Жемчуг — тренд прошедшего лета, который не только активно перекочевал в зиму, но и успел засветиться в коллекциях грядущей весны. Если вы до сих пор не уверены в своем желании его примерить, ловите инструкцию, которая поможет определиться с выбором и не потратить деньги впустую. Если же жемчуг — ваша безоговорочная любовь, предлагаем с головой погрузиться в его модную историю и вдохновиться на создание современных образов.
Прихоти Клеопатры
Если верить легенде, однажды поспорив со своим возлюбленным Марком Антонием, царица Египта взяла две огромные жемчужины, растворила их в вине и выпила получившийся коктейль. Таким образом Клеопатра доказала, что может позволить себе самый дорогой напиток в мире. В Древнем Риме жемчуг тогда действительно ценился выше золота: им украшались храмы самых почитаемых богов, а простым смертным он далеко не всегда был по карману.
Богиня красоты и любви Венера (у греков — Афродита) напрямую ассоциировалась с жемчугом: именно ей его чаще всего приносили в дар. Делали это женщины, мечтающие встретить спутника жизни. Считалось также, что жемчуг защищает от безответной любви. Имелись у римских модниц и более практичные соображения на предмет этого камня. Женщины в античности были уверены в том, что жемчуг преображает лицо, придает коже сияние, а глазам блеск.
Мода — в массы!
В Средние века популярность жемчуга нарастала благодаря его использованию в ритуальных целях. Им декорировались алтари, иконы, посохи и другие предметы, использующиеся для отправления христианского культа. Так как жемчуг очень ценился в женских монастырях, его стали называть «камнем невест Христа». Вплоть до начала эпохи Возрождения этот минерал сохранял статус символа непомерной роскоши и был доступен только очень богатым людям. Все изменилось в XVI веке, когда была открыта Америка. С континента хлынул поток жемчуга, что привело не только к его популяризации, но к удешевлению.
Королевская роскошь
Чтобы как-то выделиться, знатные дамы стали соревноваться между собой в количестве и качестве украшений. Именно тогда сложились основные принципы оценки жемчужин: размер, гладкость поверхности, цвет и другие. Особенно ценились гладкие круглые жемчужины правильной формы, но уже тогда появился и барочный жемчуг — более вытянутый и как будто помятый. Показателем богатства стало количество жемчуга, приходящееся на один светский образ. Рекорд в этом направлении был поставлен французской королевой Марией Медичи. На крестины сына она пришла в платье, которое было декорировано 30 тыс. жемчужин.
XVI–XVII века можно назвать временем, когда жемчуг был не только главным украшением, но и показателем статуса. Ни один парадный портрет того времени не обходился без подобных украшений. Для монархов Европы жемчуг стал обязательным элементом образа. На декор платьев он уходил килограммами, из-за чего наряды придворных дам весили просто непомерно. При этом наряды следовало дополнять украшениями: многоярусными жемчужными колье или массивными чокерами. Держать осанку в этой ситуации помогали лишь тугие корсеты.
В Туманном Альбионе проводницей тренда стала королева Елизавета I. Именно с ее легкой руки жемчуг получил статус неотъемлемого атрибута светского образа дамы, принадлежащей монаршей семье. И хотя это было в далеком XVII веке, ни один лук современной королевы Англии Елизаветы II не обходится без нитки жемчуга. Эту привычку она переняла от своей материли Елизаветы Боуз-Лайон и предала дочери — принцессе Анне. После заключения брака с Чарльзом, получив официальный монарший статус, регулярно носить жемчуг стала и Камилла Паркер-Боулз (герцогиня Корнуольская).
Кстати, новоиспеченная герцогиня Меган носить его отказывается. И это лишнее доказательство того, что канадская актриса всерьез решила пошатнуть традиции английской монархии. Возможно, Меган классический жемчуг кажется старомодным, но ведь Кейт Миддлтон частенько его эксплуатирует и даже умудряется создавать не слишком нафталиновые образы. Хотя, безусловно, классический жемчуг — не вариант для Маркл, чья внешность построена на контрастах. Но по стилевому типажу Меган вполне мог подойти модный барочный жемчуг, который герцогиня тоже почему-то игнорирует.
На вторых ролях
Платья, украшенные килограммами жемчуга, ознаменовали апогей моды на этот камень. В XVIII столетии популярность пошла на спад. Произошло это по объективным причинам. Во-первых, естественным образом истощились ресурсы. Теперь импорт из Америки и Индии не был столь активным. Во-вторых, были открыты способы огранки драгоценных камней, благодаря чему у монархов появился новый ювелирный фаворит — бриллиант.
С этого момента именно он стал главным символом власти и роскоши, в то время как жемчугу осталось доживать свой модный век на вторых ролях. Полностью из обихода он не вышел, но получил статус будничного декора и перешел в пользования представителей буржуазии. В XIX веке он стал прочно ассоциироваться со средним классом.
От заката до расцвета
Конец XIX века — время, когда жемчуг почти не использовался аристократами, зато активно эксплуатировался богатыми предпринимателями. В попытке перещеголять друг друга они вновь повысили спрос на глубоководный минерал, что привело к полному истощению его запасов. В это время особенно ценился крупный жемчуг правильной формы, для добычи которого беспощадно истреблялись тысячи устриц. В результате начало XX века стало временем, когда крупная жемчужина вновь обрела ценность, сравнимую с бриллиантом. На беду практически полностью истребленных устриц, в это время начался новый виток моды на жемчужные украшения.
Так говорила Шанель
В начале XX века жемчужные украшения обрели популярность как символ борьбы с чопорностью аристократов и неповоротливыми традициями буржуа. Возглавила эту войну Коко Шанель. Она первой показала пример того, как выигрышно может смотреться броское украшение, если расположить его на нейтральном фоне. Теперь многоярусные нитки жемчуга носили с простыми платьями прямого кроя и даже с брючными костюмами.
«Жемчуг всегда прав», — говорила Коко Шанель, когда ее просили объяснить свое пристрастие к этому буржуазному минералу. Она считала, что он является самым демократичным и универсальным украшением, которое подойдет любой женщине. Сегодня с этим утверждением, конечно, можно поспорить, но для того времени идея была по-настоящему революционной.
Доступная роскошь
Когда Шанель говорила о демократичности жемчуга, она имела в виду не только стилистическую универсальность. В 1920-е годы рынок заполнили культивированные аналоги, стоимость которых не шла ни в какое сравнение с глубоководным жемчугом. Теперь эти украшения действительно были доступны всем. Даже самая длинная нить не обходилась моднице в баснословные деньги.
Жемчуг, который стал не таким уж дорогим, продолжал оставаться эффектным, поэтому его стали активно использовать в театре и зарождающемся кинематографе. Актрисы начала XX века облачались в него с ног до головы и начинали походить на придворных дам середины XVI века. Разница состояла в том, что раньше модницы декорировали жемчугом платья, наглухо закрывающие тело, теперь же кинодивы соревновались в том, кто сможет обнажить под ним больше прелестей.
В 1930-е годы, когда в моду вошли облегающие платья с открытой спиной, длинные нитки жемчуга носились задом наперед. Они должны были обрамлять спину, привлекая к ней внимание. Также в это время жемчуг продолжал активно использоваться в декоре свадебных нарядов.
Леди-лайк против хиппи
После Второй мировой войны жемчуг вновь взобрался на модный олимп, так как начал ассоциироваться с подчеркнуто женственным стилем «леди-лайк». Образ добропорядочной домохозяйки стал тиражироваться неспроста. После военных потерь было важно повысить рождаемость и укрепить ячейку общества. Не случайно пришелся ко двору и женственный нью лук Кристиана Диора. Кутюрье тонко почувствовал момент, когда дам нужно было как можно лучше вооружить в борьбе за свое личное счастье. Как мы знаем, мужчин после войны стало меньше, и теперь женщинам приходилось бороться за их благосклонность.
Укрепить позиции жемчугу помогли голливудские кинодивы, которые начиная с 1950-х годов активно тиражировали образ леди-лайк на экране. Делали они это, разумеется, лишь потому, что был определенный социальный заказ. Благодаря Грейс Келли, Брижит Бардо и Одри Хепберн к концу 1950-х годов украшения из жемчуга вновь стали восприниматься как часть гламурного образа.
В 1960-е диктат стиля леди-лайк под натиском феминистических движений стал постепенно ослабевать. Жемчуг в это время стал все больше восприниматься как буржуазный пережиток и удерживал свои позиции с трудом. Носили его те, кто равнялся на стиль первой леди США Джеки Кеннеди. Она же, в свою очередь, подсмотрела идею ежедневно носить «добропорядочную» нитку жемчуга у английской королевы. Однако к концу десятилетия, когда стали активно развиваться различные свободолюбивые субкультуры, ряды поклонниц респектабельных украшений стали заметно редеть.
В 1970-е стало не модно считать, что удел женщины — кухня, а быть красивой она должна только для мужчины. Жемчуг в это время стал прочно ассоциироваться со стилем, который два десятка лет порабощал женщину. Дизайнеры то и дело брались за его переосмысление, но в своем классическом варианте нитка жемчуга не могла вернуться в моду долгие годы. Реабилитировать этот камень в полной мере не смогла даже принцесса Диана, которая из-за своей принадлежности к монаршей семье обязана была носить его регулярно.
Начиная с 1970-х жемчуг стал прочно ассоциироваться с буржуазными пережитками и ретростилем. Его отправили в гардероб ровесниц Елизаветы II и, казалось, совсем позабыли. На протяжении 1980-х и 1990-х жемчуг рассматривался лишь как часть свадебного декора или использовался для создания подчеркнутых ретрообразов на гангстерских вечеринках.
Новый виток в модной истории жемчуга произошел лишь в наши дни. Дизайнеры обратились к нему на волне переосмысления наследия разных модных эпох. В частности, 1960-х, которые сегодня активно тиражируются в массовой культуре и кинематографе.
Разумеется, современный подход к жемчугу и его комплектации заметно отличается от того, что был 50 лет назад, но суть не меняется: сегодня он точно так же призван передать определенную идею и кое-что сообщить о своей хозяйке. Например, что она лишена предрассудков и всегда открыта ко всему новому. Даже если это — хорошо забытое старое.