Образ Золушки намного глубже и сложнее, чем кажется на первый взгляд. Эта история — одна из самых древних сказок, претерпевшая значительные изменения со времен первого появления. Но кто же такая Золушка в действительности — жертва обстоятельств или абьюзер, который жестоко обращается в первую очередь с собой? Давайте разберемся вместе со сказкотерапевтом Анастасией Безрук.
Истоки образа: древняя Золушка
Первое упоминание Золушки появляется тысячу лет назад и связано с реальным историческим персонажем — гетерой Родопис. Она была современницей поэтессы Сапфо и наложницей ее брата. Родопис обладала огромным обаянием и вела яркую жизнь, путешествуя из страны в страну, как писал Геродот (читайте также: Реальность страшнее вымысла: Золушка-блудница и другие прототипы сказочных героев).
Однажды орел унес ее золотые сандалии во дворец фараона, и это привело к тому, что Родопис стала его женой. Это первая версия Золушки: требовательная, яркая женщина, готовая отстаивать свои интересы. Кстати, сандалии она потребовала вернуть.
Однако с приходом христианства образ Золушки начинает меняться. Поначалу она остается яркой и решительной, может отравить злую мачеху. Но с приходом христианства он превращается в покорную «жертву», проще говоря, «терпилу». Становится тем прообразом «идеальной» женщины, которую мы знаем сегодня. Похожая тенденция наблюдается и в восточных сказках: как в корейских, так и в вьетнамских версиях Золушка становится покорной именно в тот же период, когда аналогичный образ закрепляется в европейских сказках.
Разоблачение Золушки
Рассмотрим классическую версию Золушки, которую создал Шарль Перро. Кто такая Золушка в этой истории? Это человек, который патологически отказывается от собственного счастья. В каждой ситуации у нее есть выбор, но она снова и снова отказывается действовать.
В самом начале истории ее отец — собственник дома, где они живут, но Золушка даже не пытается обратиться к нему за помощью. Она могла бы не прислуживать мачехе и сестрам, могла бы сбежать из дома, у нее в крестных Фея (и связи имеются!), но Золушка выбирает «не делать ничего» и «не вставать с дивана».
Она не просто жертва — она жертва, которая получает удовольствие от своей роли. Такая добровольная жертвенность — один из главных признаков поведения Золушки (читайте также: 10 признаков мышления жертвы: проверьте себя).
Второй характерный признак жертвы — это неспособность четко и ясно говорить о своих потребностях. В русской версии сказки, «Морозко», героиня не выражает недовольства, даже замерзая до смерти. Вот это вот: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли синяя?» Почему доблестью считается околеть от холода, но не сказать о том, что чувствуешь?
И, заметьте, Золушка врет всем, даже принцу, который явно к ней расположен. Ее упорно спрашивают, откуда она. Но Золушка молчит как партизан. Она не доверяет окружающим, заранее решив, что ее не поймут и не поддержат. Она боится выйти из роли «удобной» девочки.
Золушка формирует у себя в голове четкий сценарий того, как поведут себя другие люди, например, осудят. И даже не пытается выяснить, так ли это. И здесь проявляется парадокс жертвы: она, с одной стороны, считает, что ее не поддержат, а с другой — уверена, что сама смогла бы помочь человеку в аналогичной ситуации, наслаждаясь своим моральным превосходством.
Если обратиться к классической модели треугольника Карпмана, то в истории Золушки явно присутствуют все три роли: жертва, агрессор и спаситель. Золушка выглядит жертвой, мачеха и сестры — агрессорами, а принц, фея, король и даже «огонь, кастрюля и кочерга» играют роль спасителей.
Однако при более глубоком рассмотрении оказывается, что главный абьюзер в этой истории — сама Золушка, которая жестоко обращается с собой.
Мачеха, как бы теневая мать, выступает антагонистом Золушки. Но на самом деле они похожи! Первое: они обе решают, что должны делать другие люди, но разными способами. Мачеха повелевает, как будут поступать ее домочадцы, а Золушка — что они будут думать.
Второе: и мачеха, и Золушка делают все, чтобы Золушке было плохо. Попробуйте возразить — приведите хоть один пример, когда она делает что-то хорошее для себя. Даже когда ей предоставляют возможности, она прокрастинирует, ждет разрешения или чуда. Она шьет платья для мачехи и сестер, но не для себя. Зачем, когда гораздо приятнее проводить время в необходимости страдать.
Если бы у Золушки не было мачехи, она нашла бы что-то другое, чтобы продолжить страдать, хотя бы говорящее бревно, чтобы было обо что помучиться. Таким образом, главный абьюзер — сама Золушка (читайте также: Абьюзеры в кино: 5 типов токсичных мужчин, о которых нам рассказывают на экранах).
Почему Золушке выгодно быть жертвой?
Все просто: это возможность избежать ответственности за свою жизнь. Золушка выбирает страдания, потому что это позволяет ей не принимать решений и не нести за них ответственность. Быть жертвой удобно, так как она всегда может обвинить внешние обстоятельства или других людей в своих неудачах. Это освобождает ее от необходимости менять что-то в своей жизни и позволяет ей оставаться в зоне комфорта, где хоть и сложно, но стабильно предсказуемо.
Кроме того, страдание приносит Золушке определенное чувство значимости. Она может воспринимать себя как кого-то, кто терпит и сносит испытания, что создает иллюзию внутренней силы. Это также привлекает спасителей — людей, готовых помочь и пожалеть ее, что подогревает ее ощущение внимания со стороны и временного облегчения.
«Ну и оставьте Золушку в покое! Хочет быть такой — пусть будет»
Но быть абьюзером по отношению к себе опасно не только потому, что это наносит вред вашему внутреннему состоянию. Такая позиция влияет и на окружающих. Человек, который постоянно подавляет свои потребности и принимает страдания как норму, создает вокруг себя атмосферу вины и отчуждения. Близкие люди могут ощущать бессилие и непонимание, так как не знают, как помочь и почему их поддержка не принимается.
Кроме того, такие люди часто навязывают свои убеждения окружающим. Они могут считать, что страдание — это правильный путь, и ожидать от близких того же поведения. Это формирует токсичные отношения, где каждый оказывается в роли либо жертвы, либо абьюзера, либо спасителя. Таким образом, внутренний абьюз по отношению к себе способен породить цепочку дисфункциональных взаимодействий, влияя на всех, кто находится вокруг.
История Золушки — это история о том, как жертва становится своим же собственным абьюзером. Принц приглашает всех девушек королевства на бал, но Золушка решает, что это «не про нее». Она отказывается даже от возможности изменить свою жизнь, находя комфорт в страданиях и мучениях.
Золушка — это не просто про образ «идеальной» терпеливой женщины, это также история о том, как мы сами можем стать злыми мачехами для себя. Мы часто решаем, что нас не поддержат, что мы недостойны помощи и счастья. И именно эта внутренняя мачеха становится нашим главным абьюзером, который отбирает все шансы на лучшее будущее.
Так кто из нас Золушка в реальности?
Образ Золушки прошел долгий путь трансформации — от свободной гетеры до покорной «терпилы» — таков был запрос на роль женщины в обществе. Однако при взгляде на ее поведение с психологической точки зрения, становится понятно, что она главный источник своего страдания. Эта история — повод задуматься о том, как мы сами иногда отказываемся от своей свободы и счастья, играя роль жертвы, которая готова страдать даже тогда, когда можно все изменить.
Правда в том, что в каждой из нас есть и Золушка, и мачеха, и молчаливый, глухой к страданию дочери отец. Нет «плохих» персонажей — вопрос только в том, кому мы надолго даем власть над собой. Хотим ли мы сегодня быть похожими на безответную Золушку? К счастью, у нас есть выбор.
Эксперт: