Самолет считается наиболее безопасным транспортом, риск гибели на воздушном судне самый незначительный — 1 к 52,6 миллионам, но он никогда не равен нулю. Каждый год в мире происходит около 150–180 авиакатастроф.
Но не спешите отказываться от данного вида передвижения: по статистике, количество авиакатастроф с середины 20 века — когда только началось развитие коммерческих воздушных перевозок — по сегодняшний день уменьшилось в десятки раз. Система авиационной безопасности намного надежнее, самолеты совершенствуются, члены экипажа проходят тщательные профессиональные проверки.
К сожалению, чтобы достичь такого уровня надежности, человечеству пришлось столкнуться с множеством страшных катастроф.
Самый ужасный теракт в истории
11 сентября 2001 года самолеты рейсов 11 American Express и 175 United Airlines совершали ежедневные утренние полеты по маршруту Бостон — Лос-Анджелес. Через 15 минут после взлета авиалайнера компании American Express террористы ранили бортпроводников и пассажира, убили пилотов и захватили контроль за судном. Второй Боинг был угнан на 33 минуте полета, преступники ворвались в кабину — Марван Аш-Шеххи, специально обученный пилот из числа террористов, принял управление самолетом.
Некоторые находившиеся на борту смогли воспользоваться спутниковыми телефонами и личными мобильными устройствами, чтобы сообщить о захвате. Именно из этих разговоров стало известно, чем были вооружены угонщики — холодным оружием и газовыми баллончиками. Террористы игнорировали попытки диспетчеров связаться с лайнерами, пассажиры и члены экипажа старались оказывать им сопротивление. Самолеты атаковали Северную и Южную башни Всемирного торгового центра Нью-Йорка, из-за чего здания разрушились и уничтожили ближайшие к ним объекты.
В результате столкновения борта авиакомпании American Express погибли около 1692 человек: 92 в самолете, 1366 в здании и 234 на земле. Из-за тарана Южной башни рейсом 175 погибли около 965 человек: 65 в самолете, 612 в башне и 288 на земле. Этот террористический акт стал самым крупным по количеству жертв (читайте также: Предсказала события 11 сентября: страшные пророчества экстрасенса Джейн Диксон, которые сбылись).
Столкновение на взлетно-посадочной полосе
27 марта 1977 года в аэропорту Гран-Канария, крупнейшем на Канарских островах, произошел теракт: в магазине цветов взорвалась бомба. Терминал закрыли на прием и вылет воздушных судов из-за угроз террористов совершить еще одну диверсию. Самолеты направлялись в другой аэропорт архипелага — Лос-Родеос на острове Тенерифе. Территория аэропорта была переполнена огромным количеством авиалайнеров, которые почти не могли передвигаться в таких условиях. Этот фактор значительно повлиял на судьбу рейсов KL4805 KLM и PA1736 Pan American.
Через 4 часа после закрытия аэропорт Гран-Канария начал принимать самолеты. Экипаж рейса PA1736 выразил готовность немедленно вылететь, а командир рейса KL4805 решил дозаправить самолет, чтобы не терять времени в Гран-Канарии. На спешку команд лайнеров также повлиял регламентированный распорядок трудового дня работников авиакомпаний: командиру самолета KLM по радиосвязи приказали вылететь из Лос-Родеоса до 19 часов вечера или дождаться утра, поэтому пилоты хотели быстрее завершить полет и отдыхать.
Когда воздушное судно рейса KL4805 начало подготовку к взлету, погодные условия на острове ухудшились, видимость упала. Пилотам рейса PA1736 было трудно определить рулежную дорожку, и авиалайнер проехал мимо указанной им для поворота. По расшифровкам черных ящиков выяснилось, что диспетчер говорил с характерным испанским акцентом, из-за чего экипажи переспрашивали указания, также пилоты самолетов вмешивались в разговор и перебивали друг друга.
Команда Боинга авиакомпании KLM неправильно интерпретировала инструкции диспетчера: экипаж воспринял информацию как разрешение на полет, в этот момент самолет рейса PA1736 находился на взлетной полосе. Из-за несогласованности в переговорах сообщения обоих бортов наложились, и пилоты KLM не услышали, что на их пути другой лайнер, поэтому без колебаний продолжили движение. Самолеты не смогли избежать столкновения и загорелись. Погибли 583 человека, выжили 61 — все с самолета Pan American.
Ошибка аварийных служб аэропорта
Самолет авиакомпании Saudi Arabian Airlines совершал рейс SVA163 по маршруту Карачи — Эр-Рияд — Джидда 19 августа 1980 года. Спустя 7 минут после вылета из Эр-Рияда (Саудовская Аравия) в грузовом отсеке лайнера и в одном из двигателей вспыхнул пожар. Командир отключил неисправный двигатель, выполнил разворот, чтобы вернуться в аэропорт, и предупредил диспетчера о внештатной ситуации. Экипаж так и не смог потушить возгорание, огонь и дым стремительно распространялись по воздушному судну, вызывая панику у пассажиров.
Пилоты сумели совершить экстренную посадку, экипаж попытался произвести эвакуацию, но аварийные двери по неизвестным причинам так и не удалось открыть. Службы аэропорта разбирались с инструкцией на английском языке 23 минуты и открыли основную дверь слишком поздно. После этого произошло мгновенное воспламенение: пожар распространился на весь борт. Пока спасатели тушили возгорание, воздушное судно полностью сгорело. Погибли все пассажиры и члены экипажа — 301 человек.
Врезался в гору
12 августа 1985 года авиалайнер Japan Airlines выполнял рейс JAL123 из Токио в Осаку. На 12 минуте полета на борту произошел взрыв — разрушился элемент хвостового фюзеляжа, который разделяет пассажирский самолет и негерметичную хвостовую часть. По итогам расследования трагедии выяснилось, что самолету было оказано плохое техническое обслуживание.
Давление на борту упало, но пилоты не сразу определили, в чем была проблема. Управление было потеряно, экипаж смог удержать судно воздухе 32 минуты. Это было трудно: самолет то набирал высоту, то снижался, раскачивался влево и вправо. Командир смог вернуть рейс на прежний курс, но спустя 29 минут полета лайнер стал полностью неуправляемым. Самолет начал стремительно падать, после чего произошло столкновение с горой Такамагахара в 100 километрах от Токио, и Боинг загорелся. Погибли 520 человек, выжили 4 — все они сидели в задней части пассажирского салона.
Число выживших могло бы быть существенно больше, но спасатели прибыли на место катастрофы только через 14 часов после крушения. На задержку повлияла сильная конкуренция между службами спасения, которые хотели заняться поисками. По оценкам экспертов и врачей, многие находившиеся на борту умерли из-за холода и ран на земле, некоторые из них были живы даже спустя 10 часов, но умерли из-за неоказанной медицинской помощи.
Столкновение в воздухе
12 ноября 1996 года Боинг Saudi Arabian Airlines совершал рейс SVA763 по маршруту Дели — Дахран, а грузовой самолет авиакомпании Kazakhstan Airlines летел из Шымкента в Дели рейсом KZA1970.
Бортрадист казахстанского воздушного судна был предупрежден о нахождении вблизи другого авиалайнера. Но по непонятной причине рейс KZA1970 начал снижаться до высоты, на которой находился борт Saudi Arabian Airlines. Авиадиспетчер из аэропорта Дели (Индия) увидел, что воздушные судна встретились на радаре, после чего они перестали выходить на связь. Грузовой самолет должен был пролететь на 300 метров выше пассажирского, но в момент столкновения оказался на 3 метра ниже. Рейс SVA763, вращаясь в воздухе, рассыпался на части и рухнул на землю, а судно Kazakhstan Airlines упало в 7 километрах от него.
Спасатели нашли 4 выживших на месте крушения грузового самолета и 2 человека из пассажирского, но они не дождались медицинской помощи. Погибли все находившиеся в самолетах — 349 человек.
Какие страшные авиакатастрофы еще случались за последние 50 лет?
1. Рейс TK981 Turkish Airlines
3 марта 1974 года на 9 минуте после взлета в авиалайнере неожиданно открылась одна из дверей грузового отсека, вследствие чего экипаж потерял контроль за полетом и самолет рухнул в французский лес Эрменонвиль. Погибли 346 человек.
2. Рейс AI182 Air India
Авиакатастрофа 23 июня 1985 года произошла в небе над Атлантическим океаном из-за террористического акта — взрыва на борту. Самолет был уничтожен, трагедия унесла жизни 329 человек.
3. Самолет Ан-32 Moscow Airways
При разбеге с взлетной полосы аэропорта Киншасы (Демократическая Республика Конго) 8 января 1996 года перегруженное грузовое судно не смогло подняться в воздух, выкатилось за пределы полосы и врезалось в местный рынок. Погибли 1 член экипажа самолета и 297 человек на земле.
4. Рейс MH17 Malaysia Airlines
17 июля 2014 года авиалайнер выполнял рейс по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. Был сбит ракетой, из-за чего упал около села Грабово Донецкой Народной Республики. Погибли 298 человек.
5. Рейс IR655 Iran Air
Совершая полет Аббас — Дубай 3 июля 1988 года, лайнер был сбит ракетным ударом с крейсера военно-морских сил США над Персидским заливом. Лишились жизней все находившиеся в самолете 290 человек (читайте также: Без шансов: почему в самолетах нет парашютов для спасения пассажиров в авиакатастрофах).
6. Самолет Ил-76МД IRGC
19 февраля 2003 года борт, принадлежавший военно-политическому объединению Ирана, разбился на заходе на посадку под Керманом, столкнувшись с горой Кухе-Джупар. Причинами стали ошибки экипажа, неблагоприятные погодные условия и перегруз самолета. Погибли 275 человек.
7. Рейс AA191 American Airlines
При взлете из аэропорта Чикаго (США) 25 мая 1979 года лайнер лишился левого двигателя и упал в 1,5 километрах от аэропорта. Катастрофа унесла жизни всех находившихся на борту 271 человек и 2 человек на земле.
8. Рейс PA103 Pan American
На 58 минуте полета 21 декабря 1988 в грузовом отсеке произошел взрыв. В результате террористического акта самолет был уничтожен, обломки рухнули на город Локерби (Шотландия). Погибли 259 человек в самолете и 11 человек на земле.
9. Рейс KE007 Korean Air Lines
1 сентября 1983 года авиалайнер, следуя из Анкориджа (США) до Сеула (Республика Корея), сбился с маршрута и вошел в закрытое воздушное пространство СССР, пролетая над военными объектами. Самолет был сбит истребителем и упал в пролив Лаперуза. Лишились жизней 269 человек.
10. Рейс AA587 American Airlines
12 ноября 2001 года авиалайнер попал в спутный след другого самолета, потерял управление и рухнул в Нью-Йорке (США). Причинами стали отрыв киля, турбулентность и ошибки второго пилота. Умерли все находившиеся на борту 260 человек и 5 человек на земле.
11. Рейс CI140 China Airlines
При посадке в японский город Нагоя 26 апреля 1994 года самолет потерял управление из-за ошибок экипажа и упал в 110 метрах от аэропорта. Из находившихся в лайнере 271 человек выжили только 7.
12. Рейс WT2120 Nigeria Airways
11 июля 1991 года, вылетая из Джидде (Саудовская Аравия), члены экипажа потеряли управление из-за начавшегося пожара. Пилоты предприняли попытку вернуться на взлетно-посадочную полосу, но самолет разбился. Трагедия унесла жизни 261 человек.
13. Рейс TE901 Air New Zealand
Лайнер выполнял экскурсионный рейс Окленд — Крайстчерч — Окленд через Антарктиду. Во время полета 28 ноября 1979 года самолет взрезался в вулкан Эребус (Антарктида) и потерпел крушение. Погибли 257 человек.
14. Самолет Ил-78 ВВС Алжира
11 апреля 2018 года судно упало после взлета из аэропорта Буфарик (Алжир) из-за возгорания правого крыла. Причинами могли стать отказ двигателей или перегруз самолета. Лишились жизней 257 человек.
15. Рейс MF1285R Arrow Air
Спустя несколько секунд полета экипаж вылетевшего из аэропорта Гандера (Канада) 12 декабря 1985 года самолета лишился контроля за судном. Авиалайнер разбился. Причинами катастрофы могли быть обледенение, пожар или взрыв бомбы. Погибли все находившиеся на борту 256 человек.
Вероятность катастрофы воздушного судна составляет один на миллионы, но в истории авиации есть такие трагические и страшные события. Самые частые причины крушений — отказ техники, человеческий фактор, терроризм и неблагоприятные погодные условия (читайте также: «Сама природа мстит людям»: ученый назвал причину участившихся авиакатастроф).