— Это не совсем концерт, это скорее музыкальный спектакль, – объясняет Сергей Сенин, супруг Людмилы Гурченко (он придумал идею и сценарий). Артисты, которые выступают в этом вечере, – Люсины партнеры по кино, по театральной сцене, по эстраде. Те, к кому она относилась с теплом, любовью, уважением. Сюжет выстроен таким образом, что мы словно нажимаем в начале кнопку Рlay – и дальше, до самого финала, без пауз артисты и публика становятся участниками непрерывного действия. Кремлевский дворец – огромная и очень сложная концертная площадка. Нам же хотелось по возможности сделать атмосферу уютной и камерной.
Проведет вечер… сама Людмила Марковна. Через экраны – в монологах из ее книг, спектаклей, фильмов, выступлений, интервью. Максим Аверин, один из любимых Люсиных актеров, невероятно музыкален, пластичен. Кроме сольных номеров он в качестве соведущего подыграет ей и на экране, и на сцене. Там, где не хватало Люсиного визуального присутствия, помогла замечательная актриса Юлия Пересильд. Она исполняет главную роль в многосерийном фильме «Люся Гурченко», который недавно закончил снимать телеканал «Россия 1». И в нашем вечере, пусть ненадолго, появится в образе Людмилы Марковны на экране. И на сцене, но уже с двумя сольными номерами. Мы с Юлией не были знакомы, но даже в процессе обсуждения и тем более уже непосредственно на съемке понял, насколько они схожи – в ответственности, самоотдаче, внутренней подготовке к роли. И, может быть, в главном – точной работе мысли над ролью. Без этой схожести вряд ли что-то получилось бы. Ведь мы не стремились к абсолютному внешнему совпадению. Иначе можно было бы прибегнуть и к пластическому гриму… Рад, что не стали этого делать. Актриса схватила Люсину суть. Да так, что, когда зашел на площадку и увидел ее в образе, замер. Показалось, Люся здесь, с нами… Главное в этом вечере, конечно, музыка. Артисты исполнят песни, написанные Людмилой Марковной, и ее хиты из фильмов и телебенефисов. Название родилось сразу. «Еще не раз вы вспомните меня…» – строка из Люсиной композиции на стихи Николая Гумилева.
Последние несколько лет Люся работала над сценарием фильма «Танцплощадка». О жизни «уходящего» большого танцовщика, о его сложной судьбе, о любви. К фильму она сочинила и музыку, но – в рабочем варианте, под домашнее пианино. 21 октября один из самых любимых ее партнеров в кино и на сцене, большой друг в жизни Николай Фоменко споет придуманную ею, но так и не услышанную песню к этому фильму…
Сюрпризов будет немало. Но пересказывать нет смысла, это стоит увидеть! Как и Люся в своих сольных концертах, мы следовали ее безусловному правилу: каждый номер не случайный, каждый номер – главный.
«Это попытка прикоснуться к великой женщине. Но, безусловно, мы все понимаем, что второй такой Люси быть не может. К вопросу о том, чувствую ли я себя Людмилой Марковной. Конечно, я другая. Но очень хочется, чтобы такие женщины-легенды, как она, как можно дольше оставались в нашей памяти», – говорит Юлия Пересильд. На фото – в образе и в платье Людмилы Гурченко (к слову, при всей видимой сложности концертный костюм актрисы снимается с помощью одной молнии).
Модельер Владимир Середин (автор белого и черного платья Людмилы Гурченко):
— С великой Людмилой Марковной мы познакомились на съемках новогоднего проекта на Первом канале. Она пела лирическую песню Стинга «Windmills of Your Mind» (в переводе на русский – «Мельницы памяти»).
Случился конфликт с режиссером. Я нарисовал для Людмилы Марковны изящное платье с черно-белыми розами на рукавах, а режиссер видел ее как героиню в черном платье с мундштуком. Что делать? Она посоветовала: «Давай оставим розы и покажем уже готовое платье». Придумал, что цветы, в конце концов, можно не пришивать, а надеть их вместе с перчатками. И вот проба, свет… Людмила Марковна так красиво обыграла все, что режиссер сразу объявил съемку следующего дубля со словами: «Розы обязательно нужно оставить!» За кулисами Гурченко подошла и сказала: «Запомни, полдела режиссеру никогда не нужно показывать». С той поры мы были дружны. Судьба еще раз свела на проекте канала НТВ «Марковна. Перезагрузка». Костюмы получились контрастные, от эстетики поп-арта до романтизма, их она позже использовала и в других работах.
Люсины платья шили на эталонный манекен с талией 60 сантиметров. Однажды попробовал надеть на Людмилу Марковну корсет, чтобы затянуть талию еще туже. И знаете, это оказалось некрасиво. Исчезли хрупкость, легкость. Корсет подразумевает, что под него нужно что-то спрятать, а прятать действительно ничего не надо было.
Иногда мы вместе пили чай. Она как всегда из блюдечка, с сахаром вприкуску. Всегда был рад общению. Людмила Марковна после ухода часто мне снится, дает знаки. Например, при жизни мы обсуждали ее клип на песню Земфиры «Хочешь?». Там есть строчка «Пожалуйста, не умирай…». Она в черном платье взмахивает шлейфом и превращается в пепел. Мне эта визуализация не понравилась. Нарисовал бархатный костюм – жизнеутверждающий, красный. Но так вышло, что самому не удалось поучаствовать в этом проекте. Когда ее не стало, со светлой грустью думал: вот если бы тогда убедил, возможно, что-то бы изменил… Однажды в гости пришла знакомая художница. И в напряжении сообщила: «Сегодня видела во сне Людмилу Гурченко, она сказала: «Вот тебе красное платье, которое придумал Середин. Иди, покажи ему, что оно у меня есть».
Люся и сама утонченно шила и вышивала. Огромный шкаф в ее гостиной был заполнен шляпками, горжетками, перчатками, шарфиками, фрагментами вышивок ее собственного изготовления. Дружба с ней вдохновляла…
Она была очень современным человеком. В жизни одевалась гораздо проще, но всегда элегантно. Такой французский шик, легкая небрежность, что-то, знаете, от Марлен Дитрих.
Стиль чувствовался, даже когда она ходила по дому в халате. Казалось, что и в этот момент про нее снимают кино, вокруг камеры, свет. Это было ее жизнью. Звезда!
Секрет ее стиля
Валентин Юдашкин, кутюрье:
– С Людмилой Марковной мы вели большую работу на протяжении почти 15 лет. Создавали костюмы для съемок в кино, сценических, концертных выступлений, фотосессий, видеоклипов. Людмила Гурченко – настоящая дива. У нее было и понимание красоты, и знание себя, своих актерских возможностей, благодаря чему она всегда придумывала образ, гармонично сочетающийся с каждой ролью, песней. Умела выбирать, делала это тщательно, продуманно. Никогда ничего лишнего. Была весьма требовательна к себе, к своему внешнему виду. Могла надеть и мужской костюм, и кружевное платье – великолепно смотрелась и в том, и в другом. В ее гардеробе присутствовала и ручная работа: декор, отделка, выполненная с теплом. Актриса знала толк в этом. И еще один важный момент: ее концертные и театральные образы отличались закрытостью («Мой фасон – закрытое горло, закрытые руки... Я все время мерзну!» – шутила актриса. – Прим. «Антенны»). Однако оставляли ощущение открытости. В этом и кроется определенная тайна, уникальность ее стиля. Таких, как она, нет и не будет.