11 мая Россию потрясла трагедия, случившаяся в Казани. В школу № 175 с оружием ворвался ее бывший выпускник 19-летний Ильназ Галявиев. Юноша устроил стрельбу в гимназии, в результате которой погибло девять человек — восемь школьников и учительница, еще двадцать ранено.

Что стало причиной чудовищного нападения, следователям еще предстоит выяснить. Юношу задержали, Следственный комитет завел уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК («Убийство»), в Казани 12 мая объявлен траур.

трагедия в Казани
Фото
@kdm_ri

По словам соседей и людей, знавших Галявиева, юноша был «тихим, спокойным, добрым». В колледже казанского университета управления «ТИСБИ», где Ильназ учился на IT-специалиста, о нем также отозвались положительно. «За время учебы показал себя тихим и неконфликтным студентом. Всегда был опрятным и спокойным, уважительно относился к сокурсникам и преподавателям», — передает «РБК» со ссылкой на пресс-службу колледжа.

И тем не менее трагедия произошла. Психологи утверждают, что решение молодых людей взяться за оружие не появляется внезапно. Так в чем причина стрельбы в школе? Об этом пишет в послесловию к роману Марике Нийкамп «54 минуты. У всех есть причины бояться мальчика с ружьем» психолог Елена Кандыбина.

— Последние годы насилие в школах перестало быть редкостью. Что же такого происходит с подростком, что приводит его к решению своих проблем с помощью убийства?

Часто они двигаются к этому решению не один год. Как правило, такие подростки демонстрируют низкую стрессоустойчивость и трудности с социальной адаптацией. В младшем школьном возрасте это может проявляться импульсивностью, вспышками гнева или агрессии. Ребенок или подросток может испытывать трудности при столкновении с критикой, неудачей или проигрышем, отказом в чем-то. И если в младших классах это заканчивается скандалом, истерикой, то в подростковом возрасте чаще будет проявляться как затаенная обида, разговоры о необходимости мести, уход от общения, замкнутость.

Почему они стреляют? Психолог о том, почему подростки направляют оружие на одноклассников
Фото
пресс-служба издательства БОМБОРА

Подросток совершенно не склонен брать на себя ответственность за свои поступки, скорее он будет винить в собственных неудачах несправедливое устройство общества и других людей, которым часто приписывает ненависть к себе.

Еще одной частой характеристикой личности становится «собирание несправедливости». Подросток может составлять черный список или иным образом демонстрировать свое неприятие конкретных людей. При этом может выбирать себе примеры для подражания среди тех исторических персонажей или героев книг, которые проповедовали идеологию разделения людей на «достойных» и «недостойных».

Все вышеперечисленное часто сочетается с трудностью понимания чувств окружающих, равнодушием к страданиям и боли другого человека или животного. Бывает, что они помыкают младшими братьями и сестрами или жестоко шутят над ними. И одним из самых важных факторов, который сразу должен стать поводом для действий, остается угроза или утечка информации о намерении. Практически всегда подросток перед тем, как прийти в школу с оружием, намеренно или случайно рассказывает другим о своих чувствах, мыслях, идеях, планах. Это также могут быть абстрактные разговоры о возможности насильственных действий в принципе.