Великая балерина была большой модницей, и это общеизвестный факт. Костюмы для ее балетов создавали Ив Сен Лоран и Жан-Поль Готье. А с Пьером Карденом балерину связывали 35 лет дружбы, вечерние туалеты и повседневные платья от Кардена занимали почетное место в ее гардеробе. Одиннадцать платьев от Кардена составляют большую часть экспозиции.
Это концертное платье (на фото вверху) из черного бархата с треном и контрастным зеленым поясом Пьер Карден сшил еще в 1995 году. Именно в нем Плисецкая появилась в гала-концертах «Мода и танец» с участием Кардена в Большом концертном зале «Октябрьский» в Петербурге и в концертном зале «Россия» в Москве.
Фантастический костюм Воды (в центре) Пьер Карден создавал специально для роли Майи Плисецкой в советско-американском фильме «Синяя птица» («Ленфильм», 1976). Увы, но в этом фильме балерина так и не снялась. А вот в белых платьях с рукавами-буфами (на фото слева и справа) Плисецкая танцевала в балете Родиона Щедрина «Дама с собачкой» (1985). В начале нынешнего года, всего за несколько недель до смерти, Плисецкая лично передала эти платья в музей для запланированной выставки.
А в этих платьях, ярко-желтом и белоснежном, Плисецкая блистала в балете «Анна Каренина» (1972). Художником по костюмам вновь выступил Пьер Карден. Модельер буквально загорелся идеей через костюмы рассказать свою историю одной из самых знаменитых героинь Льва Толстого. И Плисецкая осталась довольна: ему это удалось.
Судьба порой непредсказуема: выставка «Божественная Майя» готовилась при активном участии самой Плисецкой к ее юбилею – в ноябре великой балерине должно было исполниться 90 лет. В музее даже сохранились эскизы экспозиции с автографами Майи Михайловны… Но все сложилось иначе: выставка открылась уже как дань памяти гениальной танцовщице.
Ничуть не меньше карденовских впечатляют платья, которые разработали для выставки уже наши, российские модельеры, вдохновленные творчеством Плисецкой. Петербургский модельер Татьяна Котегова воспела неповторимую Кармен в исполнении Майи Михайловны, ее композиция из угольно-черного наряда и алых пуантов – еще одна версия легендарной «Кармен-сюиты».
Модельер Татьяна Парфенова познакомилась с Майей Плисецкой в середине 1990-х – она тогда пришла в модный дом вместе с мэром Петербурга Анатолием Собчаком и мужем Родионом Щедриным. И сразу заказала платье.
«Если бы Майя Михайловна была жива, было бы очень просто: сделать особенное платье и подарить ей его после выставки. А сейчас это сопровождается скорбным чувством. Теперь сделать просто платье, чтобы выразить свое уважение и любовь к ней, невозможно. Поэтому я решила делать платье-объект «ДО ДНА». Носить его будет нельзя», – говорит Татьяна Парфенова. – Длина этого платья – примерно три метра. Сзади оно черное, у него есть шлейф. Верх выполнен в стиле 60-х годов. На ткани использован снимок московского фотографа Виктора Лягушкина с ныряющим лебедем».
Алена Ахмадуллина совместно с английской компанией de Gournay представила платье, вдохновленное одним из самых известных образов Плисецкой – Черным лебедем. Юбка из органзы и 250 перьев, украшающих платье, расписаны вручную в традиционнной технике ХVIII века.
Дизайнер Владислав Аксенов, начав работу над эскизом платья к выставке, пересмотрел сотни архивных фотографий и видеозаписей с великой балериной. «Меня покорили ее уникальные движения и невероятная красота, – признался Аксенов. – Из трех созданных в итоге костюмов выбрал только один – именно этот».
Платье дизайнера Стаса Лопаткина поражает своей жизнерадостностью. Это скорее ироничный гламур, который так востребован в наше время. Но ведь балет – это не только «Кармен».
Платьем, напоминающим фантастический цветок, прорастающий из воды и земли, дизайнер Елена Бадмаева выразила свое восхищение перед великим талантом балерины. «Я ощущаю его тонким, хрупким и одновременно невероятно сильным, – призналась Елена. — Это платье символизирует неразрывность связи таланта и природы».
Это потрясающее золотое платье Ольга Малярова создала специально для выставки и назвала «Умирающий лебедь». В законченном виде Майя Плисецкая его так и не увидела…
Коллекцию драгоценных украшений, посвященных великой балерине, на выставке представили компания «Бронницкий ювелир», художники Британской высшей школы дизайна и Наталия Брянцева.
Костюмы и украшения балерины будут находиться в Музее театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце Петербурга до 8 ноября.