Юрий Смекалов: стать пенсионером в 38 лет страшно
Фото
театр «Приют комедианта»/Виктория Назарова

Поводом для встречи стала премьера балетного спектакля «Три товарища?», который Смекалов поставил для театра «Приют комедианта». Заодно разузнали, при чем здесь Ремарк и его гениальные «Три товарища».

 — Я думаю, многие задаются вопросом: почему мы используем название романа Ремарка, да еще со знаком вопроса. Появляется ощущение, что мы пересекаемся с ним по тематике, — улыбается хореограф. — Да, с Ремарком мы пересекаемся. Но только в качестве психологической ремарки. Кстати, для меня роман «Три товарища» — особенный. Именно благодаря ему формировалось мое личное ощущение самого себя, отношение к дружбе, любви и литературе. Мне было 16 лет, когда я впервые прочел его.

Юрий Смекалов: стать пенсионером в 38 лет страшно

Конечно, в нашем балетном спектакле нет ни прямых цитат из Ремарка, ни отсылок к послевоенной Германии. Общее — это тема потерянного поколения. У нас за кадром остаются судьбы людей, которые всю жизнь посвятили миру балета. По сути, они находятся в некоем профессиональном вакууме. Если ты посвящаешь себя всецело какой-то профессии, у тебя не остается времени на то, чтобы изучать этот мир, эту жизнь в той степени, в которой хотелось бы.

Самое страшное, это когда мужчина в 38—40 лет становится пенсионером, не имея никаких навыков, кроме умения танцевать. Артист в отличной форме, с большими амбициями и желанием работать вдруг чувствует себя невостребованным, нереализованным, в каком-то смысле представителем «потерянного поколения». Он теряет все и вынужден начинать жизнь с чистого листа. Наверное, поэтому я и сравниваю героев балетного мира с героями «Трех товарищей».

В 20 лет я получил серьезную травму — позвоночник не выдержал серьезных нагрузок. На год вышел из строя, два месяца был обездвижен. Думал, больше никогда не смогу танцевать. Отец мой — анестезиолог-реаниматолог — показал, как делают операции на позвоночнике. После этого я решил, что обойдусь без операции. И у меня получилось. Благодаря поддержке семьи, врачам и различным практикам преодолел эту непростую ситуацию. Не будь этого опыта, был бы сегодня другим человеком. Тогда я переосмыслил отношение к себе, к работе. Всерьез задумался: если не смогу танцевать, что будет дальше? И поступил на хореографическое отделение в Академию имени Вагановой.

Самая большая проблема человека — излишняя мнительность. В театральной среде она гиперболизирована. Тщеславие, желание быть первым, гордыня настолько уничтожают человека, что он готов пойти на все. Но все не так страшно, как кажется со стороны. И дружба среди артистов балета вполне возможна. У меня есть друзья — премьеры театра, хореографы, люди, которые достигли больших высот в своем творчестве. Мы радуемся успехам друг друга, поддерживаем.

Юрий Смекалов: стать пенсионером в 38 лет страшно

А еще я дружу с фигуристами. В 2003 году стал работать со спортсменами из группы Алексея Мишина. Евгений Плющенко тогда с «Посвящением Нижинскому» выиграл чемпионат мира. Ставил программы для Артура Гачинского, Елизаветы Туктамышевой. Ученики Тамары Москвиной Александра Бойкова и Дмитрий Козловский в этом сезоне выиграли этапы Гран-при в Канаде и России.

Работа с фигуристами больше функциональная, чем творческая. Важно не перенасытить программу, при этом максимально проявить лучшие качества спортсмена. Но хореографу на коньки вставать не обязательно. Хотя я прекрасно катаюсь — до балета занимался хоккеем, а сейчас регулярно хожу на каток с детьми. А еще мои Злата и Стефан — большие поклонники футбола. С Сергеем Семаком, главным тренером «Зенита», дружим семьями. Ходим друг к другу на матчи и спектакли. Порой даже отменяю репетицию, чтобы попасть на игру.

«Три товарища?»

Когда: 21 и 22 января 2020 года, 19:00.

Где: театр «Приют комедианта», ул. Садовая, 27/9 (м. «Сенная площадь»).

Цена билета: от 1700 руб.

Возрастное ограничение 18+