Орлова, Плисецкая, Терехова: как одевались советские звезды — а вы помните их образы?
Любовь Орлова
Фото
Legion Media

Во времена советских артисток не существовало домов моды, нельзя было пойти и выбрать: хочу эти туфли, шляпку, чтобы стилист мне прическу под нее сделал. Все было не так, как у Джины Лоллобриджиды, Мэрилин Монро, Софи Лорен или Одри Хепберн, когда на помощь приходили знаменитые кутюрье Живанши, Пьер Карден или Кристиан Диор.

Вещи наших актрис — это действительно с кровью выбитые шляпки и туфли, купленные у спекулянтов сумочки, украшения. Они были талантливыми, красивыми, но при этом рядовыми советскими женщинами, которым приходилось держать марку (читайте также: Символы эпохи: Джина Лоллобриджида и еще 9 икон стиля, на которых равнялись наши мамы).

К примеру, в моей коллекции есть платье актрисы Юлии Борисовой, на нем вышивка с дореволюционного наряда 1910-х годов нашита на новый бархат. В стране тогда не было ни бисера, ни таких рук, которые могли бы выполнить подобную работу. Потому многие артистки распарывали старинные платья и сами создавали новые. Эта была элегантность трудной ценой.

Александр Васильев
Платье Натальи Фатеевой
Фото
Сергей Джевахашвили

Собирал я эти вещи 40 лет. Здесь около 70 нарядов и порядка 300 аксессуаров. Это самая мощная в нашей стране коллекция личных гардеробов звезд отечественного кино. Большинство платьев я никогда нигде не показывал. Многие были специально отреставрированы, у меня над этим 12 специалистов трудились — восстанавливали бисер, кружево, шляпы, обувь, стилист Кирилл Гасилин «оживлял» костюмы.

Когда смотришь на эти наряды, появляется такое чувство, будто звезды, носившие их, все еще с нами, они тут, рядом, живы. Их вещи говорят о многом: о вкусе, об их лишениях, желании нравиться и блистать.

Отечественные кинозвезды были иконами стиля в своем поколении (читайте также: Мода СССР: 30 крутых образов из советских фильмов). Женщины подражали их прическам, платьям, копировали кофточки, брошки, помаду, подводку глаз, даже имена! Называли в честь артисток своих дочек, потому что хотели, чтобы они стали такими же звездами.

Мало кто помнит наших артисток немого кино, их имена, к сожалению, многими забыты. Не умеем мы хранить свою историю, зато готовы бесконечно воспевать Монро, Марлен Дитрих и при этом учимся патриотизму… Почему бы не пересмотреть старые фильмы, не узнать, как звали актрис, с которых началась история отечественного кинематографа?

Удивляют наряды артисток немого кино Веры Холодной, Натальи Лисенко, Натальи Кованько, звезд сталинской эпохи, послевоенного периода.

Платье Ольги Баклановой, знаменитой русской звезды Голливуда 30-х годов, можно назвать жемчужиной. Она в России малоизвестна, была популярна до 1925 года, пока не отправилась на гастроли в США и не осталась там жить. И ее, актрису, которой мы должны гордиться, вычеркнули из нашей истории. Мне удалось достать от ее племянницы это платье.

От Любови Орловой почти не осталось гардероба, потому что когда ее не стало, родственники выкинули вещи на помойку. Рената Литвинова подарила мне ее палантин из горностая. Ее серебряные туфли, которые она подарила коллеге по театру Этель Ковенской перед тем, как та эмигрировала в Израиль, я ждал 25 лет! Актриса их хранила! Я писал ей письма все эти годы, и перед своей смертью она сказала мне: «Теперь они твои».

Любовь Орлова
Любовь Орлова в фильме «Встреча на Эльбе», 1949 год
Фото
Legion Media

Мне кажется, что для женщины обувь — это половина образа. Я очень горжусь, что смог сохранить туфли Маргариты Тереховой, Майи Плисецкой, Ии Саввиной, Веры Марецкой, Ирины Мирошниченко.

Вещи Золушки — Янины Жеймо было трудно найти, мне их подарила ее дочка. Думаю, что многие любят латышскую звезду Вию Артмане, дочь артистки передала в мою коллекцию два ее наряда. Из новых приобретений отмечу жакет мамы Майи Плисецкой, актрисы немого кино Рахиль Мессерер. Черное платье в белый горошек для Каннского кинофестиваля звезды сталинской эпохи Людмилы Целиковской, платье «красная бомба» Клары Лучко, в котором она тоже была в Каннах.

Майя Плисецкая
Майя Плисецкая
Фото
Legion Media

Эти вещи связаны с их славой в кино. И думаю, что еще одна яркая жемчужина — это пальто Лили Брик — звезды немого кино, возлюбленной Владимира Маяковского. Оно было сшито в Париже, в доме мод Гре для ее родной сестры Эльзы Триоле. Брик не могла одеваться так же элегантно, как парижанки, потому Эльза отдавала ей свои старые платья. Горжусь, что у меня есть пальто, которое носила эта легендарная женщина.

Клара Лучко
Клара Лучко
Фото
Legion Media