Русский балет прославился на весь мир заслуженно: грациозным балеринам удавалось сотворить на сцене настоящее чудо. Публика была заворожена каждым движением хрупких девушек — искусство танца покоряло сердца великих правителей, западных ценителей балета и обычных граждан.
Правда, успешная карьера не всегда оказывалась залогом благополучного будущего — судьба вносила свои коррективы, и иногда она не щадила прим русского балета. Рассказываем истории известных балерин, для которых драма стала частью жизни.
Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская родилась в семье великих артистов балета, поэтому карьера девочки была предопределена. С 8 лет она училась в Императорском театральном училище — преподаватели постоянно отмечали ее достижения. В 1890 году состоялся выпускной экзамен: он проходил в присутствии царской семьи, и именно тогда Кшесинскую впервые увидел Николай Александрович.
Карьера балерины пошла в гору: ее приняли в труппу Мариинского театра. Страсти бушевали не только на сцене, но и в личной жизни — Кшесинская покорила Николая с первого взгляда. Вскоре между ними завязался бурный роман, продолжавшийся несколько лет. Однако это не была история со счастливым финалом: помолвка цесаревича с Алисой Гессенской разрушила отношения возлюбленных. Разрыв дался Матильде очень тяжело. Позже она расскажет, что Николай стал для нее любовью всей жизни.
Князь Сергей Михайлович, обожавший творчество Кшесинской, попытался залечить душевные раны девушки. Балерина принимала любовь князя, но не могла отдавать ее в той же мере — таких сильных чувств, как к Николаю, Матильда не испытывала.
После смерти Александра III балерина перестала появляться на сцене — спектакли отменились из-за траура. Возвращение артистки было триумфальным: балет «Жемчужина» покорил публику, и Матильда стала примой Мариинского театра. Девушка целиком отдавала себя работе: именно она первой выполнила невообразимо трудный элемент — 32 фуэте.
Вскоре у Матильды началась еще одна черная полоса: в карьере наступил кризис, да и в личной жизни все было непросто. Кшесинская влюбилась в двоюродного брата Николая II Андрея Владимировича, от которого родила ребенка — сын получил отчество Сергеевич, чтобы лишний раз не вызывать осуждения.
Балерина много ездила за границу, а работа с Дягилевым подарила ей вторую волну славы, апогеем которой стало «Лебединое озеро». В 1917 году балерина в последний раз появилась на сцене Мариинского театра. Она переехала в Кисловодск к Андрею Владимировичу, а затем пара отправилась во Францию. В постановках Матильда больше не участвовала — она открыла свою балетную студию, где обучала будущих звезд балета.
Анна Павлова
Звезда легендарных «Русских сезонов» Анна Павлова вряд ли могла представить, что ее ждет великое будущее. Мама девочки работала прачкой, а имя отца и вовсе было загадкой. По одной из версий, папой Павловой был солдат, по другой — успешный банкир. Анна не росла в роскоши, не могла похвастаться завидным положением, однако трудности не помешали ей поступить в Императорскую балетную школу.
Болезненная худоба и хрупкое телосложение отличали Павлову от других балерин XIX века. Тем не менее девушка упорно трудилась, и ее старания оценили: в 1899 году Анну приняли в труппу Мариинского театра. Чтобы стать примой, артистка жертвовала здоровьем: даже недомогания не были поводом отказаться от выступления. Бесконечные репетиции и вложенные силы привели Павлову к цели — она стала первой солисткой театра.
С балериной захотел сотрудничать великий Михаил Фокин, для которой хореограф поставил миниатюру «Умирающий лебедь», ставшую эталоном русской балетной школы. Настоящей звездой Анна стала благодаря «Русским сезонам» Дягилева, завоевавшим сердца всей Европы. Павлова в образе «Умирающего лебедя» стала лицом театральной антрепризы.
К сожалению, личная жизнь Павловой была не такой успешной, как ее карьера. У Анны было множество ухажеров, но искусствоведы утверждают, что в юности звезда раз и навсегда влюбилась в легкомысленного француза-аристократа Виктора Дандре. Когда балерина была на гастролях в Париже, возлюбленного арестовали за взятку. Анна отдала весь гонорар за его освобождение. Их отношения оказались настоящим испытанием, полным претензий, ссор и измен.
Финал в истории Павловой был поистине трагичным. Во время гастролей Анна простудилась, болезнь прогрессировала, и у балерины начался плеврит. Биографы утверждают, что перед смертью артистка произнесла одну фразу: «Приготовьте мой костюм лебедя!»
Ольга Спесивцева
Стать балериной Ольга Спесивцева мечтала с юных лет, и девочка сделала все для осуществления задуманного. Она получила образование в Императорском балетном училище, затем балерину приняли в труппу Мариинского театра. В первые годы службы она встретила искусствоведа Акима Волынского и покорила сердце мужчины. Ольга с неимоверной отдачей готовилась предстать перед зрителями в образе Жизели. Говорят, именно Аким предложил артистке посетить психиатрическую больницу, чтобы перевоплощение прошло на ура. Визиты произвели на Спесивцеву неизгладимое впечатление.
«Я не должна, не должна ее танцевать — слишком вживаюсь в роль», — напишет она страшные слова в дневнике.
Балет «Жизель» подарил Ольге славу и признание. Но пока балерина купалась в народной любви, Российская империя рушилась. Страна переживала тяжелейший период, который затронул сферы искусства, — выплаты стали ничтожно маленькими, залы не отапливались, балерины заболевали туберкулезом. Страшная болезнь пришла и в жизнь Спесивцевой.
Из тяжелого положения балерине помогает выбраться работник Петросовета Борис Каплун. Их роман не был продолжительным, но мужчина помог артистке вместе с матерью эмигрировать в Италию на лечение. Ольга не стала возвращаться домой и переехала в Париж. Спесивцева выступала в парижском «Гранд-Опера». Когда в театре сменился главный балетмейстер, балерина не приняла его видение и переехала в Лондон.
В составе бывшей труппы Анны Павловой звезда посетила Австралию, но серьезные нагрузки и неопределенность значительно сказались на психике балерины. Ольга отправилась в Америку, а симптомы психического расстройства продолжали проявляться. Она потеряла память, завершила карьеру, и артистку поместили в психиатрическую лечебницу, в которой она провела 20 лет. И хотя воспоминания со временем вернулись, а здоровье пошло на поправку, вернуться на сцену балерине так и не удалось.
Лидия Иванова
Лидия Иванова воспитывалась в семье интеллигентов, а умение изящно двигаться проявилось в ней с малых лет. Не удивительно, что Лидия смогла стать одной из лучших учениц Императорского балетного училища. Ее выпускной номер еще долго ставили в пример студентам: все были уверены, что Иванову ждут великое будущее и мировая слава.
И пока все складывалось удачно: Лидию пригласили в труппу Мариинского театра в непростое время. Балетмейстеры искали новую приму, которая заменит легенд, ушедших со сцены. Конечно, талант Ивановой привлек внимание профессионалов — публика была в восторге от ее выступлений. Поначалу юной девушке доверяли небольшие партии, но упорством и трудом Лидия проложила себе дорогу к славе. Она участвовала во всех легендарных постановках театра.
20-летняя артистка готовилась к поездке в Германию. К своим годам она достигла небывалых высот, но все разрушила роковая случайность. В 1924 году балерина решила отправиться на водную прогулку по каналам прекрасного Петербурга.
Сперва ничего не предвещало беды: в предвкушении водного путешествия участники прогулки отчалили от Аничкова моста и поплыли вниз по течению. В какой-то момент у лодки перегрелся мотор. Судно остановилось. Его отнесло в фарватер Морского канала, где курсировали крупные лайнеры. С лодкой столкнулся большой пароход «Чайка». Тело Лидии так и не удалось обнаружить.
Внезапная смерть балерины вызвала оживленные дискуссии. Многие считали, что это был вовсе не несчастный случай, а преднамеренное убийство. Но официальная версия опровергала подобные домыслы.
Анастасия Волочкова
Анастасия Волочкова родилась в интеллигентной семье. Мать будущей звезды была гидом-экскурсоводом, а отец — чемпионом СССР по настольному теннису. Стать балериной Анастасия захотела еще в 5 лет: судьбу девочки определил поход на «Щелкунчика» в Мариинском театре. Волочкова поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой.
По словам Анастасии, учеба давалась ей непросто: преподаватели регулярно ущемляли будущую звезду, но она продолжала работать над собой и доводить каждое движение до совершенства. На втором курсе Анастасия начала блистать на сцене Мариинского театра — это было невероятное достижение.
Во время выпускного экзамена Анастасия перевоплотилась в Одетту-Одилию из «Лебединого озера», получила восторженные отзывы и красный диплом. До 1998 года Волочкова оставалась солисткой Мариинского театра, но в коллективе царила токсичная обстановка. Когда худрук Большого театра предложил звезде роль Царевны-Лебедь, балерина покинула труппу Мариинки и ушла в Большой. В то же время она начала сольную карьеру — артистка выступала со своими номерами в труппах других театров.
Зрители шли в театры только ради Волочковой, зарубежные коллеги были от нее в восторге, Анастасия станцевала с труппой Английского национального балета. Балерина не стала ограничиваться сценой — в ее жизни появляются съемки в телешоу и кино. Это вызывает осуждение в профессиональном сообществе, где яркую артистку не любили и раньше.
В Большом театре сменилось руководство, и новый генеральный директор не стал продлевать контракт с балериной. Свое решение он объяснил профнепригодностью Волочковой. Анастасия отстояла свои права в суде, ее восстановили в Большом, но на сцену звезда так и не вышла.
Анастасия решила покорить шоу-бизнес, с чем успешно справилась. Волочкова часто снималась в различных шоу, а о ее скандальных выходках не знал только ленивый. Бесспорно, вызывающие наряды, откровенные фотосессии и легендарный шпагат подарили Волочковой популярность. Но сейчас публика относится к былым достижениям балерины с иронией, и это печальный финал.