Как создавали легендарные платья Людмилы Гурченко
Фото
Роман Кузнецов

— Это не совсем концерт, это скорее музыкальный спектакль, – объясняет Сергей Сенин, супруг Людмилы Гурченко (он придумал идею и сценарий). Артисты, которые выступают в этом вечере, – Люсины партнеры по кино, по театральной сцене, по эстраде. Те, к кому она относилась с теплом, любовью, уважением. Сюжет выстроен таким образом, что мы словно нажимаем в начале кнопку Рlay – и дальше, до самого финала, без пауз артисты и публика становятся участниками непрерывного действия. Кремлевский дворец – огромная и очень сложная концертная площадка. Нам же хотелось по возможности сделать атмосферу уютной и камерной.

Как создавали легендарные платья Людмилы Гурченко
Людмила Гурченко
Фото
канал НТВ
Как создавали легендарные платья Людмилы Гурченко
Юлия Пересильд
Фото
Роман Кузнецов

Проведет вечер… сама Людмила Марковна. Через экраны – в монологах из ее книг, спектаклей, фильмов, выступлений, интервью. Максим Аверин, один из любимых Люсиных актеров, невероятно музыкален, пластичен. Кроме сольных номеров он в качестве соведущего подыграет ей и на экране, и на сцене. Там, где не хватало Люсиного визуального присутствия, помогла замечательная актриса Юлия Пересильд. Она исполняет главную роль в многосерийном фильме «Люся Гурченко», который недавно закончил снимать телеканал «Россия 1». И в нашем вечере, пусть ненадолго, появится в образе Людмилы Марковны на экране. И на сцене, но уже с двумя сольными номерами. Мы с Юлией не были знакомы, но даже в процессе обсуждения и тем более уже непосредственно на съемке понял, насколько они схожи – в ответственности, самоотдаче, внутренней подготовке к роли. И, может быть, в главном – точной работе мысли над ролью. Без этой схожести вряд ли что-то получилось бы. Ведь мы не стремились к абсолютному внешнему совпадению. Иначе можно было бы прибегнуть и к пластическому гриму… Рад, что не стали этого делать. Актриса схватила Люсину суть. Да так, что, когда зашел на площадку и увидел ее в образе, замер. Показалось, Люся здесь, с нами… Главное в этом вечере, конечно, музыка. Артисты исполнят песни, написанные Людмилой Марковной, и ее хиты из фильмов и телебенефисов. Название родилось сразу. «Еще не раз вы вспомните меня…» – строка из Люсиной композиции на стихи Николая Гумилева.

Последние несколько лет Люся работала над сценарием фильма «Танцплощадка». О жизни «уходящего» большого танцовщика, о его сложной судьбе, о любви. К фильму она сочинила и музыку, но – в рабочем варианте, под домашнее пианино. 21 октября один из самых любимых ее партнеров в кино и на сцене, большой друг в жизни Николай Фоменко споет придуманную ею, но так и не услышанную песню к этому фильму…

Сюрпризов будет немало. Но пересказывать нет смысла, это стоит увидеть! Как и Люся в своих сольных концертах, мы следовали ее безусловному правилу: каждый номер не случайный, каждый номер – главный.

Как создавали легендарные платья Людмилы Гурченко
Фото
Роман Кузнецов

«Это попытка прикоснуться к великой женщине. Но, безусловно, мы все понимаем, что второй такой Люси быть не может. К вопросу о том, чувствую ли я себя Людмилой Марковной. Конечно, я другая. Но очень хочется, чтобы такие женщины-легенды, как она, как можно дольше оставались в нашей памяти», – говорит Юлия Пересильд. На фото – в образе и в платье Людмилы Гурченко (к слову, при всей видимой сложности концертный костюм актрисы снимается с помощью одной молнии).

Как создавали легендарные платья Людмилы Гурченко
Фото
Роман Кузнецов

Модельер Владимир Середин (автор белого и черного платья Людмилы Гурченко):

— С великой Людмилой Марковной мы познакомились на съемках новогоднего проекта на Первом канале. Она пела лирическую песню Стинга «Windmills of Your Mind» (в переводе на русский – «Мельницы памяти»).

Случился конфликт с режиссером. Я нарисовал для Людмилы Марковны изящное платье с черно-белыми розами на рукавах, а режиссер видел ее как героиню в черном платье с мундштуком. Что делать? Она посоветовала: «Давай оставим розы и покажем уже готовое платье». Придумал, что цветы, в конце концов, можно не пришивать, а надеть их вместе с перчатками. И вот проба, свет… Людмила Марковна так красиво обыграла все, что режиссер сразу объявил съемку следующего дубля со словами: «Розы обязательно нужно оставить!» За кулисами Гурченко подошла и сказала: «Запомни, полдела режиссеру никогда не нужно показывать». С той поры мы были дружны. Судьба еще раз свела на проекте канала НТВ «Марковна. Перезагрузка». Костюмы получились контрастные, от эстетики поп-арта до романтизма, их она позже использовала и в других работах.

Люсины платья шили на эталонный манекен с талией 60 сантиметров. Однажды попробовал надеть на Людмилу Марковну корсет, чтобы затянуть талию еще туже. И знаете, это оказалось некрасиво. Исчезли хрупкость, легкость. Корсет подразумевает, что под него нужно что-то спрятать, а прятать действительно ничего не надо было.

Как создавали легендарные платья Людмилы Гурченко
Фото
Роман Кузнецов
Как создавали легендарные платья Людмилы Гурченко
Фото
НТВ

Иногда мы вместе пили чай. Она как всегда из блюдечка, с сахаром вприкуску. Всегда был рад общению. Людмила Марковна после ухода часто мне снится, дает знаки. Например, при жизни мы обсуждали ее клип на песню Земфиры «Хочешь?». Там есть строчка «Пожалуйста, не умирай…». Она в черном платье взмахивает шлейфом и превращается в пепел. Мне эта визуализация не понравилась. Нарисовал бархатный костюм – жизнеутверждающий, красный. Но так вышло, что самому не удалось поучаствовать в этом проекте. Когда ее не стало, со светлой грустью думал: вот если бы тогда убедил, возможно, что-то бы изменил… Однажды в гости пришла знакомая художница. И в напряжении сообщила: «Сегодня видела во сне Людмилу Гурченко, она сказала: «Вот тебе красное платье, которое придумал Середин. Иди, покажи ему, что оно у меня есть».

Люся и сама утонченно шила и вышивала. Огромный шкаф в ее гостиной был заполнен шляпками, горжетками, перчатками, шарфиками, фрагментами вышивок ее собственного изготовления. Дружба с ней вдохновляла…

Она была очень современным человеком. В жизни одевалась гораздо проще, но всегда элегантно. Такой французский шик, легкая небрежность, что-то, знаете, от Марлен Дитрих.

Стиль чувствовался, даже когда она ходила по дому в халате. Казалось, что и в этот момент про нее снимают кино, вокруг камеры, свет. Это было ее жизнью. Звезда!

Секрет ее стиля

1/2
Фото:
Роман Кузнецов

Валентин Юдашкин, кутюрье:

– С Людмилой Марковной мы вели большую работу на протяжении почти 15 лет. Создавали костюмы для съемок в кино, сценических, концертных выступлений, фотосессий, видеоклипов. Людмила Гурченко – настоящая дива. У нее было и понимание красоты, и знание себя, своих актерских возможностей, благодаря чему она всегда придумывала образ, гармонично сочетающийся с каждой ролью, песней. Умела выбирать, делала это тщательно, продуманно. Никогда ничего лишнего. Была весьма требовательна к себе, к своему внешнему виду. Могла надеть и мужской костюм, и кружевное платье – великолепно смотрелась и в том, и в другом. В ее гардеробе присутствовала и ручная работа: декор, отделка, выполненная с теплом. Актриса знала толк в этом. И еще один важный момент: ее концертные и театральные образы отличались закрытостью («Мой фасон – закрытое горло, закрытые руки... Я все время мерзну!» – шутила актриса. – Прим. «Антенны»). Однако оставляли ощущение открытости. В этом и кроется определенная тайна, уникальность ее стиля. Таких, как она, нет и не будет.

Коллеги о Людмиле Гурченко

Как создавали легендарные платья Людмилы Гурченко
Фото
Роман Кузнецов

Максим Аверин, артист:

— Мы познакомились перед проектом «Марковна: Перезагрузка», где работали вместе. На нашей первой встрече в кафе на Патриарших я прочел ей все, что люблю, а она в ответ начала рассказывать краткое содержание «Глухаря» и сказала: «Мне нравится, как ты это делаешь: улыбаешься, а потом – раз, в глазах печаль, и черное пальто…»На тех съемках график был сложнейший: работали часов до 4 утра, а в 6 она снова была на студии. Но ни разу не показала, что устала. Помню, у нас должна была быть досъемка в центре города. Я приезжаю и говорю: «Людмила Марковна, вы успели отдохнуть?» Она жутко обиделась тогда: «Разве можно женщине такое говорить?»Гурченко не ассоциируется с прошедшем временем. Она есть и сейчас. Сколько прошло времени с ее ухода? Пять лет… Примерно столько же существует мой моноспектакль «Все начинается с любви» (актер читает в нем стихотворения, поет, рассказывает о съемочном закулисье. — Прим. «Антенны»), и за эти годы его программа меняется, но ту часть спектакля, где задействована она, наш эпизод из «Марковна: Перезагрузка», я не могу до сих пор убрать. Артист жив, пока о нем помнят.
1/1
Фото:
кадр из фильма «Виват, гардемарины»

Кристина Орбакайте, актриса:

— Мы познакомились с Людмилой Марковной, когда мне было всего 17 лет. Я играла принцессу Фике в фильме «Виват, гардемарины!», а она – мою мать, герцогиню Иоганну Ангальт-Цербстскую. Мне повезло, что я сразу попала под ее крыло. Людмила Марковна не всех к себе приближала, а мы с ней быстро нашли общий язык и много времени стали проводить за разговорами не только творческими, но и житейскими, бытовыми, нам всегда было о чем пошептаться. Маму свою я видела редко, не обо всем могла ей откровенно рассказать, а у Людмилы Марковны могла спросить все, что у мамы не могла. Я уже часто рассказывала эту историю о том, что в детстве у меня был небольшой комплекс из-за внешности. Встречались некоторые любители пройтись по моему профилю. Как-то рассказала об этом Гурченко, на что она, выслушав, ответила: «Что ты мучаешься? Ты этим носом себе дорогу пробила!» И меня так отпустило, так стало хорошо и спокойно, на все стало абсолютно наплевать. Позже мама всегда шутила: «Значит, я ей сто раз это повторяла, она не слушала, а как Гурченко сказала, так ее отпустило». Ну вот так получилось. Спасибо Людмиле Марковне за все. Это такой бесценный опыт. Ты всегда находишься во власти ее обаяния, даже забываешь слова своей роли, только следишь за ее движениями, интонациями, впитываешь все как губка. После «Гардемаринов» мы еще снимались с Людмилой Марковной в музыкальном телефильме «Женское счастье» в 2000 году и позже, где бы мы с ней не встречались по жизни, мы всегда тепло обнимались, и нам всегда было о чем друг другу рассказать.

Владимир Кристовский, солист Uma2rman:

— Для тех, кто родился в Советском Союзе, первой в музыке всегда была Алла Пугачева, а в кино, конечно, Людмила Гурченко. Помню ее в «Карнавальной ночи» какого-то лохматого года, когда меня еще и на свете не было, в картине «Любовь и голуби» и во многих других фильмах. А познакомился с ней, когда для новогоднего концерта нашей группе предложили исполнить в дуэте с Людмилой Марковной «Проститься». Получилось душевно. Второй раз встретились во время работы над песней «Любовь на сноуборде». Я тогда хотел, чтобы партию в припеве исполнила оперная певица. А потом передумал, когда вспомнил о Гурченко. Согласилась она на нашу авантюру быстро. Да и запись прошла легко. Людмила Марковна должна была исполнять только строчку «любовь на сноуборде». Только Гурченко не знала, что такое сноуборд, не могла выговорить это слово, смешно его коверкала, потому что не понимала, о чем речь. Я ее поправлял, чтобы произношение не хромало. Она не обижалась и повторяла снова и снова. Смеялась. На записи все это осталось. На самом деле Гурченко была большая умница и профессионал, работать с ней было очень легко. Никакой пафосности. И результат нам понравился – получилось необычно, она очень по-актерски спела.

Владислав Третьяк, хоккеист, трехкратный олимпийский чемпион:

— Мне кажется, я знал Людмилу Марковну с детства. Каждый Новый год с нетерпением ждал «Карнавальной ночи». Родители укладывали детей спать, и мы лежали на полу и слушали музыку из этого фильма… Потом мы познакомились с Людмилой Марковной, встречались в московском Английском клубе, на мероприятиях. Она приезжала на Олимпиады, участвовала в капустниках, которые проводил Николай Озеров. И часто исполняла со сцены песню «Команда молодости нашей», которая стала гимном всех спортсменов.Каждая встреча с Людмилой Марковной была как праздник. Она любила и анекдоты послушать, и посмеяться. Помню, когда говорил: «У меня три внука, я дед…», она отвечала: «Никому не рассказывай! Какой ты дед? Посмотри на себя в зеркало!».Людмила Марковна интересовалась спортом, болела за нашу сборную по хоккею. Смотрела матчи, особенно переживала, если играли с канадцами. Когда мы выигрывали, звонила и поздравляла. Она была патриоткой, говорила: «Горжусь вами».Сама Людмила Марковна, насколько я знаю, спортом не занималась, но говорила, что делает гимнастику и зарядку по утрам. И диету соблюдала – тоже своего рода спорт, это характер надо иметь, не каждый может себе позволить отказаться от пирожного. Поэтому она всегда была в форме и так легко двигалась на экране.