Трагическая история Лунной сонаты: девушка, которая разбила сердце Бетховену | Источник: Кадр из фильма «Переписывая Бетховена»

Эд Харрис, Дайан Крюгер

Фото

Кадр из фильма «Переписывая Бетховена»

Соль-диез, ми, си… Пока правая рука плавно перебирает клавиши в бесконечно-текучем потоке, повторяющийся паттерн аккордов под левой кистью задает ритмическую основу и упругое напряжение. Подобно призрачному дыму мелодия окутывает все тело, и в ней без труда узнается бессмертная «Соната № 14» Людвига ван Бетховена.

Разбираемся, как соната стала «Лунной» и почему она больше двух веков разбивает сердца слушателей, как когда-то поступили с ее создателем.

Adagio sostenuto

Сумрачно-меланхоличное начало произведения… Практика посещения музыкальных уроков не была новинкой для девушек 18-19 века. Те из них, кто могли себе позволить частные занятия, обычно учились игре на фортепиано, чтобы выглядеть наиболее выгодно при рассмотрении их «кандидатуры» на единственную доступную для женщин того времени работу — замужество.

Нередко выбор падал на клавишные — из-за возможности продемонстрировать изящность кистей и благородство осанки. А инструменты вроде скрипки или виолончели отвергались из-за резкости движений и непристойности поз, которые не простили бы девушкам той эпохи. Так, клавиши пианино Людвига ван Бетховена стали свидетелями не первого для того столетия романа преподавателя и ученицы.

Трагическая история Лунной сонаты: девушка, которая разбила сердце Бетховену | Источник: Кадр из фильма «Переписывая Бетховена»

Дайан Крюгер

Фото

Кадр из фильма «Переписывая Бетховена»

Allegretto

Момент утешительного покоя перед яростным финалом… Ее звали Джулия Гвиччарди. Она была настолько прекрасна, что все называли 18-летнюю девушку «La Bella Guicciardi». К моменту, когда состоявшемуся композитору нужно было приступать к частным урокам с Джулией, Бетховен уже страдал от шума и звона в ушах, которые мешали ему различать высокие ноты и пугали необратимостью потери слуха (читайте также: Проклятие 9 симфонии Бетховена: загадочная череда смертей композиторов).

Однако обучение юной девушки отвлекало виртуоза от тревог за будущее: занятия музыкой сблизили пару, обреченную из-за принадлежности к разным кругам, и захватили сердце Бетховена. Были ли чувства взаимны со стороны Джулии — остается загадкой, однако в письме к Францу Вегелеру композитор писал: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною».

Трагическая история Лунной сонаты: девушка, которая разбила сердце Бетховену | Источник: Кадр из фильма «Переписывая Бетховена»

Эд Харрис, Дайан Крюгер

Фото

Кадр из фильма «Переписывая Бетховена»

Presto agitato

И, наконец, драматичный финал сонаты… Произведение было закончено к 1801 году и опубликовано через год под своим исходным названием «Соната № 14». Если бы в 19 веке существовали хит-парады, то соната без сомнений возглавила бы его: все хотели слушать первую часть произведения и незаслуженно меньше внимания уделяли двум оставшимся. Страница с посвящением первой публикации была на итальянском языке, поэтому увековечила имя возлюбленной Бетховена в истории как Джульетты.

Однако это не помешало ей выйти замуж в 1803 году за другого композитора с не таким известным именем — Венцеля Роберта фон Галленберга. Пересеклись ли их пути еще раз в Венском конгрессе, где Бетховен-дирижер стал звездой вечера, или театре Кертнертор на премьере Девятой симфонии композитора — мы уже никогда не узнаем.

Трагическая история Лунной сонаты: девушка, которая разбила сердце Бетховену | Источник: Кадр из фильма «Переписывая Бетховена»

Эд Харрис

Фото

Кадр из фильма «Переписывая Бетховена»

«Лунной» соната станет уже после смерти Бетховена, когда музыкальный критик Людвиг Рештальб сравнит ее начало с игрой лунного света на глади Фирвальдштетского озера (читайте также: Величайшие гении, которые умерли в бедности). Кончина композитора принесет и другое открытие прямо из ящика его стола — знаменитое Гейлигенштадтское завещание, в котором Бетховен сообщает братьям, что окончательно оглох, и миниатюрный портрет, предположительно принадлежащий Джулии Гвиччарди.