– К дням рождения, как и к прочим торжествам, Саша относился весьма прохладно, — делится Нелли Барыкина. — Для любого артиста праздничные дни связаны больше с работой, гастролями, выступлениями. Тем более что он не выпивал спиртного (атрибут практически любого торжества) уже почти 11 лет к моменту нашего знакомства. Свой день рождения использовал как повод, чтобы устроить концерт для себя. Исполнять те песни, которые ему хотелось, а не те, что ждала обычно от него публика. Кстати, композицию «Букет», которую так полюбили поклонники, Саша не мог терпеть. Она хоть и принесла ему небывалую славу, но настолько набила оскомину, что вызывала раздражение. Всегда пел ее первой, чтобы поскорее «проскочить». Конечно, в глубине души считал себя рокером, а не попсовиком. Поэтому лишний раз чувствовать себя эстрадным артистом было не очень приятно. Однако Барыкин, как человек, безумно одаренный во всех смыслах, нашел для себя новый стиль — регги (основан на традициях африканской культуры. — Прим. «Антенны»).
Саша чувствовал себя моложе своих лет. Он вообще любил общаться с молодежью, объясняя это тем, что в них больше энергии. Еще он не любил болеть. Если такое и случалось, не хотел, чтобы его видели в раскисшем состоянии. Одна из его любимых фраз «Движение — это жизнь!»
День его обычно начинался очень рано, часов в шесть утра — типичный жаворонок. Не могу сказать, что я абсолютная сова. Но в моменты вдохновения, когда сочиняю, я активна с полуночи до четырех утра. В этом мы с ним немного не совпадали. У нас был определенный распорядок, чтобы как можно более эффективно использовать свое свободное время. Наверное, в это сложно поверить, но мы постоянно жили в музыке и стихах — в машине, в самолете, дома и вообще везде. Еще очень много смеялись и шутили над всем и вся, и над собой в том числе. У нас получилось столько, помимо серьезных, дурацких песен — чистый стеб. Одна из них, которую мы написали уже после расставания, вошла в его последний альбом «Рок не стар». Композиция в целом легкая, юморная, название «Кедр ты мой опавший» ей дал радиослушатель, который дозвонился первым в эфир, где вещал Саша.
Естественно, наше совместное творчество становилось причиной споров и конфликтов. Все было очень живо, мы не были стандартной парой.
По поводу вещи, которую я храню… Это серебряный кулон «Александр Невский». Иногда надеваю его в жизненно важные моменты, особенно которые касаются творчества. Либо тогда, когда очень плохо на душе. Не знаю, насколько это правильно, но таким образом чувствую сильнейшую защиту. Также дома есть несколько икон, которые остались от Саши. Когда молюсь, всегда общаюсь мысленно и с ним.
Саша передал мне огромный пласт своего жизненного опыта. Более схожего со мной внутренне человека я никогда не встречала.
В нем уживались такие несочетаемые качества, как милосердие и одновременная жесткость в принятии решений, наивность и осторожность, общительность и отстраненность. Он никого близко не подпускал и доверял единицам. В то время, когда для меня мир еще казался таким большим и гостеприимным. Очень скоро я убедилась, что все не так просто…
Знакомя меня с людьми, большинство из которых были взрослыми и состоятельными, Саша подробно описывал каждого и предупреждал меня о подводных камнях, которые можно ожидать от общения с ними. Барыкин удивительным образом видел человеческое нутро. Однако стремление к открытости играло с ним злую шутку. Он был огромным миром, которым хотел поделиться со всеми… Опять же, много кто может бить себя сейчас в грудь и называть себя Сашиным другом, но таковых было очень-очень мало. Барыкин был далеко не глупым, но иногда его подозрительность сменялась беспечностью. В этом мы с ним, как никто, похожи.
Что касается быта, то Саша был человеком аккуратным, любил порядок. Частенько утром пылесосил и без того чистый ковер (наверное, ему таким образом просто хотелось меня разбудить). Вообще, он старался побольше двигаться и поменьше отдыхать. Нельзя сказать, что это был рукастый мужчина. Он действительно ничего не мог отремонтировать. Да и зачем это ему было уметь? Ведь он артист! В его руках должна «гореть» гитара, а не молоток. Поэтому подобные вопросы как-то нас особо не заботили…
Начала ездить с Сашей по гастролям и выступать, потому что нам было вместе хорошо. Вообще, очень раздражает, когда меня записывают в певицы. Никогда не собиралась петь. Я автор-исполнитель. Голос мне нужен для того, чтобы воспроизводить то, что сочиняю. Если бы не Саша, писала бы, наверное, и дальше в стол, исполняя песни в кругу друзей… Запись композиции — это рождение чего-то нового и всегда приносит просто колоссальное удовольствие от результата. Благодаря Саше получила бесценный опыт. Сейчас у меня есть свой проект «Нелли». Признаюсь, не очень по душе вся эта околоартистическая тусовка и шоу-бизнес в целом. Барыкин был не похож на всех этих людей. Он другой, очень близкий и родной по духу.
До встречи я была практически не знакома с творчеством Саши, потому что это артист не моего поколения. Слушала в основном русский рок двухтысячных и современные направления в музыке. Как-то мне дали его диск под названием «Любовь». После чего поняла, что в этом мире существует еще один человек, который чувствует многое так же, как и я. Когда мы познакомились вживую, стало абсолютно очевидно — не ошиблась. Как почувствовала, что влюбилась? Это просто незабываемо. Спустя столько лет помню эту встречу, как будто она случилась вчера. Мне так неприятно, как описывают многие этот день, не знаю, зачем так все опошлять… Будто меня позвали в компанию для того, чтобы «приятно провести время». Это дико обидно и несправедливо. Это был обычный приезд Саши в Брянск в гости к нашему общему товарищу. В этот день собралось много гостей. Друг знал, что мне понравились песни Барыкина с последнего его диска и что сама сочиняю. Вот и пригласил. Я была уставшая после работы (работала в налоговой инспекции. — Прим. «Антенны»), но знакомство пропустить не хотелось.
Как только дверь открылась, увидела Сашины глаза. Он стоял напротив меня в метрах пяти. Эта была самая что ни на есть искра! Те, с кем такое случалось в жизни, хорошо меня поймут — это действительно бывает.
Такое ощущение, что ты начинаешь парить в воздухе, и вся окружающая действительность кажется сном. Мы говорили о творчестве. Более того, тут же принялись с ним рифмовать. Поэтому другие люди, которые находились рядом, нас уже особо не интересовали.
Саша позвал на студию, и я отказалась, так как на следующий день нужно было идти на работу. Но он все равно нашел меня и добился свидания. Отношения начали потихоньку завязываться. Естественно, для меня они были абсолютно непривычны и даже в какой-то мере казались неприличными. У меня никогда не было романтических чувств к такому взрослому мужчине (разница в возрасте составляла 33 года. — Прим. «Антенны»). Нам не нужно было долго присматриваться друг к другу. Мы поженились в течение трех месяцев после встречи. Такая случилась сумасшедшая любовь! Ее плодом стало отнюдь не только совместное творчество. Самое главное творение — наша замечательная дочь Женя. Как мы сами ее шутливо называли, «Евгения — дочь гения». О беременности узнали вскоре после свадьбы, и это было как знак свыше. Помню, Саша тогда сказал: «Вот так, Нелли Александровна! От любви рождаются дети!»
Что касается темперамента Барыкина, могу сказать, что он был разный. Временами мог себя вести сдержанно, а временами впадал в какую-то суету. Никогда не видела его бездельничающим. Отдыхать предпочитал в бане, обливался холодной водой. Еще из развлечений у нас приветствовался русский бильярд, ярым поклонником которого Саша и являлся. Он безумно не любил мне проигрывать! Также мы много ездили по святым местам и купались в святых источниках. Он приобщил меня к вере.
Хоть я и была до встречи с ним крещеной православной христианкой, но вместе мы стали жить практически полноценной воцерковленной жизнью: исповедываться, причащаться. Через год после росписи обвенчались. Никто из нас тогда даже и не думал, что мы когда-то расстанемся…
Был ли ревнивым Барыкин? Он был собственником. Но это естественно! Ведь у нас была огромнейшая разница в возрасте. На самом деле Саша был, можно сказать, измученный женским вниманием. Поэтому, когда делал мне предложение, выдвинул главное условие — чтобы я не «терлась» об него. Что мне совершенно и не было нужно, потому что сама любила и люблю независимость. Могу сказать, что первое время он вообще просил меня не звонить ему самой, чтобы не надоедать. И я не звонила. Все равно избежать «трения» не удалось — мы словно прилипли друг к другу. Кстати, он не любил, когда носила каблуки, но это все из-за роста. Правда, я и без них была выше его на пять сантиметров.
Что касается Жени, то она была совсем маленькой (около 4 лет), когда папы не стало (26 марта 2011 года). Сейчас мы вместе с ней обсуждаем те отрывки из совместной жизни, которые она помнит. Мы не были классической семьей, постоянно находясь в разъездах (дочерью занималась в основном моя мама). Несмотря на то что она отца в основном видела по телевизору, сообщать ей о его смерти было трудно. Я просто сказала, что папа сейчас уже на небесах и смотрит оттуда за нами. Дочка, несмотря на малый возраст, все поняла и расплакалась. Думаю, бесследно это в любом случае для нее не прошло…
Самое ужасное — то, что начало твориться после ухода Саши. Вся эта шумиха с наследством, скандалами и интригами — просто дешевая и бессовестная пошлость. Стали объявляться какие-то музы и псевдодрузья, сплетни и грязь… Мне было очень тяжело переносить потерю близкого человека. Настолько, что даже никто представить не мог. Мы не жили с Сашей вместе как муж и жена почти год, но общались как близкие друзья. Барыкин говорил, что я у него одна и он никому больше не доверяет. Много раз думала: если бы он остался жив, могли бы мы еще потом помириться? На тот момент считала, что нет — слишком принципиально расстались. Причину знают только очень близкие люди. Все эти «измены, любовницы, внебрачные дети» — просто сотрясание воздуха. Все произошло, как произошло.
Помню ту бессонную ночь после того, как мне сообщили о его смерти. Что со мной творилось — это не передать… Осознала, что осталась абсолютно одна в этом мире. Никто больше не способен был меня понимать так, как он. И вот уже одиннадцать лет прошло, но я постоянно чувствую его присутствие. Всегда мысленно советуюсь с ним перед тем, как принимать какое-то важное решение в жизни. Общаюсь с ним в основном в церкви и перед иконами. И во снах, соответственно, тоже периодически его вижу. Но уже не так часто, как первые пять лет после ухода. Тогда он снился мне чуть ли не каждый день. Одна из моих песен, которая называется «Прилетай», полностью приснилась мне с музыкой и стихами. Казалось, что я лечу над полем, где распускаются красивые цветы, а песню пел сам Саша: «Прилетай, прилетай! Рано или поздно, я буду ждать много дней, ты только прилетай! Прилетай, прилетай! Я вполне серьезно. В дом не на грешной земле, и мы построим здесь рай!» Когда показала эту композицию своим близким, у них мурашки побежали… Все сказали, что Саша зовет меня. Возможно, так оно и было. А может, это просто плод воображения моего творческого мозга, кто знает? Но я склонна верить, что у меня до сих пор существует неразрывная духовная связь с Сашей.
Считаю, что причиной его смерти стало перенапряжение от гастрольной и пиар-деятельности. Его истрепала непрерывная гонка за славой. Саша словил, так сказать, третью волну популярности и решил доказать себе и всем, что может прыгнуть выше головы.
Тщеславие — один из тех грехов, в топку которому идет все. Человек практически не может справиться с собой. А для Барыкина была очень важна творческая реализация после долгого простоя… Словно воздух. Предупреждала Сашу, что ему нужен отдых. Когда видела его в последний раз, выглядел он хорошо, но его азарт показался пугающим. Еще он снова закурил после микроинфаркта. Сделала ему замечание, на что он спокойно ответил: «Я еще молод и здоров, помирать не собираюсь». В этом был весь Барыкин.
Естественно, знала про его практически геройские (не побоюсь этого слова) гастроли в Чернобыль (ездил с концертом, чтобы поддержать ликвидаторов катастрофы. — Прим. «Антенны»). Думаю, такое не может пройти бесследно для здоровья. Когда мы только познакомились, Саша очень плохо говорил после операции на щитовидке, которая была сделана несколько лет назад. Сильно сипел. Потом мы распелись, и наша с ним жизнь как-то его приободрила. Он заметно помолодел.
Дочери, как и мне, неприятно слышать домыслы и вранье. Женя окончила художественную школу и музыкальную по классу вокала. У нее очень интересный тембр голоса с мелким вибрато (периодическое изменение высоты тона и интенсивности тембра. — Прим. «Антенны»). Считаю, что ей дано Богом петь. Сейчас она играет на укулеле (миниатюрная гавайская гитара. — Прим. «Антенны») и сочиняет песни. Будет ли это просто увлечение или нет, пока непонятно. В любом случае выбор за ней, а Саша с небес будет только рад ее успехам. Честно говоря, не желала бы ей карьеры артистки. Слишком это тяжкое бремя, несмотря на все кажущиеся привлекательные бонусы и внимание. Хотя Сашин сын Георгий (от первого брака с Галиной Березовой. — Прим. «Антенны») вплотную занимается творчеством. Как знать, может, они вместе с Женей сделают когда-нибудь какое-либо совместное произведение или даже проект. Это было бы здорово!
Барыкин спел в одной из песен со своего последнего альбома такие строки: «Давай живи, давай дыши! Давай не ной, играй и пой. Давай живи и всех люби, и будет Бог всегда с тобой!» Думаю, эти слова можно взять на вооружение как девиз жизни. Желаю всем добра и любви! Да быть миру.