2 июня 1953 года Елизавета Александра Мария официально взошла на престол. Впервые коронацию британского монарха транслировали по телевидению: за церемонией внимательно наблюдали 27 миллионов человек. Трудно вообразить, насколько ответственно Елизавета подходила к выбору образа. Платье, в котором 27-летняя девушка предстанет перед публикой, должно было навсегда войти в историю. Именно так и произошло.
Как создавался образ
Подготовку одного из самых важных нарядов в жизни королевы доверили британскому кутюрье Норману Хартнеллу. Он работал с семьей не впервые: именно Норман придумал свадебное платье Елизаветы (читайте также: Королевская мода: 20 свадебных платьев настоящих принцесс). На плечах дизайнера лежала большая ответственность: Хартнелл создавал не только коронационный аутфит для будущей монархини, но и образы для фрейлин и женской половины семьи. Неудивительно, что это событие стало пиком его карьеры.
Елизавета четко представляла, как должно выглядеть платье ее мечты — белый атлас, прослеживаемая связь со свадебным нарядом, олицетворение силы и мощи, которое мгновенно считывается каждым зрителем. Кутюрье погрузился в историю коронационных нарядов, съездил в музеи и тщательно готовился, изучая все тонкости дресс-кода.
Конечно, дизайн придумывал Норман, но Лилибет следила за каждым шагом творца. Утверждению финального варианта предшествовали восемь консультаций. Наконец, появилось оно — роскошное платье с вырезом в виде сердца и невероятным декором из драгоценных камней. Кстати, атлас, из которого выполнен наряд, производили на ферме у замка Луллингстон: здесь же брали ткань для коронационного платья королевы-матери и того самого свадебного платья Елизаветы.
Вам понравится:
Наполнение символикой
Многие предметы гардероба королевской семьи несут в себе тайный смысл (читайте также: Пальто Кейт и костюм Гарри: наряды королевской семьи, которые несут в себе тайный смысл). Безусловно, в коронационном платье Елизаветы до мелочей продумали каждую деталь. На наряде отобразили главные символы Великобритании и стран Содружества — цветы лотоса для Южной Африки, канадские кленовые листья, ирландский трилистник, чертополох для Шотландии, английские розы, а также снопы колосьев для Пакистана. Каждый элемент декорировался дорогими камнями — жемчугом, бриллиантами, аметистами. На украшение платья у швей ушло примерно 3000 часов.
Узнать хотя бы малейшие подробности о коронационном платье мечтали многие: представьте, какая охота началась бы за копиями наряда Елизаветы. Но каждый шаг держали в тайне, да и сам дизайнер до конца оставался честным с королевской семьей — Нормана не удалось подкупить никому, хотя суммы предлагали внушительные.
Долгожданная примерка
Приближалось Рождество, а вместе с ним и первая примерка знакового платья. Наряд нужно было довести до совершенства: посадка юбки с обилием декора оказалась тяжелой. Доработать образ помогли кремовая тафта и несколько слоев конского волоса — теперь вес распределялся равномерно.
Любой конфуз на церемонии превратился бы в настоящую катастрофу, поэтому перед мероприятием Елизавета и фрейлины проигрывали самые разные сценарии — от простой ходьбы до выхода из кареты. Корону привезли во дворец секретно: вес головного убора составлял больше 3 килограммов, поэтому хрупкой девушке предстояло приноровиться к тяжелой, но важной ноше. Для этого Лилибет надевала корону во время повседневных дел — например, чаепитий или чтения прессы.
Мечты стали реальностью
Дизайнер привез во дворец платье за три дня до коронации. Наряд превзошел все ожидания. После примерки комментарий Елизаветы был немногословным, но емким: «Великолепно», — так описала она свои эмоции. Завершала легендарный аутфит бархатная пурпурная мантия, украшенная орнаментом из золотых оливковых листьев и пшеницы — символами процветания и мира.
День Х: 2 июня 1953 года
В Вестминстерское аббатство прибыли более 8 тысяч гостей. При этом автора коронационного платья среди них не оказалось — Норман думал, что будет мешаться в этот великий день. Елизавета появилась перед публикой и выглядела превосходно. Протокол предписывал надеть на платье белую одежду, выполненную из льна. Ее также сделал кутюрье. И пошел на риск, придумав для королевы милый несогласованный подарок: с левой стороны появился четырехлистник — знак удачи, который сопровождал Елизавету II.