Часто случается, что во время просмотра фильма нам кажется, будто где-то это уже было… Конечно, здесь нет ничего удивительного, ведь, по большому счету, все искусство пронизано архетипами, которые позволяют создавать понятные и узнаваемые образы. Однако иногда ощущение назойливого дежавю на самом деле не подводит. Происходит это, когда режиссер решает «сплагиатить» что-то придуманное до него. Так на пленку и попадают великие живописные шедевры. Иногда, кстати, цитируются не конкретные произведения, а лишь жанр или манера выстраивания картинки. Предлагаем увидеть, как это происходит, на примере известных фильмов и музыкальных клипов.
«Офелия», Джон Эверетт Милле
Образ утопившейся Офелии пера Джона Эверетта Милле (1852 год) эксплуатировался многократно. В 1995 году австралийский музыкант Ник Кейв снял клип «Where The Wild Roses Grow», полностью выдержанный в стилистике прерафаэлитов, главным идейным вдохновителем которых был Милле. Сюжет повествовал об убийстве героем своей возлюбленной. Это был дуэт, где партию жертвы исполнила Кайли Миноуг. Она же предстала в образе той самой прекрасной Офелии, утопающей в кувшинках.
Героиня Кирстен Данст в «Меланхолии» Ларса фон Триера (2011 год) по сюжету также была невестой, правда, расстаться с жизнью путем утопления, в отличие от шекспировской Офелии, ей не довелось. Однако здесь налицо и депрессивные состояния, и явная склонность к суициду. Все это режиссер весьма живописно проиллюстрировал. Кувшинки, мокрая фата, букет цветов в руках… Правда, Триер, так же, как и Ник Кейв, не скрывал источников вдохновения.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли
Детальную реконструкцию полотна Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1482–1486 год) можно увидеть в фильме режиссера Терри Гильяма «Приключения барона Мюнхгаузена» (1988 год). Там уже выходит, что герой этой фантастической картины действительно встречает на своем пути одноименную богиню. Видимо, для эффекта полного погружения Гильям решает транслировать в массы один из самых привычных ее образов. Венера Боттичелли, как мы знаем, считается изображением хрестоматийным. Она прекрасна, но, так как недавно родилась, еще не знает всей силы своей красоты и стыдливо прикрывает то, чем одарена.
«Камилла на смертном одре», Клод Моне
Дэвида Линча по праву считают мастером включения в кинематографическое пространство эстетики определенных живописных техник. В его легендарном «Твин Пиксе» то и дело можно найти реплики на известные полотна. Например, некоторые искусствоведы считают, что эстетику кадра смерти Лоры Палмер, с которой в сериале все и завертелось, Линч подсмотрел у Клода Моне. Прообразом испускающей дух героини стала супруга художника Камилла Донсье (Моне), которую тот запечатлел на смертном одре.
«Полуночники», Эдвард Хоппер
Было бы странно, если бы голливудские режиссеры ни разу не процитировали в своих работах полотна культового живописца США Эдварда Хоппера. Отсылки к его произведениям можно встретить чуть ли не чаще, чем реплики на шедевры Возрождения. Взять хотя бы картину «Полуночники» (1942 год). Полотно, показывающее парочку, засидевшуюся в закусочной, неоднократно появлялось в различных фильмах, а подобная стилистика построения кадра стала классикой выражения темы «одиночества в большом городе». Один из примеров кинематографической реинкарнации картины — фильм «Гроши с неба» режиссера Херберта Росса (1981 год).
Томас Гейнсборо, «Мальчик в голубом»
Зачастую под впечатлением от картинных персонажей создаются образы киногероев, разрабатывается стилистика их одежды. Один из самых ярких примеров мы можем увидеть у Квентина Тарантино. В фильме «Джанго освобожденный» (2012 год) персонаж выбирает себе костюм, который полностью срисован с картины Томаса Гейнсборо «Мальчик в голубом» (1770 год). Джанго облачается в похожую блузу, камзол и панталоны, когда исполняет роль слуги Шульца. Того, что образ взят именно из этого живописного произведения, Тарантино не скрывает.
«Сломанная колонна», Фрида Кало
Фрида Кало — легендарная женщина, жизнь и творчество которой оказало огромное влияние на всю современную культуру. Ее образ и стилистика работ постоянно цитируются в массовом искусстве. Разумеется, удержаться от цитат не смогли и режиссеры. Одной из самых интересных аллюзий на полотна Фриды Кало считается образ героини Лилу из «Пятого элемента» Люка Бессона. Чтобы сделать его по-настоящему неземным, режиссер вдохновился автопортретом Фриды «Сломанная колонна» (1944 год). Известно, что, страдая ужасными болезнями, художница была вынуждена часто носить ортопедические корсеты. Одна из вариаций представлена на полотне. У Лилу же белые ленты выполняют функцию одежды.
Пабло Пикассо и кубизм
Кроме Ника Кейва, о пристрастии которого к стилистике прерафаэлитов мы уже поговорили, были и другие музыканты, так или иначе обращавшиеся при создании клипов к художественному наследию. Так, ролик австралийского певца Готье на композицию «Somebody That I Used to Know» считается примером воплощения стиля кубизм, главным проводником которого был Пабло Пикассо. Клип показывает трехмерное пространство, в котором существуют сам музыкант и его партнерша, новозеландская певица Кимбра.
Энди Уорхол и поп-арт
Певица Лили Аллен в клипе «Sheezus» решила признаться в любви к Энди Уорхолу. Ролик снят под впечатлением и в стилистике поп-арт. Более того, в некоторых образах певицы явно прослеживается отсылка к культовому полотну Уорхола «Диптих Мэрилин». У Лили аналогичная прическа, она нарочно имитирует мимику и жесты Мэрилин.