Творцы всегда по-особенному воспринимают и осмысляют смерть: по работам поэтов и художников будто сразу можно заметить упадок сил и духа или болезнь. Произведения помогают запечатлеть выдающихся людей в вечности, а как выглядят места, где они захоронены?
Казимир Малевич
Со смертью автора самого спорного шедевра — картины «Черный квадрат», связано немало загадок. Пожалуй, столь парадоксальная личность и не могла уйти из жизни по-другому.
Знакомые вспоминали, что в последние годы художник иссох, оброс бородой и стал мало походить на самого себя. Многие связывали это с «черной меланхолией», охватившей его в связи с разрушением идеалов и разочарованием в пути, по которому двигалось искусство. Но причина гибели Малевича была куда более прозаична — у него диагностировали онкологию, от которой он и умер в 1935 году.
Предвидя свою кончину, Казимир Малевич составил завещание: похоронить его следовало в гробу в форме креста, чтобы тело лежало с распростертыми руками. Правда, выполнять эту просьбу гения не стали: ученик маэстро Николай Суетин смастерил прямоугольный гроб, в верхней части которого был нарисован черный квадрат, а в ногах — красный круг.
Подумал Казимир Северинович и о месте захоронения: закопать урну с прахом художник завещал под любимым дубом в деревне Немчиновке, где он часто жил и работал. Просьба была удовлетворена, над могилой установили деревянный кубический монумент с изображенным черным квадратом, а на дубе прикрепили табличку: «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878-1935)». Однако впоследствии дуб был срублен, а поле, на котором он стоял, распахано местным колхозом.
Обнаружить «потерянную» могилу удалось лишь после войны. В двух километрах от реального места захоронения воздвигли белый бетонный куб с красным квадратом на лицевой стороне — памятный знак, который не должен был помешать на сельскохозяйственной территории.
Вам понравится:
Пабло Пикассо
История смерти и захоронения гения кубизма более прозаична, однако в то же время не менее интересна.
«Я просто купил себе горы Сезанна», — именно так сказал Пикассо своему агенту после приобретения замка Вовенарг. Это место связано с его последней любовью — молодой Жаклин Рог, которая буквально помешалась на гении. Изначально в Вовенарг художник бежал от толп туристов, которые преследовали его в Каннах.
Новое место жительства послужило для Пикассо неким символом — горы святой Виктории, на склонах которых расположен замок, попадали на полотна гения более 30 раз. Огромные комнаты и полный простор творчества — именно здесь он писал свою последнюю жену Жаклин, а также вариации на тему классических живописных работ.
И хотя за 8 лет до смерти супругам пришлось покинуть стены дома, в завещании Пикассо указал, что похоронить себя велит именно в Вовенарге. Обезумевшая от потери любимого Жаклин не пустила на прощание с художником его жен и детей. Она будто и не пыталась победить горе, поэтому скончалась там же, в Вовенарге, пережив мужа всего на 2 года (читайте также: Доводил до ручки: почему после романа с Пикассо женщины сходили с ума).
Сейчас попасть на место, где покоится Пабло Пикассо, более чем реально — замок охотно открывает свои двери туристам. Да и увидеть могилу великого художника, увенчанную его же скульптурой «Женщина с вазой», будет интересно каждому поклоннику творчества гения.
Эдуард Мане
Автор знаменитой во всем мире «Олимпии», воспевший в своих творениях проституток и кокеток, открыто соблазняющих молодых любовников, скончался от инфекционного заболевания, развившегося в левой ноге.
Даже в то время, когда болезнь активно прогрессировала, Мане не переставал творить. Последний шедевр, который он представил миру — «Бар в «Фоли-Бержер». А после случилась тяжелая операция и ампутация конечности, которую, увы, великому импрессионисту пережить не удалось.
Легенды о захоронении Эдуарда Мане не существует. Его могила располагается в самом сердце Парижа — на кладбище Пасси, которое служит местом упокоения душ французских аристократов.
Лаконичная плита и небольшой монумент недалеко от Эйфелевой башни. До сих пор место посещают местные жители и туристы. Это своеобразный уголок спокойствия и эстетики, который дарует возможность подумать о великом посреди суеты мегаполиса.
Анри Матисс
Еще при жизни один из главных европейских художников эры модернизма и основоположник фовизма просил похоронить себя без излишних почестей. Современники к желанию прислушались.
Именно поэтому сейчас могила великого Анри Матисса может показаться до неприличия простой и невзрачной (читайте также: Тест: выберите картину Матисса, а мы расскажем, с какой проблемой вы скоро столкнетесь).
Располагается она на территории церковного кладбища в Ницце и представляет собой самую обыкновенную плиту, усеянную камнями, шишками и полевыми цветами. Дорогу к месту захоронения услужливо демонстрируют указатели, хотя достаточно обширный и очень зеленый островок не заметить сложно даже невооруженным глазом.
Это тихое уединенное место, которое наталкивает на мысли о великом и вечном. Те, кто посещал могилу Матисса, говорят, что именно эта точка Ниццы оставляет неизгладимо сильное впечатление.
Сальвадор Дали
Чего только ни «вытворял» при жизни признанный гений сюрреализма Сальвадор Дали. Ключевой фигурой в его судьбе была жена Гала, вместе с которой они прожили 48 счастливых лет жизни (читайте также: Страстная, некрасивая, русская: женщина, которую Сальвадор Дали любил всю жизнь).
Их история неразрывно связана с замком Пуболь, личной резиденцией Галы, которую Дали преподнес ей в подарок в начале 60-х. Необычайно, но факт: сам Сальвадор мог появляться в замке лишь с письменного разрешения своей жены.
Когда в 1982 году стало ясно, что дни Галы сочтены, художник распорядился подготовить место для захоронения. И хотя умерла жена вдали от замка Пуболь, Дали сделал все возможное, чтобы ее душа была упокоена в специально подготовленной скрипте на два места.
Именно туда, ближе к жене, и должен был после смерти отправиться сам живописец. Они мечтали быть рядом всю жизнь и часто представляли, как будут лежать подле друг друга в совместном пышном саркофаге, а их руки будут соединены как символ нерушимой связи.
Однако судьба (а может быть, и вовсе не она) распорядилась по-другому: за 7 одиноких лет Дали пережил депрессию, голодание, болезнь Паркинсона и даже пожар. Когда в 1989 году стало ясно, что дни художника сочтены, его ангелы-хранители (то есть доверенные лица, через которых он поддерживал контакт с внешним миром) провели срочную пресс-конференцию, на которой сделали ошеломляющее заявление: Сальвадор Дали желает, чтобы по его могиле ходили люди.
А как же вечная связь с любимой Галой? До сих пор исследователи гадают, действительно ли такое захоронение было последним твердым решением гения или же скорее грамотным пиар-ходом его «помощников», которые были явно настроены на извлечение выгоды.
Могилу Дали, пожалуй, можно считать самой необычной из всех — никак неподписанный белый прямоугольник встроен в пол Театра-музея художника. О том, что под посетителями музея покоится тело великого мастера, становится понятно только этажом ниже, где располагается памятная табличка.
Действительно ли Сальвадор Дали в последний момент изменил свою волю или его беспомощностью попросту воспользовались, знает только он сам. Однако такая любовь и связь, которая соединяла сердца Сальвадора и Галы, явно может преодолеть любые расстояния.
Принято считать, что кладбище — совсем не место для посещения и восхищения. Однако порой для того, чтобы лучше понять творца, стоит посетить не квартиру или музей, а именно его могилу. Кто знает, какие великие мысли могут посетить вашу голову…