Замурованный Сталин
В проекте станция «Нарвская», открытая ровно 60 лет назад, значилась как «Сталинская». А потому и оформление было соответствующим – в торце нижнего зала располагалось огромное мозаичное панно: Иосиф Виссарионович на фоне алых флагов и золотых колосьев пшеницы, которые трудолюбиво вырастили советские люди.
Но вскоре культ личности Сталина был развенчан, а в 1961 году исчезло и панно. Впрочем, говорят, что мозаика вовсе не уничтожена, а лишь заложена мраморными плитами, так что отец народов по-прежнему рядом с нами.
Защита от монстров
Двойные двери на некоторых станциях петербургского метрополитена до сих пор удивляют гостей Северной столицы. Существует легенда, что таким образом пассажиров пытались защитить от всякой нечисти: якобы в тоннелях расплодились громадные крысы, которых даже давили поездами. Конечно, все это неправда, никаких крыс-монстров в питерской подземке сроду не было.
А в народе между тем гуляет и такая версия: двойные двери были придуманы на случай, если вода из залива просочится в метро: они на время перекроют потоки, и люди успеют выбраться по эскалатору.
На самом деле проектировщики в защиту своей идеи приводили довод о нулевом риске умышленного и неумышленного падения пассажиров на рельсы. Да и экономия отделочных материалов тоже сыграла свою роль.
Дерни за веревочку
С первой станцией закрытого типа «горизонтальный лифт» – «Парк Победы» связана еще одна городская легенда, на этот раз довольно веселая. В день торжественного открытия, 29 апреля 1961 года, механизм открытия дверей-створок дал сбой. И это перед самым прибытием высокого городского начальства! В итоге, утверждает народная молва, у каждой створки поставили служащих станции в форме красноармейцев, которые дергали в течение дня за веревочки, открывающие двери.
Последняя станция
«Как только в Петербурге будет построена 60-я станция, город уйдет под землю», – гласит еще одна легенда, весьма популярная в Северной столице в конце прошлого века. Мол, именно поэтому новые станции строятся долго и неохотно.
Но и эта история не нашла своего подтверждения: 60-я по счету станция метро – «Парнас» была введена в эксплуатацию 22 декабря 2006 года.
На сегодняшний день питерская подземка насчитывает уже 67 станций, и город до сих пор на месте.
Царство призраков
Долгое время станцией-призраком считалась «Адмиралтейская». Более 10 лет пассажиры поездов, следовавших от «Садовой» до «Спортивной», видели темный зал. Но звание первого «призрака» по праву досталось «Пушкинской». Эта станция была открыта спустя пять месяцев после пуска первого участка «красной» линии метро – 30 апреля 1956 года.
Если верить молве, во всем виноват наклонный ход с эскалаторами, который обрушился перед самым открытием. Так что «Пушкинская» сразу ушла на ремонт. Однако менять декоративные решетки с надписью «1955» уже никто не стал.
Позже «призраками» успели побывать «Чернышевская», «Крестовский остров» и «Обводный канал».
От метро до кино
А еще в Петербурге есть станция-«мертвец» – «Дачное». Возвели ее в 1966 году как временное сооружение, пока к юго-западу от нее строили вестибюли станций «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». 5 октября 1977 года в 13:00 из «Дачного» ушел последний поезд. Вскоре пути и часть платформы разобрали, а оставшуюся кирпичную коробку по адресу: Трамвайный пр., 18а, сейчас занимает МРЭО ГИБДД.
При этом на еще не закрытой станции успели снять несколько фильмов: «Его звали Роберт» (1967) с Олегом Стриженовым и Марианной Вертинской в главных ролях, «Происшествие, которого никто не заметил» (1967) с Жанной Прохоренко и Виталием Соломиным и «Шаг навстречу» (1975), где на станцию спускаются герои Людмилы Гурченко и Николая Волкова – мл.
И это не весь список! В 1970 году на экраны вышел фильм «Цвет белого снега», в котором практически все действие происходит на станции «Дачное», где главная героиня, ее играет Марина Неелова, работает контролером.
P. S.
И напоследок еще одна загадка петербургского метрополитена – переход со станции «Площадь Александа Невского 1» на «Площадь Александра Невского 2»: громадное панно с богатырями рано или поздно ставит в тупик абсолютно всех пассажиров: на четырех конях восседают пять всадников.
В народе загадочное панно получило грубоватое прозвище «Пять мужиков на четырех конях», а сами станции из-за длинного названия часто именуются «ПлАНом», но это сокращение известно только старожилам, приезжие от таких топонимов сразу теряются.
Впрочем, гостям Петербурга и про «Климат» частенько приходится пояснять. Но мы-то знаем, что именно так промежду истинными петербуржцами именуется совмещенный вестибюль станций «Невский проспект» и «Гостиный Двор», расположенный на набережной канала Грибоедова – в знаменитом доме Энгельгардта, который воспел даже Лермонтов в своей знаменитой драме «Маскарад». Впрочем, это уже совсем другая история…