Рипли
Журнал-раскраска с любознательным щенком Рипли стал для многих уфимцев первым комиксом в их жизни. Отрисованный еще в 1988 году персонаж увидел свет в 1991 на страницах ставшего культовым журнала «Рипли-детектив». В нем милый барбос и его соратники кот Васька, уж Федька, хомяк Хома и золотая рыбка по имени Рыбка раскрывали пропажу из холодильника хозяйских сосисок.
«Рипли-детектив» нельзя с полной ответственностью назвать комиксом. Это, скорее, детский журнал-раскраска с популярными тогда заданиями в духе «соедини все точки по порядку» или «помоги Рипли найти путь до любимой косточки». Но для неизбалованной уфимской публики «Рипли» стал настоящим глотком свежего воздуха и в итоге воспринимался как веселое детское пособие. Журнал, напечатанный невероятным тиражом в 1 млн экземпляров (о чем у Виталия даже справка была), встречался и на книжных полках детских садов, и в студенческих библиотеках. Сам автор признавался, что рисовал персонажа со своей собаки, и любовь к ней приобрела настоящий народный характер. Позже Мухаметзянов вспоминал, как разбирал мешки с письмами, которые писали маленькие читатели:
«Рипли – это же моя дворняжка была. Эту книжку я нарисовал еще до «Мухи», отвез в Дом печати. Ее купили за 300 рублей, я даже на море съездил отдохнуть. Потом поинтересовался, какой тираж, и чуть не упал – 1 миллион 80 штук! Ты не представляешь, соклько писем приходило: «Да-ра-гой Рипли! Пришли мне цЫпочку и заколку!» Дети писали письма собаке!»
А наши родители и сегодня любят вспоминать, как мы, рожденные в 80-х, коверкали слова, подражая Хоме, или при каждом (не-) удобном случае цитировали кота Ваську: «Признаюсь честно, это не я!» Персонажи полюбившегося журнала продолжили свою детективную деятельность уже в цветном исполнении и без дополнительных заданий для детей в выпуске «Рипли, Васька и инопланетяне», а спустя год в классическом комиксном стиле «День рождения Рипли, или Как Хома похудел, а Федька потолстел».
Выпуски имели такой же оглушительный успех, подросшие поклонники первого «Рипли» получили любимых героев в цвете и новые, до безумия крутые приключения. На первой странице третьего выпуска красовалась фотография оригинального Рипли, стоящего на ворохе детских писем, а где-то в серединке письма от поклонников из Украины (самое большое количество фанатов «Мухи», по мнению Виталия, было именно оттуда. К автору даже обращались с просьбой переиздать там его комиксы, – прим. Woman’s Day) и небольшое фото-эссе о песике-меломане.
Винни-Пух
Продолжая детскую линию, «Муха» обратилась к классическим сказкам, и в 1989 году Виталий нарисовал сразу три книги: «Кошка, гулявшая сама по себе», «Винни-Пух и все-все-все…», «Три поросенка». Популярными стали все три, но особую любовь среди читателей завоевало культового произведение Алана Милна.
Невероятно легко, но очень детально отрисованные характеры персонажей с легкой наивностью и предельной эмоциональностью по-новому рассказали детям старую сказку про медвежонка Пуха, свинку Пятачка и их друга Кристофера Робина. Во вступительном слове авторы издания признавались, что книга должна стать чем-то вроде продолжения для легендарного советского мультфильма, в который не вошли многие истории из английского оригинала. Но отрисовка «Мухи», пусть и основанная на мультипликационных образах, нравилась нам даже больше анимированной – подкупала фирменная «небрежность» рисунков и легкая сюжетная абсурдность. Тот случай, когда дети отказываются листать оригинал, прикоснувшись к версии Мухаметзянова и Халимова. Говорят, что и сегодня встречаются 30+ летние люди, произносящие «МИОТ» вместо «Мёд».
Чебурашка-ниндзя
Завоевав невероятную любовь среди читателя и издателя, студия «Муха» получила карт-бланш на эксперименты и свободу творчества. Виталий и его соавторы продолжили линию детских журналов «Русскими народными сказками» и «Сказками Маршака».
Одновременно художники «Мухи» запустили совершенно новую серию, а жанр комиксов получил прописку и на уфимских книжных полках. Все началось с переосмысления классического произведения Конан Дойля «Затерянный мир». И почти сразу появился фоновый персонаж-символ студии – лупоглазая муха. Кажется, именно тогда Мухаметзянов нашел свой почерк. Комиксы набирают обороты, и «Муха» рисует их один за другим, выпуская в год по 10 журналов.
В 1993 был перерисован культовый Рипли и запущен комикс с лидером тогда еще актуальной рок-группы «АлисА» Константином Кинчевым. Но апогеем комиксного периода 91−94 гг. стал персонаж, которого вспоминают и сегодня. Чебурашка-ниндзя бросал свой сюрикэн прямо в читателя с обложки 13-го номера журнала комикс-студии «Муха». Творение безумного профессора Тараканова превратилось из добренького любимца детей в настоящую kill machine. Чебурашка-ниндзя полюбился читателям и стал среди фанатов символом русской комикс-индустрии, пусть и не имел истории-продолжения. Кажется, «Мухе» удалось гениально совместить наивного русского чебурашку и крутых иностранных черепашек-ниндзя.
Кинчев. Костя Кинчев
Муха часто ассоциировал себя именно словом «рок-н-ролл», и неудивительно, что одним из героев его комиксов стал герой советско-российского рока. Тем более, одним из главных рынков для распространения книг студии стала столица русского рока Санкт-Петербург. Виталий
Ведуны
Главный фэнтези-кейс студии. Началось все в 93-м с выпуска «Школа ведунов» о двух учениках Школы, взбалмошном Куэрко и толстячке-добрячке Пицабиусе. По заданию учителя они отправляются истреблять оборотней в Сумеречный лес. Мрачный стиль отрисовки Вадима Рубцова не оставил равнодушным читателя, у которого в то время над кроватями висели постеры большого парня Конана-Варвара и сексуальной Рыжей Сони. Вторая часть «Ведунов» значительно «посветлела», а диалоги сильно сократились. Ведуны подросли, и им снова есть чем заняться!
Буратило
Время рока и бунтарства на фоне тотальной закрытости сменила эпоха MTV и свободы. Поколение Pepsi требовало новых героев. Так появился Буратилло. На бумаге этот чокнутый брат Буратино почти не появлялся (если не считать единственного выпуска в 2009 году, заключительного для комикс-студии), однако неплохо прижился на телеэкранах в совершенно разных эпостасях. Буратилло учил нас выключать газ, выходя из дома, предупреждал о вреде курения и наркотиков в общественном транспорте и с больших городских телеэкранов на улицах, радовал зрителей MTV и даже стал героем одноименной компьютерной игры.
«Буратилло» – лично моя отдушина, вся озвучка там моя, все истории придумывал я, это мой юмор, – пояснял Виталий Мухаметзянов
Муха
Символ и талисман студии, она не могла не вписаться в страницы комиксов. Сначала Муха скромно появлялась на обложках и заходных страничках. Так было в первом Рипли и Винни-Пухе, в «Три поросенка». В новогоднем выпуске, совместном с газетой «Экономика и Мы», Муха включилась в сюжет как фоновый персонаж, а в сборнике 91 года красовалась на обложке в качестве центрального героя композиции. Муха появлялась в разных ипостасях, в разных стилях отрисовки. Но всегда была рядом, как и ее создатель, Виталий Мухаметзянов. Человек, ставший той частичкой нашего детства, которую редко, но вспомнишь – и на сердце теплеет.