«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото

кадр из фильма «Операция „Ы“, или Новые приключения Шурика»

Съемки истории, которая смотрится на одном дыхании, шли тяжело. Киногруппе фатально не везло. То портилась пленка, то ломалась техника, то заболевал режиссер или актеры, то отменяли авиарейсы. Но больше всего проблем было с… погодой. Действие в новеллах «Напарник» и «Наваждение» происходит летом, а в Москве, как назло, шли проливные дожди.

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
кадр из фильма «Операция „Ы“, или Новые приключения Шурика»

В поисках лучшей натуры кинематографисты отправилась на юг — в Одессу, Ялту, Симферополь и Баку (в двух последних городах так ничего и не сняли). Но и там по иронии судьбы с появлением киногруппы погода портилась. Снимали в редкие часы, когда выглядывало солнце. Работу над зимней новеллой «Операция «Ы» запланировали на декабрь, чтобы уж наверняка был снег. Но в 1964 году он не спешил выпасть даже в Ленинграде, и пришлось использовать искусственный. В результате всего этого география съемок оказалась весьма запутанной — и все же в картине есть немало сцен, снятых именно в Москве.

Остановка «Трикотажная фабрика»

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото

кадр из фильма «Операция „Ы“, или Новые приключения Шурика»

В фильме. Шурик мокнет под дождем и никак не может попасть в автобус № 13. Снимали на улице Тимура Фрунзе рядом с домом 5/2 по Комсомольскому проспекту. На заднем плане виден храм Николая Чудотворца в Хамовниках, известный своей «падающей» колокольней. Автобусы в этом месте никогда не ходили, остановка бутафорская.

Что сейчас. На улице Тимура Фрунзе теперь одностороннее движение, и сюда с Комсомольского проспекта не то что автобус, никакой транспорт не подъезжает. Булочная осталась на том же месте, вот только вывеску сменили на более яркую и современную.

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
Роман Кузнецов

Стройка

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
кадр из фильма «Операция "Ы", или Новые приключения Шурика»

В фильме. Хулиган Федя отрабатывает под руководством Шурика 15 суток на строительстве жилого квартала. В кадр попал застраивающийся тогда район Свиблово. Панорамная съемка велась с крыши дома 3 по улице Седова. На дальнем плане видна усадьба Свиблово. Полосатая пятиэтажка, на фоне которой происходит погоня героев, стоит по адресу улица Седова, 5/2.

Что сейчас. Двор буквально зарос огромными деревьями. На месте, где Федя шагает по стройке, появилась детская площадка с качелями. А трансформаторную будку раскрасили граффити. Жители гордятся тем, что их дом попал в историю, тут даже водят экскурсии «по шуриковским местам».

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
Роман Кузнецов

Политехнический институт

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
кадр из фильма «Операция „Ы“, или Новые приключения Шурика»

В фильме. Шурик и Лида регулярно поднимаются по ступенькам, направляясь на занятия в Политехнический институт. На самом деле это Институт элементоорганических соединений им. Несмеянова – его можно узнать по крыльцу с фигурной крышей. А вот ведущую к институту аллею нашли на «Мосфильме». Кабинет Политеха, в котором студенты сдают экзамен, снимали в аудитории Московского энергетического института.

Путь от института к дому Лиды, который герои проделывают сначала в состоянии наваждения, а потом в ясном уме, в реальности повторить невозможно. Они садятся в трамвай около дома 5 по 1-му Сельскохозяйственному проезду. Выйдя на улицу, Шурик и Лида идут по площади Борьбы и Перуновскому переулку, по пути чудесным образом попадая на улицы Одессы и Ялты. А живет Лида на одесском Французском бульваре (во время съемок он назывался Пролетарским), в доме 22. Красивый цветной козырек и прозрачные двери установили на нем специально для съемок и после них демонтировали.

Что сейчас. Институт спустя 50 лет совершенно не изменился. То же здание с тем же футуристическим козырьком. Идентичность пейзажа нарушают лишь деревья, раскинувшиеся напротив входа, и кондиционеры (как же без них в XXI веке!) на окнах.

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
Роман Кузнецов

Юноша с книгой

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
кадр из фильма «Операция "Ы", или Новые приключения Шурика»

В фильме. В поисках нужного конспекта перед экзаменом Шурик заглядывает в книжку к стальному мужчине. Скульптура «Наука» работы Веры Мухиной (автора «Рабочего и колхозницы») сейчас установлена на территории МГУ. Но в фильме смонтировано так, словно она стоит возле Политеха, который на самом деле – Институт элементоорганических соединений им. Несмеянова.

Что сейчас. Юношу «посадили» на высокий постамент. Так что теперь, чтобы посмотреть, что у него написано в книге (там, кстати, выведено маркером: «Здесь были Миша и Маша»), нужно забраться на бордюр. Да и ели за 50 лет заметно подросли.

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
Роман Кузнецов

Зареченский колхозный рынок

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
кадр из фильма «Операция "Ы", или Новые приключения Шурика»

В фильме. Трус, Балбес и Бывалый торгуют на базаре ковриками с русалками, фарфоровыми кошками и петушками на палочке. Сцену снимали на знаменитом на всю Москву Тишинском рынке, что на Тишинской площади, где и тогда, и сейчас можно порой купить все что душе угодно. На его входе повесили бутафорскую вывеску.

Что сейчас. На месте рынка сейчас красуется торгово-выставочный центр «Тишинка», в котором регулярно проводят выставку-ярмарку «Блошиный рынок». И если задаться целью купить в Москве коврики с русалками и фарфоровых котиков – искать их нужно именно здесь. Кстати, автомобили припаркованы значительно лучше, чем в комедии, по всем правилам.

Нина Гребешкова: буква «Ы» – чтобы никто не догадался

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
Starface

Нина Павловна, такое ощущение, что в главном герое «Операции «Ы»…» режиссер Леонид Гайдай изобразил себя самого.

Да, Шурик очень похож на Леню. И внешне, и манерами. Перенял его жесты, например, эти смешные похлопывания (помните, когда Шурик нервничает?). И характером тоже. Герой, с одной стороны, производит впечатление недотепы. А с другой – искренний, честный, порядочный. Это качества, которые Леонид Иович считал положительными. Вообще, думаю, каждый режиссер в той или иной степени изображает в героях себя. Узнаю Леню даже в женских персонажах! Помните, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» героиня Наташи Селезневой говорит: «Я вся в кино! В искусстве!» – и раскидывает руки. На съемках Леня показывал, как это нужно выразить, и актриса за ним повторяла.

А как создавались образы Труса, Балбеса и Бывалого? До этого фильма они ведь уже появились в короткометражках «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики».

Леня не мог жить без газет и журналов, читал их все время, даже когда садился за стол. Говорила ему: «Читать за едой очень вредно!» Он отвечал: «А мне так вкуснее!» В газете «Правда» он обратил внимание на басню про браконьеров Степана Олейника. Помню, спускается с чердака (мы тогда гостили в доме его родителей в Иркутске) и сообщает: «Нинок, я написал сценарий». А надо сказать, что это было после картины «Трижды воскресший», из-за которой Леонид Иович был сильно расстроен. (После того как цензура разгромила гайдаевский фильм «Жених с того света», режиссеру пришлось по рекомендации Пырьева снять «историко-революционный фильм», чтобы себя реабилитировать. – Прим. «Антенны».) Если бы вы знали, как он мучился, работая над ней, как тосковал по комедийным штучкам! И вот приносит с чердака новый сценарий, а он уже написан как режиссерский: «Бежит Балбес, 2 метра. Его догоняет Бывалый, 3 метра. За ними собака, 4 метра. Обратная точка». Спрашивает: «Правда смешно?» И поскольку он был в удрученном состоянии, я соврала: «Очень!» У него-то это все в голове проносилось, а я сказала, только чтобы его поддержать. Но он поверил, и на следующий день мы уехали в Москву. Пришел на «Мосфильм» к Пырьеву с этим листком. Пырьев, как мудрый психолог, поддержал Леню и дал разрешение на съемку. Актера на роль Труса нашли быстро, Георгий Вицин уже снимался в «Женихе с того света». Юрия Никулина, который исполнил роль Балбеса, Леня видел в одном из фильмов. На роль Бывалого сначала пригласили Ивана Любезнова. Тот прочитал сценарий и сказал: «Знаете, я уже в том возрасте, что бегать не могу…» Леня опять к Пырьеву. Тот сказал: «Возьми из Театра киноактера этого толстого, Моргунова. Он молодой, пусть бегает». Так и образовалась троица.

Герои стали народными любимцами и после «Операции «Ы»…» снялись еще в одной картине Гайдая – «Кавказская пленница…».

Сначала Леня не хотел продолжать фильмы с этими персонажами. Вы не представляете, сколько сценариев приходило! Я спрашивала: «Неужели нет ни одного хорошего?» Он говорил: «Есть, но я устал от этой троицы. Все, что я мог про них сказать, сказал». Но тут ему позвонил Морис Слободской, с которым он был знаком по «Жениху с того света», и говорит: «Я сейчас работаю с Яковом Костюковским, хотим встретиться». Авторы авторитетные, Леонид Иович согласился. Костюковский убеждал, что надо обязательно писать сценарий про троицу, что это золотая жила. Слободской тоже говорил, что это замечательные герои, маски, про которых можно сочинить очень много интересных сюжетов. Леня показал стопку черновиков и сказал: «Для меня это уже отработанный материал». Яша спросил: «А что же вы хотите?» Леонид Иович ответил, что хотел бы снять картину о положительном комедийном герое. И так они стали работать над созданием образа Шурика. Но троица все-таки появилась в новелле «Операция «Ы»…».

Правда ли, что фразу «Я всегда помню, где я была, когда и с кем» героиня позаимствовала у вас?

Да. Леня, Морис Слободской и Яша Костюковский работали над сценарием у нас дома. Однажды я принесла с рынка антрекоты (мужчин ведь кормить надо), стала их готовить. И вдруг Яша кричит: «Ниночка, можно вас на минутку?» И спрашивает: «У вас бывает, что вы где-то в первый раз, а такое ощущение, что уже здесь были?» Отвечаю: «Нет, Яша, я всегда помню, где я была, когда и с кем». И убежала на кухню к своим котлетам. Слышу: хохочут. Записали эту фразу, а потом услышала ее в фильме.

Кстати, а почему все-таки «Ы»?

Однажды я спросила: «А почему «Ы»?» Он ответил: «Чтобы никто не догадался!» И эти слова вошли в картину…
«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Нина Гребешкова и Леонид Гайдай
Фото
личный архив Гребешковой

Знаю, что на роль Шурика пробовались чуть ли не все актеры Советского Союза этой возрастной категории…

Да, у Гайдая была такая особенность: он пробовал огромное количество актеров во все фильмы. И всегда находил что хотел. Так, например, было с Арчилом Гомиашвили в «12 стульях» – настоящий Остап Бендер, сын турецкоподданного! А ведь кого он только не пробовал, даже знаменитого шахматиста Бориса Спасского. На роль Шурика тоже было много артистов, пока не появился Александр Демьяненко.

А не возникало мысли у режиссера самому сыграть Шурика?

Нет, играть сам Леня никогда не хотел. Хотя он был потрясающим комедийным актером. У нас во ВГИКе играл так, что, когда мы сдавали экзамены, комиссия (а в нее входили Иван Пырьев, Сергей Герасимов, Владимир Белокуров, Борис Барнет) уже не могли смеяться, а только сидели, вытянув ноги, и стонала от смеха.

Если говорить о великих комедийных актерах, одним из них был Алексей Смирнов, сыгравший в новелле «Напарник» хулигана Федю…

Леня Смирнова обожал. Говорил: помимо того, что он замечательный актер, он еще и замечательный человек. Кстати, через мужа Леша подарил мне фигурку собачки, которую сам вырезал из дерева. Он очень любил работу по дереву. Эта собачка хранится у меня до сих пор.

Возлюбленную Шурика Лиду из новеллы «Наваждение» тоже долго искали?

Помню, что была уйма фотографий актрис, Леня показывал их нашей дочке, которой тогда было лет 11, и спрашивал: «Оксан, ну кто тебе нравится?» Дочь отвечала: «Лучше мамы нет!» Но роль жене? Это исключено. Мне тогда уже было около 30, а требовалась 18-летняя студентка. Наташа Селезнева в роли Лиды очень славная. Тогда она была еще подросток, несуразная – огромные глаза, длинные ноги и руки. Это нелепость, но это и очарование. После эксцентрической первой части, где герои бьют друг друга по лицу газетой и бегают в саже, как папуасы, Леня снял потрясающую лирическую новеллу.

Кинопробы

Шурик

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
кадр из фильма «Операция "Ы", или Новые приключения Шурика»

Александр Демьяненко – идеальное попадание в образ. Но перед ним Гайдай пересмотрел около 100 кандидатов. Одним из них был Евгений Петросян, который пробовался под псевдонимом Петров. «Скажу нескромно, и это правда: не только Шурик «пробовал» меня, но и я «пробовал» Шурика для себя – подходит он мне или нет, – рассказывает артист. – Решил, что не подходит. Хотелось быть комическим артистом, а Шурика я представлял себе лирическим героем. Поэтому, отказавшись, сказал Гайдаю: «Возьмите Демьяненко. Он прекрасно сыграл в «Карьере Димы Горина». Так оно и стало».

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
киноконцерн «Мосфильм»

Федя

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
кадр из фильма «Операция "Ы", или Новые приключения Шурика»

Михаила Пуговкина забраковал Иван Пырьев, который, посмотрев пробы, заявил: «Для этой роли такая бандитская физиономия не годится!» В итоге Пуговкину достанется роль прораба, а на роль Феди Гайдай привезет из Ленинграда Алексея Смирнова.

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
киноконцерн «Мосфильм»

Лида

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
кадр из фильма «Операция "Ы", или Новые приключения Шурика»

Очаровательную столичную студентку могла сыграть Людмила Шляхтур – актриса, которую позже все запомнили и полюбили за роли Натальи в картине «Тени исчезают в полдень» (в то время Людмила была супругой режиссера Валерия Ускова) и Веры, подружки Фокса, в фильме «Место встречи изменить нельзя». Судьба ее сложилась трагически – в возрасте 57 лет она покончила с собой.

«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Фото
киноконцерн «Мосфильм»