Модными иконами для советских женщин были и отечественные звезды, и зарубежные дивы, чьи образы во времена дефицита не всегда получалось повторить, зато вдохновляться ими можно было бесконечно! Причем в топ-10 законодательниц трендов 1960—1980-х зачастую входили актрисы, которые к тому моменту уже успели искупаться в лучах мировой славы и даже уйти в тень.
Все дело в том, что многие кинематографические шедевры 1950-х, сделавшие актрис легендами, в СССР вышли в прокат гораздо позже. Так, в 1970-е в нашей стране была дико популярна итальянка Джина Лоллобриджида, ведь именно в это время отечественные кинотеатры транслировали легендарный «Фанфан Тюльпан» (1952 год) с ее участием. Также с запозданием пришла в нашей стране слава к Софи Лорен, Брижит Бордо, Элизабет Тейлор, Катрин Денев.
С другой стороны, многие легендарные современницы 1970-х и 1980-х в СССР такой популярностью не пользовались. И дело снова в железном занавесе и цензуре. К примеру, в свое время не снискала заслуженной популярности у нас ни Джейн Биркин, ни Твигги, ставшие иконами своих десятилетий. Разумеется, в элитарных кругах они были известны, но в массах их стиль не пропагандировался.
Джина Лоллобриджида
Мировая популярность пришла к Джине в 1950-е годы. Первым большим успехом в кино стал фильм «Фанфан-Тюльпан» (1952 год), где Лоллобриджита сыграла прекрасную цыганку Аделину. Закрепиться в статусе секс-символа ей помогла роль Эсмеральды в культовом фильме 1956 года «Собор Парижской Богоматери».
С этого момента образ знойной Джины стал культовым — женщины мечтали о таком же роскошном бюсте и тонкой талии, как у актрисы. Надо сказать, что в 1960-е актриса Джина сниматься все меньше, объясняя это тем, что ей не предлагают достойных сценариев.
Звезда освоила новую профессию — фотожурналиста, в которой стала весьма успешна. Несмотря на уход со сцены, Лоллобриджида продолжала вести активную светскую жизнь и оставалась иконой стиля 1960-х.
Стиль. Актриса всегда умела подчеркнуть свои главные достоинства. Преимущественно она носила платья в стиле new look с подчеркнутой талией и пышной юбкой.
Бюст Джины всегда был плотно обтянут. Актриса известна поговоркой: «Если вы нашли удобные туфли, сразу покупайте их. Если вы нашли идеальную кофточку, покупайте на размер меньше». Сексуальный стиль, при котором кажется, будто вещь вот-вот лопнет, не выдержав натиска форм, стал фирменным для Лоллобриджиды и очень популярным в конце 1950-х годов.
Предметом зависти миллонов женщин была и тончайшая талия актрисы, которую она умело акцентировала. На помощь в этом деле ей приходили объемные юбки, создающие необходимый контраст.
Софи Лорен
Софи Лорен, заявившая о себе в середине 1950-х, в 1960-е стала настоящей звездой не только итальянского, но и мирового кинематографа. Путь актрисы начинался с конкурсов красоты: в 1950 году в борьбе за корону «Мисс Италия» Софи получила титул «Мисс Элегантность», который был учрежден впервые и специально для нее. Тогда определилось и амплуа будущей звезды.
На конкурсе она встретила своего будущего мужа — продюсера Карла Понти. Он решил, что на экране его новая пассия должна воплощать образ секс-бомбы. Первые роли Софи были весьма откровенными (читайте также: Королева бодипозитива: 20 фото юной Софи Лорен, которые завораживают). Настолько, что позже, когда Лорен стала женой Понти и настоящей мегазвездой, супруг принял решение выкупить все эротические ленты с ее участием.
Стиль. Амплуа секс-бомбы требовало от Софи Лорен и в кадре, и в обычной жизни являть миру образ знойной красотки. В ее арсенале было все: декольте, разрезы, яркие цвета и принты. Актриса была страстной поклонницей «хищных расцветок», и не без ее протекции леопардовый принт в 1960-е годы стал символом подчеркнутой сексуальности.
Акцент Лорен всегда делала на бюст. Считалось даже, что между ней и Джиной Лоллобриджидой шла своего рода «война бюстов»: обе актрисы были обладательницами пышных форм. В 1950-е Софи отдавала предпочтение типичным для десятилетия платьям в стиле new look, в 1960-е с удовольствим облачалась в ультрамодные мини, а в 1970-е ее стиль стал более строгим и элегантным.
Софи Лорен — страстная поклонница аксессуаров. В 1970-е именно она задавала моду на очки и шляпки. Увлечение это было не случайным — диктовала его нетипичная внешность актрисы. Лорен является обладательницей довольно длинного носа, поэтому крупные очки и объемные шляпы оказались для нее прекрасным способом коррекции этих особенностей.
Вслед за Софи женщины в СССР (да и во всем мире) стали носить очки на пол-лица. Форму актриса выбирала разную — от квадратных до моделей «кошачий глаз». Последние, кстати, отлично работали еще и на острые скулы звезды, немного смягчая их. Шляпы Софи тоже всегда выбирала необычные — с очень широкими полями, необычным декором или формой.
Катрин Денев
Мир узнал о Катрин Денев в 1964 году, когда фильм «Шербурские зонтики» с ее участием получил «Золотую пальмовую» ветвь Каннского кинофестиваля. В конце 1960-х — начале 1970-х годы ей удалось закрепить славу ведущей французской актрисы, снимаясь у Луиса Бунюэля.
Самой скандальной их совместной работой стал фильм «Дневная красавица» 1967 года, где Денев сыграла женщину-мазохистку, которая ради удовлетворения своих потребностей устраивается работать в бордель. Это лента также была высоко оценена критиками и получила «Золотого льва» в Венеции.
Стиль. Изысканность и подчеркнутая элегантность — отличительные черты стиля Денев. Именно она стала одной из главных популяризаторов маленького черного платья. Ей была близка лаконичность этого гардеробного решения и его аристократическая сексуальность. Катрин научила женщин всего мира не перегружать образ лишними деталями.
При этом актриса всегда оставалась неизменно сексуальной, показывая, что для привлечения мужского внимания совершенно не обязательно постоянно обнажаться. «Классика тоже может быть сексуальной» — вот модный девиз Катрин Денев (читайте также: Секреты красоты Катрин Денев, сумевшей обмануть старость).
Элизабет Тейлор
Элизабет Тейлор, которая по сей день считается одной из самых красивых актрис за всю историю Голливуда, свой актерский путь начала очень рано, будучи 10-летней девочкой. О том, чтобы Лиз снималась в кино, мечтала ее мать, которая делала все для продвижения карьеры юной красавицы. К актерским способностям девушки режиссеры очень долго относились скептически.
Однако после ряда серьезных ролей, которые Тейлор довелось сыграть в конце 1950-х («Кошка на раскаленной крыше», «Внезапно, прошлым летом»), мнение о ней поменялось. Оказалось, что драматические героини Лиз вполне по плечу. Однако главным козырем Тейлор по-прежнему оставалась яркая внешность.
В статусе роковой красавицы Голливуда актрисе удалось окончательно утвердиться после роли Клеопатры в одноименном фильме 1963 года. Славу этой неоднозначной с точки зрения исторических реалий ленте обеспечил образ главной героини, над которым трудилась армия костюмеров и гримеров.
Стиль. Элементы образа, разработанные для Клеопатры в исполнении Элизабет Тейлор, актриса частично перенесла в жизнь. Она появлялась на красных ковровых дорожках и светских мероприятиях с густо подведенными стрелками и в нарядах, напоминающих платья ее киношной героини.
В результате в начале 1960-х годов возникла дикая мода на египетский стиль: женщины красились а-ля Клеопатра и носили удлиненное каре, как у Лиз в фильме. Также популярными стали массивные украшения — браслеты, которые носились теперь не только на запястьях, но и на предплечьях.
Элизабет Тейлор ввела моду на египетский стиль и научила женщин подчеркивать достоинства, скрывая недостатки
В плане одежды Тейлор всегда делала ставку на сексуальность, выбирая в качестве главного козыря декольте (читайте также: Как подчеркнуть пышную грудь: 15 фото звезд с глубоким декольте — берите с них пример). Стиль Лиз был примером того, как при помощи правильно расставленных акцентов можно скрыть недостатки фигуры. Дело в том, что актриса была склонна к полноте и постоянно вела борьбу с лишним весом.
Даже в те моменты, когда она находилась в хорошей форме, Тейлор постоянно утягивала талию в тугой корсет. Но главный ее принцип гласил: чтобы отвлечь внимание от проблемной зоны, его надо приковать к тем участкам тела, которые являются предметом гордости. Также актриса была за яркость во всем: носила яркие цвета, принты и драгоценности.
Милен Деманжо
В СССР Милен Деманжо стала известна благодаря роли Миледи во французской экранизации «Трех мушкетеров» 1961 года. Однако настоящая слава к актрисе пришла после участия в фильмах о легендарном злодее Фантомасе. Милен сыграла в культовых комедиях возлюбленную главного героя, журналиста Фандора в исполнении Жана Маре.
Советская слава к актрисе, разумеется, пришла с опозданием, ведь «Фантомас», снятый в 1964 году, в нашей стране вышел на экраны только в 1967 году. Триумф последующих частей саги и вовсе пришелся на 1970-е. Поэтому Деманжо смело можно назвать иконой 1970-х для женщин СССР. В эту актрису были влюблены все мальчишки страны, а все девчонки мечтали хоть немного на нее походить.
Стиль. Милен Деманжо в своих ролях культивировала образ наивной блондинки с кукольной внешностью. Разумеется, советским женщинам 1970-х было совершенно неизвестно, как актриса выглядит в жизни, выводы о ее манере одеваться делались исключительно на основании гардеробных пристрастий Элен — героини из «Фантомаса».
Белоснежные волосы, уложенные в идеальное каре, платья жизнерадостных расцветок и изобилие бижутерии — именно такому стилю подражали миллионы поклонниц Деманже. Надо сказать, что романтично-наивные образы актриса предпочитала и в обычной жизни. Разве что в них было чуть меньше кукольности и чуть больше бунтарства. Все-таки на дворе стояли 1970-е.
Орнелла Мути
Орнелла Мути снималась в кино с 15 лет, но долгое время была известна только в Италии. Однако после успеха фильма «Укрощение строптивого» (1980 год), где она сыграла возлюбленную героя Адриано Челентано, актрису стали узнавать во всех уголках мира. Однако наибольшую популярность эта лента и сыгравшие в ней актеры получили именно в нашей стране.
Кстати, мало кому известно, что у Мути русские корни — ее дедушка и бабушка до установления советской власти жили в Санкт-Петербурге. Мама Орнеллы родилась в эмиграции, когда семья обосновалась в Эстонии. В 1980-е Мути в каком-то смысле «вернулась» на родину, став в СССР однозначным секс-символом.
Стиль. В 1980-е стиль Орнеллы Мути был для мира моды оплотом элегантности на фоне царившей повсеместно эклектики. Это десятилетие чаще всего выделяют как самое безвкусное за всю историю моды. Именно поэтому женщинам, которые не хотели вслед за Мадонной и Шер бросать вызов обществу, так нужен был какой-то вменяемый с модной точки зрения идеал для подражания.
Для советских барышень им стала именно Мути. Фильм «Укрощение строптивого», премьера которого в СССР состоялась в 1983 году, показала ее героиню Лизу как образец богемного и утонченного стиля.
Девушка из высшего общества, заинтересовавшаяся «строптивым» фермером Элиа, одевалась подчеркнуто элегантно — в лаконичные костюмы, простые блузы, не злоупотребляя аксессуарами и косметикой.
Также в этой роли Орнелла показала советским модницам, что для создания сексуального образа совершенно необязательно крутить на голове кудри и делать идеальные укладки: с ее легкой руки в моду вошли простые распущенные волосы с прямым пробором. Также актриса научила девушек одной мейкап-хитрости: для увеличения глаз она дела внутреннюю подводку. Такой макияж тоже стал очень популярен в середине 1980-х.
Марина Влади
Марина Влади родилась во Франции в семье Владимира Полякова-Байдарова — оперного певца русского происхождения. Он эмигрировал из Российской империи во время Первой мировой войны. Волею судеб жизнь актрисы оказалась тесно связана с ее исторической родиной. Все мы знаем Марину Влади прежде всего как жену и музу Владимира Высоцкого.
По легенде, однажды увидев фильм «Колдунья» с ее участием, поэт заявил, что «эта женщина станет его женой». Как только Марина приехала с визитом в СССР, Высоцкий приступил к реализации своего плана. В 1970 году пара поженилась. С этого момента Влади стала часто приезжать в СССР, пытаясь наладить семейную жизнь на две страны.
Стиль. Будучи под постоянным прицелом камер папарацци, Марина Влади просто не имела шанса не стать примером для модного подражания в СССР, тем более что, будучи иностранкой, она располагала для этого всеми возможностями. Актриса стала в Союзе кем-то вроде Джейн Биркин в Америке (до нас слава бунтарки докатилась гораздо позже, когда пал железный занавес).
Она носила расклешенные джинсы, рубашки в клетку, обтягивающий трикотаж, под который, кстати, зачастую не надевала белья! Это было совершенно непостижимо для российских женщин, но одновременно и заманчиво. В 1970-е стала модной коротенькая «ветреная» челка как у Влади и макияж со стрелками, делающими взгляд озорным.
Барбара Брыльска
Известность польской актрисе Барбаре Брыльске принесли скандальные роли в фильмах «Фараон» 1966 года и «Анатомия любви» 1972 года. Ленты эти изобиловали весьма откровенными сценами, в которых Барбара снималась без дублерши. Последний фильм, кстати, даже шел в отечественном прокате, правда, все сомнительные с точки зрения советской цензуры сцены из него были вырезаны.
Снискав некоторую популярность в СССР уже в начале 1970-х, Барбара и не подозревала, что впереди ее ждет по-настоящему ошеломительный советский успех. Он обрушился на актрису после выхода в прокат комедии «Ирония судьбы, или С легким паром» 1975 года.
Стиль. Разумеется, советские женщины понятия не имели о том, как Барбара Брыльска одевается в жизни, примером для подражания была ее Надя из «Иронии судьбы». Но, кстати, по признанию актрисы, стиль, созданный для нее в этом фильме, оказался настолько органичным, что звезда перенесла его в повседневность и долгое время придерживалась.
При этом пленилась гардеробом Нади польская модница далеко не сразу. Особенно ей не понравилось платье цвета кэмел, которое героиня надела для празднования Нового года.
Стиля Нади из «Иронии судьбы» Барбара придерживалась много лет
Барбара заявила костюмерам, что праздничный наряд Нади простоват и не подчеркивает ее красоты. К тому же платье было не новым: в 1972 году актриса Антонина Шуранова демонстрировала его в фильме «Опасный поворот». Какого же было удивление польской дивы, когда после выхода фильма этот наряд стал буквально культовым.
Женщины сметали похожие модели с прилавков магазинов, а портнихи обогатились на заказах платьев «как у Нади». Кстати, модными стали буквально все элементы образа героини, которые зрители смогли рассмотреть: пальто, шапка, укладка, макияж глаз и губ.
Наталья Селезнева
Выводы о стиле модных икон отечественного кинематографа советские женщины делали исключительно на основании их экранных образов. А как иначе? Глянцевыми журналами и постоянными ток-шоу с участием знаменитостей наши мамы и папы избалованы не были. Не удивительно, что актрис очень часто ассоциировали с их образами неразрывно.
Так, Наталья Селезнева, снявшись в 1973 году в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», навсегда запечатлелась в умах соотечественников как гламурная дива.
Стиль. Образ модной Зины, какой ее нафантазировал Шурик, создавался силами целой команды, во главе которой стоял модельер Вячеслав Зайцев. Именно он предложил Селезневой облачиться с шикарный белый костюм и дополнить его красными аксессуарами.
Также кутюрье разработал по-настоящему культовое для СССР 1970-х годов платье-халат с геометричной отделкой. С его легкой руки появилось в гардеробе гламурной Зины и красное платье мини, ставшее предметом вожделения всех модниц Союза. Надо сказать, что в жизни Наталья Селезнева тоже была самой настоящей модницей и не уступала гламурной Зиночке. Дружба актрисы и Вячеслава Зайцева продлилась всю жизнь, и Наталья всегда была постоянной клиенткой гуру моды.
Людмила Гурченко
Людмилу Гурченко называли советской Джиной Лоллобриджидой, ведь у нашей звезды была точно такая же тонкая талия, как у итальянской дивы, — всего 57 сантиметров. Слава одной из самых красивых актрис закрепилась за Гурченко после роли в «Карнавальной ночи» 1956 года. Однако расцвета карьеры и личного стиля звезда достигла много позже — в 1980-е годы.
Звездой ее сделали роли в фильмах «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби». Во всех образах Гурченко демонстрировала идеальный стиль, которому пытались подражать миллионы советских модниц.
Стиль. Людмила Гурченко была одной из тех редких актрис, которая часто не только диктовала костюмерам гардеробные решения для определенных ролей и сцен, но еще и одалживала для съемок свои личные вещи. Актриса была мегазвездой и могла себе позволить импортную одежду, которую в СССР было не так просто найти. Ее героини всегда были изысканны и элегантны. Гурченко была склонна к эпатажу, но всегда знала ту грань, за которой он становится неуместным.
Актриса научила женщин быть яркими и не бояться примерять на себя неожиданные образы. Например, в 1980-е Гурченко ввела в активный гардероб советских женщин чалму, которую стали носить летом вместо привычных панам и шляп. Кстати, о стиле отечественной дивы ее поклонницы могли узнавать, не только наблюдая за экранными образами: в 1980-е началось зарождение глянцевой журналистики, и Гурченко охотно снималась для советских журналов.