам подарил Пьер Карден — вы тоже их носите).
Найти уникальные модели для создания неповторимого образа можно было не только у портных, но и в валютных магазинах «Березка» или в других комиссионных. Несмотря на то, что представленные там модели были вышедшими из моды, советские женщины перешивали купленные вещи, чтобы сделать их более актуальными и подходящими по фигуре.
Именно в таком месте Наталья Аринбасарова нашла отрез серебристой парчи, из которого было сделано великолепное платье в пол для Венецианского кинофестиваля. Материал второго наряда для выхода на кинофестивале — черный бархат — актрисе предложила свекровь Наталья Кончаловская.