Проклятие «Мастера и Маргариты»: мистические факты о романе Булгакова
Фото

Wday/Legion Media

Для того чтобы перейти к мистическим фактам, связанным с романом «Мастер и Маргарита», следует разобраться в некоторых деталях его содержания.

Важные темы романа

Произведение можно отнести к типу «роман в романе». Это связано с тем, что одна сюжетная линия повествует о судьбе Мастера и Маргариты, об их любви. В то время как другая — о римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате.

Читая роман, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы ХХ века и 30-е годы I в.н.э. Один и тот же месяц, те же несколько дней перед Пасхой, та же страстная неделя, но с временным промежутком.

Сюжет обличает понятия добра и зла, рассказывает о борьбе за справедливость, о безграничной любви.

Создание романа

На протяжении двенадцати лет (с 1928 по 1940 год) писатель работал над романом. Булгаков пытался довести произведение до совершенства, поэтому он постоянно переписывал его, вносил правки. Первые рукописи автор вовсе сжег.

Над одним названием он мучился до 1937 года, именно тогда писатель придумал финальную версию — «Мастер и Маргарита». Среди других названий романа были: «Черный маг», «Сатана», «Черный богослов», «Князь тьмы», «Консультант с копытом». Последние же вставки Булгаков продиктовал своей жене в 1940 году, за три недели до смерти.

Проклятие «Мастера и Маргариты»: мистические факты о романе Булгакова

Леонид Паршин. Михаил Булгаков

Фото

Legion Media

Публикация романа

Роман «Мастер и Маргарита» долго не публиковали. Впервые он стал выходить только спустя 26 лет в журнале «Москва», причем под сильной цензурой. Однако вместе с этим появился полный «самиздатовский» текст.

Из-за того, что роман не был закончен, текстологическая работа над произведением продолжается до сих пор. Без цензуры публикация «Мастер и Маргарита» была напечатана только в 1973 году.

Роль дьявола в романе

Изначальная задумка писателя заключалась в том, чтобы написать «роман о дьяволе». Однако Булгаков быстро в этой идее разочаровался и сжег рукопись.

Важную роль играет эпиграф: «Так кто же ты, наконец? Я — часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо». Это фраза из трагедии Гете «Фауст». Она многое проясняет для читателя. В масонской литературе «мастером» (Великим Архитектором природы) называют верховное божество, а божество это и есть дьявол.

Наконец, обратимся к Воланду и его свите. Несмотря на то, что многие сравнивают Воланда с Сатаной, этот персонаж ведет себя иначе. Он не воплощает зло, он карает взяточников, пьяниц и других жителей булгаковской Москвы. Да, его появление буквально поставило на уши весь город, но Воланд делал все во имя справедливости.

Проклятие «Мастера и Маргариты»: мистические факты о романе Булгакова

Валентин Гафт в роли Воланда

Фото

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (1994 год)

Трудности с экранизацией

Существует распространенное мнение, что роман «Мастер и Маргарита» невозможно хорошо поставить на сцене или снять достойную экранизацию, полностью раскрыв сюжет произведения.

Однако зрители и критики выделяют телесериал 2005 года, который показывали на канале «Россия-1». В нем раскрыто большинство важных и кульминационных моментов романа, правильно передано время, которое скачет между эпохой СССР и эпохой Понтия Пилата в Ершалаиме. А сейчас на больших экранах можно увидеть и оценить новый фильм «Мастер и Маргарита» с Евгением Цыгановым, Юлией Снигирь и Аугустом Дилем в главных ролях (читайте также: Подруга Воланда: магнетически красивая Юлия Снигирь в платье цвета ночного неба за 350 000 рублей).

А теперь поговорим о самом проклятии. В процессе съемок сериала возникало огромное множество препятствий: то юридические трудности, то актеры в последний момент отказывались сниматься. Один из режиссеров вообще утверждал, что во сне к нему явился дух вдовы Булгакова, заявивший, что никто и никогда не снимет эту картину.

Проклятие «Мастера и Маргариты»: мистические факты о романе Булгакова

Александр Адабашьян, Олег Басилашвили, Владислав Галкин

Фото

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 год)

  • Режиссер Владимир Бортко все-таки сумел вывести на экраны это произведение. Однако на съемках первой сцены в саду «Эрмитаж» внезапно прорвало трубу. Актеры испугались и попросили вызвать священника, но это не помогло им избежать других проблем.

  • Во время съемки монолога Воланда, у Олега Басилашвили внезапно начал хрипеть голос, а потом и вовсе пропал. Это произошло из-за кровоизлияния в правую голосовую связку. Однако еще за несколько часов до этого он чувствовал себя более чем хорошо.

  • Спустя некоторое время после окончания съемок Александр Адабашьян, игравший Берлиоза, попал в больницу с сердечным приступом. Он перенес тяжелую операцию, однако в СМИ говорил, что чувствует себя хорошо.

Проклятие «Мастера и Маргариты»: мистические факты о романе Булгакова

Александр Галибин, Анна Ковальчук

Фото

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005 год)

Смерти актеров

За девять лет после выхода фильма умерли 18 актеров. Хотя этот факт кажется довольно жутким и мистическим, все же нельзя утверждать, что это связано именно с проклятием. Среди погибших актеров:

  • Александр Чабан (следователь). За месяц до премьеры его нашли мертвым в собственной квартире.

  • Станислав Ландграф (Латунский). Через год случился сердечный приступ.

  • Павел Комаров (вор). Умер через год после премьеры.

  • Кирилл Лавров (Понтий Пилат). В апреле 2007-го актер сгорел от лейкемии меньше, чем за год.

  • Евгений Меркурьев (счетовод). Провалился под лед Ладожского озера на рыбалке.

  • Александр Абдулов (Коровьев). В возрасте 54 лет врачи диагностировали у него рак легкого — четвертую, неизлечимую стадию. От постановки диагноза до смерти актера прошло 4 месяца.

  • Владислав Галкин (поэт Иван Бездомный). Тело актера несколько дней пролежало в квартире, пока отец не начал беспокоиться. По решению врачей, причиной смерти является сердечная недостаточность.

Много тайн и сюжетных загадок хранит в себе последний роман Михаила Афанасьевича Булгакова, в который он вкладывал всю свою безграничную фантазию, остроту мыслей и познания. «Мастер и Маргарита» — революционное произведение для советских людей, так как одна из тем заключается в отсутствии бога в человеческой душе (читайте также: Роковая кокетка: как на самом деле выглядела булгаковская Маргарита).