Корреспондент Wday.ru вместе со священником, у которого исповедуется сама, отцом Павлом Конотоповым, иереем домового храма Святой мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова, составила памятку, как сделать это правильно. Итак…
«На вопрос твой об исповеди подробно скажу: святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы памятью подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха, а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя», – писал в своей книге преподобный Макарий. Поясним: исповедуясь, не стоит вдаваться в несущественные подробностей. Не нужно самооправдания, не нужно умничанья. Не обинуясь (как бы в обход) и не пытаясь словами загородить срамоту греха да еще так, чтобы священник и не понял вовсе, а в чем, собственно, грех и состоит.
А о чем же тогда говорить стоит?
Готовясь к исповеди, нужно прежде всего осознать свои грехи. Именно с такого осознания начинается покаяние. А грех – это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Наиболее кратким выражением этого замысла являются знаменитые десять заповедей, данных Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
Не следует использовать так называемые «списки грехов», которые успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того, что является грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае.
Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.
Вот пример такой памятки…
Грехи против Господа Бога
— Неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;
— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить словно неверуюший);
— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения – все это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной иерархии ценностей, но, становясь на первое место, превращается в кумира;
— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка подчинить духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.
Грехи против ближнего
— Пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);
— осуждение и обсуждение недостатков ближних;
— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;
— аборт – лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его;
— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;
— ложь разного рода, особенно клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.
Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или извинить. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по-церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.
Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.
Главное внимание на исповеди должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего – члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.
Когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.
Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове.
Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.
Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие – два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Таинство исповеди должно быть регулярным. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой и должна быть выражена наша христианская вера.