Поэзия — она на то и поэзия, что заставляет читателя не просто смотреть на красивый рифмованный текст, уложенный в определенный ритм, но и немного включать мозг, задумываться над тем, что хотел сказать тот или иной автор своим произведением. А классики могли в одном катрене заложить столько смыслов, что даже по истечении сотен лет исследователи творчества иногда находят что-то интересное.
А может быть, это просто человеческая фантазия не знает границ? В любом случае, исследование стихотворений и смыслов, заложенных в них, невозможно без изучения биографии поэтов. Ведь если копнуть поглубже в события, которые происходили в жизни авторов в момент написания текстов, можно с легкостью найти ответы на вопросы, которые порой кажутся неразрешимыми.
Давайте попробуем разобраться на примерах стихотворений, которые известны практически каждому, кто закончил среднюю школу. О чем на самом деле были стихи великих русских поэтов, рассказывает поэт и блогер Дмитрий Кравченко.
Пушкин — лучший маркетолог
Начнем, пожалуй, с «отца русской поэзии» и «нашего всего» — Александра Сергеевича Пушкина и его знаменитого произведения «Евгений Онегин». Могли бы вы подумать, что наш замечательный А.С. создавал свое, не побоюсь этого слова, главное произведение в жизни как рекламную брошюру? Вспомните строчки.
«И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед».
Часы фирмы «Breguet» появились в Санкт-Петербурге уже в 1808 году, и носила их исключительно аристократия.
Или:
«Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар».
Самый модный головной убор — цилиндр с широкими черными полями, названный в честь героя войны в Южной Америке генерала Боливара — носили многие в те времена.
Ну, а строки:
«К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин».
Здесь Пушкин даже сделал сноску у иностранной фамилии, указав, что это — известный ресторатор, в красках описав все блюда, которые подаются у него в заведении. Чем не маркетинговый ход?
Если вы найдете в себе силы перечитать огромную поэму, то найдете еще массу различных упоминаний марок и брендов, которые Александр Сергеевич очень умело вписал в текст произведения. Естественно, он не создавал «Евгения Онегина» только потому, что хотел что-то прорекламировать. Однако, поминая его сложные отношения с деньгами и долговые обязательства, Пушкин вполне мог договориться, что ему перепадет копеечка.
Жаль, что истины мы, к сожалению, не узнаем никогда.
Маяковский и его парижские загоны
«Громила» русской поэзии, футурист Владимир Маяковский славился своими любовными подвигами. Его историю с четой Бриков знает чуть ли не каждый уважающий себя человек (читайте также: Треугольная любовь: 5 скандальных романов Серебряного века).
Не менее известным остался и случай, который произошел во время парижского турне Владимира Маяковского, когда тот познакомился с русской эмигранткой, проживавшей в Париже — Татьяной Яковлевой. История про необычный подарок в виде пожизненных цветов на день рождения девушки тронула миллионы сердец. Кроме необычного подарка, Маяковский также увековечил свое увлечение прекрасной Татьяной одноименным письмом-стихотворением, в котором подробно описал свои страдания из-за ее отказа. Страданиями Маяковский славился не меньше.
У читателя, мало знакомого с биографией Владимира Владимировича, при прочтении «Письма Татьяне Яковлевой» может возникнуть куча вопросов к той или иной строчке и ее смыслу. Чтобы не разбирать весь огромный текст, я остановлюсь на одном случае, который ярко показывает, что понимание стихотворения во многом зависит от знания жизненного пути автора.
«Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны».
«Каких людей какой бор? Причем тут свист поездов до Барселоны?» — именно такие вопросы чаще всего возникают при прочтении данного четверостишия. А объяснение простое: Маяковский был очень ревнивым, себялюбивым человеком. И любое проявление внимания к другому мужчине от его музы вызывало внутренний ядерный взрыв.
А ревновать Татьяну, даже несмотря на отсутствие между ними официальных отношений, было к кому. Дело в том, что тетушка Татьяны — известная оперная певица, частенько выступала с самим Шаляпиным. И Татьяна ездила провожать ее и Федора Ивановича на пятичасовой поезд в Барселону на гастроли. А Владимир Маяковский места себе не находил, надумывая всякие разные сценарии.
Чуковский и его «Усатый таракан»
Надо ли называть имя того, кого многие видят в произведении Корнея Ивановича Чуковского «Тараканище»? Пожалуй, для современной молодежи, которая и «Тараканище»-то, наверное, не читала, стоит сказать: Иосиф Виссарионович Сталин. Ну, посудите сами:
«Вот и стал Таракан победителем
и лесов и морей повелителем.
Покорилися звери усатому,
чтоб ему провалиться, проклятому…»
Или:
«И сидят и дрожат под кусточками,
за зелеными прячутся кочками.
Только и видно, как уши дрожат,
только и слышно, как зубы стучат…»
Ну, очевидно же? Поминая историю, в этих катренах легко читается Сталин. Вот вам и скрытый смысл. Или, погодите… Может быть, все не так однозначно, как кажется?
Определенно! То, что Чуковский в своем произведении описал Сталина, является ничем иным, как фантазией читателей и исследователей. Корней Иванович начал работу над текстом в 1921 году, когда Сталин еще не стоял во главе партии и не был широко известен, тем более Чуковскому, в те времена не интересовавшемуся политикой. А следовательно, и быть героем произведения Сталин не мог. Но поэты нередко обладают пророческим даром. Кто знает, может быть, в этом случае он как раз и сработал?
Есенин и его паранойя
Одно из ключевых произведений Сергея Александровича «Черный человек», написанное на закате жизни, вызывает кучу споров и до сих оставляет незакрытым главный вопрос: «А кто же все-таки этот черный человек, о котором писал автор?».
«Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой».
В этих строчках явно прослеживается то, что Есенин говорит о себе, ведь именно свои небесного цвета глаза он воспевал во многих текстах: «заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза» и так далее. Однако сам автор, по словам его коллег и современников, не раз говорил о том, что его кто-то преследует. И под этим «кем-то» он подразумевал живого человека, делая намек на сотрудников органов КГБ, которые давно взяли Есенина в оборот за его двусмысленные политические поэмы.
Зная, насколько загадочной оказалась смерть Сергея Александровича, легко можно предположить, что за ним действительно был приставлен «черный человек», который периодически мелькал перед глазами.
Но, к сожалению, спросить у самого Есенина, кого он имел ввиду, создавая «Черного человека», мы не сможем. По крайней мере, пока что (читайте также: Мы «оживили» портреты знаменитых поэтов. Маяковский улыбается, а Есенин подмигивает). А надо ли?
Эксперт:
Поэт, блогер