Издревле левшей воспринимали как ненадежных работников, неумех и в целом подозрительных личностей. Гонения продолжались множество веков, а как иначе — человеческая индивидуальность всегда вызывает бурную реакцию и часто влечет за собой насмешки и осуждения.
Все изменилось не так давно: вплоть до конца двадцатого века с этой особенностью пытались бороться. Однако, как показала практика, сколько не бейся — а переучить ребенка довольно трудно. И даже если попытка оказывалась успешной, цена была слишком высока: у детей, которых насильно заставляли писать правой рукой, часто проявлялись психические отклонения, впоследствии приводившие к болезням. Все методы были «хороши»: притеснение в школах, избиение розгами и моральное ущемление. Только теперь левши, которые составляют около 15 процентов населения, наконец-то могут вздохнуть спокойно.
Воплощение зла
Левши не просто сталкивались с общественным порицанием и неодобрением — они часто оказывались безработными. Их не хотели брать в мастерские, а среди древних германцев всегда ходил слух, что это самые неловкие работники. Оно и неудивительно: все предметы быта были оборудованы лишь под правую руку — у страдальцев попросту не получалось приноровиться к их использованию. Женщин-левшей неохотно брали замуж, ведь мало кто изъявлял желание иметь в доме неумелую хозяйку. Но и это было не самым страшным.
Столь пренебрежительное отношение к леворукости берет начало со времен Римской империи. Тогда эту особенность приравнивали к нечистой силе и демонизировали подобные явления. Римляне называли левшей «sinister», что в переводе означает «зловещий» (читайте также: Почему у девочек в Древнем Риме не было имен — ответ вас поразит). Ценили эту индивидуальность лишь в древних Греции и Индии: там левшей считали посланниками Богов.
Средние века оказались еще большим испытанием для них: религиозные распри, беспрестанные обвинения и беспощадные убийства стали обыденным явлением в жизни левшей. Их считали олицетворением дьявола, ненавидели. В частности, поскольку они являлись умелыми убийцами: наносить роковые удары в бою было гораздо проще «неправильной» рукой. Левши вскоре стали воплощением всех отрицательных персонажей. Так, на картинах и иконах все преступники вершили безнравственные деяния левой рукой. Именно ею Иуда принимал тридцать Серебренников в представлении творцов.
Женщины находились в смертельной опасности, ведь именно на них чаще всего ложилось клеймо «ведьма». Они попадали под суд, и доказательство часто было лишь одно, но далеко не в их пользу (читайте также: Тест: посчитали бы вас ведьмой в Средние века?). Вердикт неизменно оставался таков — костер. Вот как непригодная окружающим рука приводила к погибели.
Подобным образом поступили и с Жанной Д’Арк: она была левшой, о чем нетрудно было догадаться по тому, как она держала меч. Эта особенность стала еще одним неопровержимым фактом ее связи с дьяволом. На милость рассчитывать она не могла — Инквизиция не прощала такой индивидуальности.
Судьба левшей на Руси
Понятия славян в этом плане не сильно отличались: они тоже считали эту особенность символом несчастья и порчи, порождением Чернобога. Он символизировал обман, вселенское зло и разрушение. Славян, пользовавшихся «шуйцей», моментально связывали с этим главным воплощением демона — черным змеем. Очевидно, что с «колдунами и ведьмами» долго не церемонились.
Один век сменял другой, но отношение к левшам оставалось прежним. Новые порядки пришли в нашу страну из-за рубежа, а Петр I занимался проведением реформ. И вот еще один указ: «ненадежным личностям» запрещалось свидетельствовать в суде. А еще различия между орудовавшими «шуйцей» и «Десницей Божьей» прочно закрепились в церковной системе. Если левша в храме крестился «нечестной» рукой и касался священных предметов, они сразу же считались оскверненными.
С течением времени левши сумели доказать свою надежность и изменить мнение о себе. Во многом этому поспособствовал сказ Николая Лескова «Левша», в котором умелец сумел подковать блоху. И, конечно, значительно повлиял тот факт, что среди левшей стало появляться все больше известных и талантливых личностей, которые разрушали стереотипы своим творчеством.