Основатель французского импрессионизма, который прошел нелегкий путь от нищего начинающего художника до признанного маэстро — Клод Моне. Его картины завораживают даже тех, кто не любит искусство, а талант до сих пор служит вдохновением для молодых живописцев (читайте также: Тест: выберите картину Моне, а мы расскажем, кто о вас сейчас думает).
В его жизни было много крутых поворотов и впечатляющих моментов, но сегодня мы остановимся на первой любви Клода Моне. На той, чей образ приходил к нему спустя долгие годы после вынужденного расстояния. Почему первая «Женщина с зонтиком» оказалась неповторимой и кто такая Камилла Донсье?
За каждым успешным мужчиной стоит… женщина
Решение не продолжать династию бакалейщиков пришло к юному Моне еще в подростковом возрасте. Как человек, который вместо уроков убегает подальше от городской суеты и пишет скалы и море (и пишет уже талантливо), может выбрать столь неромантический путь?
И хотя его первый учитель, Эжен Буден, прочил молодому подопечному большой успех, Клод Моне уверенными шагами ступал в нищету. Талант был, но кто же согласится платить за него без весомого в свете имени? С пейзажными зарисовками все шло как нельзя лучше: они получались и даже отличались авторским стилем. А что же с людьми? Ведь в то время заказывать портреты было так же модно, как сейчас делать фотографии на полароид.
Но вот в 1865 году в его жизни появилась она — признанная модель и муза мэтров французской живописи Пьера Огюста Ренуара и Эдуарда Мане, с которым героя нашей статьи нельзя путать ни в коем случае (хотя признаемся, иногда так и тянет пойти на это коварное для искусства преступление).
Камилле Донсье было тогда было всего 18, Клоду Моне — уже 25. Идеальная натурщица очень быстро стала серьезным любовным увлечением художника — чувства вспыхнули стремительно и надолго.
Говорят, что знаменитую «Женщину в зеленом» Моне написал буквально за несколько дней. Картина совершила настоящий переполох: ее не просто приняли в салоне, ее встретили, аплодируя и радушно давая самые лестные отзывы. Влюбленные счастливы — впереди точно большое будущее.
Бедность — не порок
Но, увы, последствия были не столь радужны: будущий шедевр мировой живописи не смог послужить фундаментом к финансовому благополучию. Следующие несколько лет чета Моне буквально гналась за успехом: они жили в сырых подвалах, изредка ели хлеб, который по доброте душевной приносили товарищи-художники. И переезжали из дома в дом — ночью, бесшумно, ведь денег, чтобы заплатить хозяину, просто не было.
Клод безустанно писал, чаще всего ее — свою музу и любовь. Осознавал ли он тогда, на что обрекал девушку? Чувства ослепили разум, согласная на все тяготы Камилла везде следовала за мужем (кстати, официально они так и не были расписаны). Совсем скоро пришло время рожать первого сына: она осталась в холодном и голодном Париже, а он уехал в неизвестность искать вдохновение.
Вам понравится:
Правда, о жене Моне все-таки не забывал — находясь в «командировке», он регулярно молил Фредерика Базиля выслать молодой матери денег. Пришло время вернуться домой и, кажется, случилось чудо: новорожденный стал новым смыслом жизни художника, а любовь к Камилле увеличилась до бесконечности.
И снова на всех полотнах только она. Семья уже успела отказать в содержании: что это за связь с легкомысленной натурщицей — либо бросай девушку с ребенком, либо забудь дорогу домой. Вроде говорят, что любовь способна победить все. Возможно, однако от полотна к полотну красивые глаза Камиллы становились все печальнее, а взгляд — все безнадежнее.
Мадам Моне Первая — Мадам Моне Вторая
В какой-то момент погрустнели и глаза самого Клода Моне — жить без средств стало невыносимо. Лучшего решения, чем бросить жену, не нашлось. Родители стали вновь высылать деньги, а сердце Камиллы разбилось вдребезги (читайте также: Как знаменитые художники ломали судьбы своим музам).
Правда, окончательно оставить первую любовь художник все же не смог: в Англии они сошлись вновь, однако ее здоровье уже было подорвано. В 1878 году она родила ему второго сына, а он перевез ее в дом своей будущей второй жены. И вот, мягкая и покладистая мадам Моне поселилась в доме властной и своенравной Алисы Гошеде. Теперь они все жили под одной крышей.
Здоровье Камиллы изо дня в день становилось все хуже: роды, голод и предательство сыграли свои роли. Она умерла совсем молодой (ей было всего 32 года). Брошенная и несчастная, она сумела отомстить — с тех пор в каждой женщине Клод Моне пытался запечатлеть ее образ.
Так кто же гуляет под зеленым зонтиком?
Сейчас мы можем любоваться аж тремя «Женщинами с зонтиком»: первая написана в 1875 году, на ней изображена Камилла с сыном Жаном (Официальное название — «Прогулка. Дама с зонтиком». — Прим. ред.), вторая и третьи вышли из-под кисти художника уже в 1886, когда разбогатевшему и признанному Моне позировала красавица Сюзанна (дочь Алисы Гошеде. — Прим. ред.). Полотна известны как «Женщина с зонтиком, повернутая вправо» и «Женщина с зонтиком, повернутая влево».
Да, спустя 11 лет в саду в Живерни он вновь видит ее. Ту, которая посвятила ему всю свою жизнь, подарила двоих сыновей и всю любовь. Сюзанна безнадежно пыталась повторить позу и взгляд, девушка падала в обморок от зноя, а Клод Моне яростно рвал холсты и пинал их ногами — второй такой Камиллы уже не найти.
Женщины, повернутые влево и вправо очень техничны — издали видна рука мастера: прорисованы мельчайшие детали, картины динамичны и художественно целостны. Но как же символично, что обе дамы безлики. Они лишь призраки, напоминающие о той, которая навсегда скрылась за зеленым холмом. Они — копии совершенной Камиллы, главной музы, сделавшей из молодого и талантливого Клода Моне признанного гения французского импрессионизма.