Эд Харрис, Дайан Крюгер
Соль-диез, ми, си… Пока правая рука плавно перебирает клавиши в бесконечно-текучем потоке, повторяющийся паттерн аккордов под левой кистью задает ритмическую основу и упругое напряжение. Подобно призрачному дыму мелодия окутывает все тело, и в ней без труда узнается бессмертная «Соната № 14» Людвига ван Бетховена.
Разбираемся, как соната стала «Лунной» и почему она больше двух веков разбивает сердца слушателей, как когда-то поступили с ее создателем.
Adagio sostenuto
Сумрачно-меланхоличное начало произведения… Практика посещения музыкальных уроков не была новинкой для девушек 18-19 века. Те из них, кто могли себе позволить частные занятия, обычно учились игре на фортепиано, чтобы выглядеть наиболее выгодно при рассмотрении их «кандидатуры» на единственную доступную для женщин того времени работу — замужество.
Нередко выбор падал на клавишные — из-за возможности продемонстрировать изящность кистей и благородство осанки. А инструменты вроде скрипки или виолончели отвергались из-за резкости движений и непристойности поз, которые не простили бы девушкам той эпохи. Так, клавиши пианино Людвига ван Бетховена стали свидетелями не первого для того столетия романа преподавателя и ученицы.
Дайан Крюгер
Allegretto
Момент утешительного покоя перед яростным финалом… Ее звали Джулия Гвиччарди. Она была настолько прекрасна, что все называли 18-летнюю девушку «La Bella Guicciardi». К моменту, когда состоявшемуся композитору нужно было приступать к частным урокам с Джулией, Бетховен уже страдал от шума и звона в ушах, которые мешали ему различать высокие ноты и пугали необратимостью потери слуха (читайте также: Проклятие 9 симфонии Бетховена: загадочная череда смертей композиторов).
Однако обучение юной девушки отвлекало виртуоза от тревог за будущее: занятия музыкой сблизили пару, обреченную из-за принадлежности к разным кругам, и захватили сердце Бетховена. Были ли чувства взаимны со стороны Джулии — остается загадкой, однако в письме к Францу Вегелеру композитор писал: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною».
Эд Харрис, Дайан Крюгер
Presto agitato
И, наконец, драматичный финал сонаты… Произведение было закончено к 1801 году и опубликовано через год под своим исходным названием «Соната № 14». Если бы в 19 веке существовали хит-парады, то соната без сомнений возглавила бы его: все хотели слушать первую часть произведения и незаслуженно меньше внимания уделяли двум оставшимся. Страница с посвящением первой публикации была на итальянском языке, поэтому увековечила имя возлюбленной Бетховена в истории как Джульетты.
Однако это не помешало ей выйти замуж в 1803 году за другого композитора с не таким известным именем — Венцеля Роберта фон Галленберга. Пересеклись ли их пути еще раз в Венском конгрессе, где Бетховен-дирижер стал звездой вечера, или театре Кертнертор на премьере Девятой симфонии композитора — мы уже никогда не узнаем.
Эд Харрис
«Лунной» соната станет уже после смерти Бетховена, когда музыкальный критик Людвиг Рештальб сравнит ее начало с игрой лунного света на глади Фирвальдштетского озера (читайте также: Величайшие гении, которые умерли в бедности). Кончина композитора принесет и другое открытие прямо из ящика его стола — знаменитое Гейлигенштадтское завещание, в котором Бетховен сообщает братьям, что окончательно оглох, и миниатюрный портрет, предположительно принадлежащий Джулии Гвиччарди.