Скромность, уважение и связь с духовными традициями — три основополагающих смысла, которые вкладываются в хиджаб. Элемент одежды ассоциируется с исламской культурой, однако его история гораздо глубже и старше самой религии. Когда и почему в арабских странах возникла традиция ношения хиджаба?
Ответы кроются не только в религиозных предписаниях, но и в культурных, климатических и социальных особенностях региона. Разбираемся, как скромное покрытие головы стало символом женской идентичности и веры.
Доисламский период: традиции, заложенные веками
Покрытие головы и тела женщины появилось задолго до возникновения ислама. В древних арабских племенах женщины из знатных семей носили длинные покрывала как символ статуса. Это был не только способ защитить себя от палящего солнца пустыни, но и продемонстрировать принадлежность к высшему слою общества.
Чем роскошнее и сложнее было покрывало, тем выше был социальный статус его обладательницы (читайте также: 9 вещей, которые никогда не наденет богатая женщина).
Лейла Бехти
К тому же, Аравийский полуостров находился на пересечении торговых путей, где арабы активно контактировали с другими культурами, включая персов и византийцев. У последних также существовала традиция закрывать волосы, особенно среди замужних женщин. Взаимодействие повлияло на восприятие женского облика в арабском обществе.
Может быть интересно:
Хиджаб и Коран: что говорит священный текст
С приходом ислама в VII веке многие традиции арабского мира были переосмыслены и интегрированы в религиозные нормы. В Коране есть прямые упоминания о необходимости скромной одежды для женщин. Так, в суре «Ан-Нур» (24:31) говорится, чтобы женщины прикрывали свои украшения и вырез на груди. А в суре «Аль-Ахзаб» (33:59) пророк Мухаммед призывает женщин верующих опускать свои покрывала, чтобы их могли отличать и уважать.
Важно отметить: слово «хиджаб» в Коране упоминается в значении «преграда» или «барьер». Однако термины «химар» и «джильбаб», описывающие элементы одежды, стали основой для предписания ношения покрывала. Получается, хиджаб как религиозная традиция вырос из общего стремления к скромности и защиты (читайте также: Чем хиджаб отличается от паранджи).
Лия Кебеде, Салли Хокинс
Роль Умара ибн аль-Хаттаба
Исторические хроники приписывают одному из ближайших соратников пророка, халифу Умару ибн аль-Хаттабу, ключевую роль в закреплении традиции хиджаба. Согласно хадисам, однажды он увидел на улице Сауду бинт Зам’а, одну из жен пророка Мухаммеда, и воскликнул: «Мы узнали тебя, о Сауда!». Высказывание вызвало необходимость предписания носить покрывало, чтобы отличать жен пророка от других женщин и защитить их от посторонних взглядов.
Предписание вскоре распространилось и на других мусульманок, становясь не только религиозной нормой, но и важным социальным кодексом.
Хиджаб в современной культуре
Сегодня хиджаб воспринимается как символ идентичности мусульманской женщины. Его носят не только в арабских странах, но и по всему миру. Он остается связующим звеном между религиозными предписаниями и культурным наследием.
При этом важно понимать: отношение к ношению хиджаба варьируется от страны к стране. Для одних это духовный выбор, для других — следование традициям.
Джеральдин Висванатан
Хиджаб, который сейчас воспринимается как символ исламской культуры, возник задолго до самой религии. Это не только религиозная обязанность, но и способ защиты, самовыражения и подчеркивания социальной роли женщины.