Популярность и роскошь, развлечения и знакомства, многомилионные контракты и обложки журналов — каждая девушка хотя бы раз в жизни мечтала стать моделью. Но не в Советском союзе. В то время эта профессия считалась унизительной и зазорной. В сегодняшнем материале расскажем, почему в СССР к манекенщицам относились с таким пренебрежением.
Работники без имени
В 1945 году появился первый Дом моделей на Кузнецкий Мост, задачей которого было создание и показ одежды для массового покупателя. Не было ни громких показов, ни контрактов, ни фотоссесий, ведь журналы предпочитали рисованные иллюстрации, а потому у работниц дома оставалось одно занятие — демонстрировать вещи на подиуме.
По имени ни модельеров, ни уж тем более рядовых манекенщиц никто не называл, вся работа считалась коллективной. В таких условиях когда-то начали творческий путь Вячеслав Зайцев, Вера Аралова и Александр Игманд, который одевал самого Леонида Брежнева.
Билет на скромный показ новой коллекции стоил 5 рублей. Для иностранцев — сущие копейки, но для советских работяг — целое состояние. Сама одежда тоже была не по карману простым гражданам и ее скупал высший свет (читайте также: Дефицит не помеха: 15 модных лайфхаков из СССР, которыми пользовались все — а вы про них знали?). Неудивительно, что вскоре место, где довольствовались сливки общества, среди народа обросло слухами и домыслами.
Вам пригодится:
Манекен без прав
Манекенщица — название профессии, которое сложилось в народе. Таким способом люди выражали пренебрежение к девушкам, которые бесполезно проводили время, исполняя роль обычных вешалок. Представляете, какого это было слышать в свой адрес?
На деле в документах значилась запись «демонстратор одежды». Красавицы были такими же обыкновенными трудящимися: рабочий день от 8 до 10 часов, трудовые книжки, стаж, никаких баснословных зарплат и знаменитых «90-60-90», ведь одежда выпускалась для народа.
За дефилирование по подиуму получали примерно 70 рублей. Для сравнения: уборщица на производстве зарабатывала 80 рублей. Причем у манекенщиц не было даже профсоюза, который защищал бы права и отстаивал выплаты сверхурочных.
Яркая обертка с невкусной начинкой
Советские труженики негодовали, что модели вращаются с элитой, носят роскошные наряды, ходят по подиуму с макияжем и укладкой и еще получают за это деньги. Девушек судили по внешнему облику, не подозревая о сложностях и несправедливости, которые царили внутри профессии.
В прессе появлялись «разоблачительные» материалы о моральном облике манекенщиц: мол работа легкая, значит и образ жизни подобающий. Их презирали и называли бездельницами. Даже Никита Михалков представлял журналистам жену-манекенщицу как переводчика. Подумать страшно, что чувствовали советские модели!
Омрачало репутацию и то, что за модницами любили поухаживать иностранцы и высокие чины. Правда, в первом случае за девушками круглосуточно следил КГБ и за рубежом их даже не выпускали из отеля, а во втором — красотка либо отвечала на ухаживания, либо прощалась с карьерой. Вот и привлекай после такого внимание мужчин!
Драматичные судьбы
Лишь некоторые модели сумели построить успешную карьеру. Но, к сожалению, не жизнь.
Например, первой звездой Дома моделей стала Валентина Яшина. Оставшись одной с ребенком на руках, она попала в бизнес и выходила на подиум до 65 лет! Однако счастливой ее жизнь не назовешь: последние годы Валентина пребывала в бедности и одиночестве, а в ее смерти подозревают родных.
Трагичной оказалась и судьба Регины Збарской. Она работала с Кристианом Диором и Пьером Карденом, но сама ее жизнь была окутана тайной. Девушка пыталась покончить с собой, попала в психлечебницу, и последние годы трудилась уборщицей в Доме моделей, где когда-то начала головокружительную карьеру. Умерла Регина от передозировки снотворным.
Разыгралась драма и в жизни Галины Миловской. Она стала первой манекенщицей СССР, которая появилась на страницах Vogue (читайте также: Иконы стиля или офисные мыши? Как выглядят главные редакторы Vogue в разных странах). На снимке Миловская сидит на фоне Кремля, расставив ноги. Позу посчитали непристойной, развязался скандал, и Галина потеряла работу. Она переехала в Америку, но успеха в моделинге не сыскала и стала документалистом.