«Убить дракона» — Генрих, 1988 год

Виктор Раков фото
Фото
Legion Media/"Мосфильм»

На момент съемок Раков уже четвертый год служил в театре «Ленком». На площадке 26-летний Виктор оказался в компании мастеров — Олег Янковский, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Вячеслав Тихонов, Александр Збруев.

– Очень хотел поработать с Захаровым в кино! Это моя первая серьезная картина, — делится Виктор Раков. —  Правда, когда входил в кадр, оператор прятал голову за камеру. Мне было ужасно неудобно, потому что не понимал, как существовать. Потом Олег Янковский дал подсказку: надо идти от «внешнего к внутреннему», а не наоборот. Тогда все стало получаться.

Фильм снимали в Польше. В одной из сцен нужно было без страховки пробежать по строительным лесам и прыгнуть в окошко. Действие происходило на высоте около тридцати метров. Только после окончания съемок пришло понимание, насколько это было опасно. Не раз задавался себе вопросом: что было бы, если соскользнула рука? Надо сказать, что обычно работаю без дублера. В этом для меня — своего рода актерский кураж.

– Виктор — бесстрашный актер, который не боится работы, сравнений, конкуренции, — говорит Александра Захарова. — Сцены снимали в костеле. Решили, что каскадер пройдет по верху со страховкой.

Но Раков сказал, что все сделает сам. Буквально взметнулся к облакам по каким-то дощечкам, которые были практически не закреплены. Было очень страшно смотреть снизу на это!

«Гардемарины III» — барон Брокдорф, 1992 год

Виктор Раков фото
Фото
стоп-кадр из фильма «Гардемарины 3»

– Снялся в этой картине с руки Олега Ивановича Янковского. Ведь ему предлагали роль Брокдорфа. Но он посоветовал рассмотреть мою кандидатуру. Признаюсь, с самого начала пребывания в «Ленкоме» чувствовал опеку с его стороны. Он всегда был готов помочь, при этом сохранял дистанцию. Не допускал панибратства. Сам серьезно относился к выбору роли, чему научил и меня. Кстати, я и не знал, что именно с его подачи был приглашен в некоторые фильмы. Он об этом прямо не говорил. Это выяснялось намного позже.

«Мастер и Маргарита» — Мастер, 1994 год

– Изначально меня утвердили на роль Ивана Бездомного. Позже предложили сыграть Мастера. И тоже этот персонаж предназначался для Янковского! А он сам хотел сыграть Воланда. Но этот герой уже был давно закреплен за Валентином Гафтом. Кстати, некоторые коллеги отговаривали меня от участия в ленте из-за связи с мистикой. Но я все же согласился.

«Петербургские тайны» — князь Николай Яковлевич Чечевинский, граф Шандор Каллош, 1994 год

Виктор Раков фото
Фото
стоп-кадр из фильма «Петербургские тайны»

– Был рад поработать с замечательными актерами: Натальей Гундаревой, Ириной Розановой, Сергеем Чонишвили, Еленой Яковлевой, Николаем Пастуховым. Ощутил, что сериал успешен, когда показали первые десять серий. Меня стали чаще узнавать. К счастью, не коснулась звездная болезнь, так как на тот момент уже был в зрелом возрасте. Поэтому знал, как можно обойти это состояние. Отмечу, что в 90-е годы у меня не было никакой работы, кроме театра. В 1991 году родилась дочь Анастасия (в браке с супругой Людмилой. — Прим. «Антенны»). Как известно, тогда было непросто что-либо достать для ребенка. Благодарен «Петербургским тайнам» за то, что по-настоящему выручили, и я смог прокормить семью.

«Любить по-русски» — Михаил, 1995 год

Виктор Раков фото
Фото
кадр из фильма «Любить по-русски»

Роль предприимчивого городского жителя, переехавшего в деревню, могла достаться вовсе не Виктору Ракову. Изначально на нее рассматривался актер Федор Сухов. Однако семья артиста не одобрила сценарий из-за эпизодов, где ему пришлось бы появиться обнаженным (по сюжету за ним вокруг бани должна гнаться Полина Крылова, которую сыграла Ольга Егорова. — Прим. «Антенны»).

– Она меня хлестала сухим веником со всей силы, — говорит Виктор Раков. — На мне оставались красные следы!

Поклонники удивились, что Ракова не оказалось в продолжении ленты. Его Михаил в одночасье превратился в труса и подлеца, который сбежал из деревни. Вдобавок другие герои стали отзываться о нем неприятно. Причиной разногласий между Виктором и режиссером Евгением Матвеевым стал невыплаченный вовремя гонорар. Актер вернулся в картину уже в третьей части. Но его персонаж так и не стал положительным.

«Сатисфакция» — Андрей Николаевич Раевский, капитан, 2005 год

Виктор Раков фото
Фото
стоп-кадр из фильма «Сатисфакция»

Зрителям особенно запомнился романс благородного офицера Раевского в исполнении Виктора Ракова. Сам артист признается, что мечтал петь с детства.

– Когда я был маленьким, папа часто выступал. У него был лирический тенор. Правда, он не продолжил развиваться по этой стезе. Я же любил ему подпевать. Даже хотел поступать на факультет музыкальной комедии. Потом узнал, что и артисты тоже поют. Поступив в ГИТИС, занимался вокалом. Благодаря этому навыку попал в «Ленком», где смотрели поющих ребят. Так, сыграл графа Резанова в рок-опере «Юнона» и «Авось». Потом доверили спеть романс в картине Михаила Шевчука.

«Обитель» — бывший белый офицер Василий Вершилин, 2020 год

Виктор Раков фото
Фото
кадр из сериала «Обитель»

– «Обитель» — моя пятая картина, в которой снимался Виктор Викторович, — говорит режиссер Александр Велединский. — Когда приступал к работе над фильмом, понимал, что бывшего офицера сыграет именно он. Его герой обладает врожденным чувством собственного достоинства. Раков блестяще справился с формальными пробами, которые проводились для телеканала (чтобы показать, какие артисты заявлены). Он пришел с выученным текстом и вел диалог с камерой, за которой я подавал реплики за другого персонажа.

Раков — большой серьезный актер. Тонкий, гибкий, слушающий, понимающий, предлагающий, беспощадный к себе. Уважает профессию и материал, с которым работает. Без дешевых понтов. Никогда не будет кричать: «Где мое кресло?» Сделает все, что скажет режиссер.

«Угрюм-река» — Аркадий Шапошников, революционер, 2021 год

Виктор Раков фото
Фото
кадр из сериала «Угрюм-река»

Актер сыграл чудаковатого политического ссыльного. Будучи сам химиком по образованию, Шапошников просвещает купца Прохора Громова. Неожиданно для себя сходится с Дарьей Сергеевной и становится отцом ее ребенка. При этом понимает, что питает страстные чувства к Анфисе Козыревой. Собственно, его главной целью становится мщение за ее убийство.