Иду на грозу
Какое-то время фашисты не могли понять, кто стоит за этими внезапными, почти бесшумными ночными атаками. А когда поняли, не могли поверить, что 20-летние девушки способны на такое сложное и рискованное маневренное пилотирование. И тогда немецкая пропаганда начала распространять слухи, что девушек заставляют летать под дулом пистолета, называли их «ночными ведьмами»…
Прецедентов женских подразделений в составе боевых частей не было ни в одной армии мира, кроме Советской. 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк сформирован приказом Иосифа Сталина в октябре 1941 года, когда ситуация на фронте была особенно тяжелой. Командиром назначена Евдокия Бершанская, до войны работавшая инструктором в Батайской школе пилотов, а к 1939 году служившая уже командиром звена авиаотряда специального применения, расположенного в Краснодаре. 28-летняя девушка помимо 10-летнего опыта пилотирования обладала хорошими организаторскими способностями и непререкаемым авторитетом.
За короткое время полк из 240 человек смог сражаться в воздушных боях наравне с мужскими подразделениями и выполнять сложнейшие задачи. На всех должностях служили только девушки — пилоты, техники, штурманы (читайте также: 10 героинь Великой Отечественной войны). За штурвалы сели студентки, участницы аэроклубов, вчерашние школьницы. Кто-то уже умел летать, а кто-то спешно проходил обучение на отдаленных полигонах.
На фронт полк прибыл к лету 1942 года в составе 115 человек — в большинстве девушки от 17 до 22 лет. Почти все были незамужние, мечтавшие о семье и детях. У командира Евдокии Бершанской (позже она станет единственной женщиной, награжденной орденом Суворова) дома остался маленький сын, но другого пути эти девушки для себя не видели — они шли защищать Родину, освобождать страну от врага. Ирина Вячеславовна Ракобольская, начальник штаба женского авиаполка, потом вспоминала: «Первый приказ, который мы выслушали, стоя в строю ранним утром 26 октября на перроне вокзала в Энгельсе (там находилась школа по подготовке пилотов и формировался полк. — Прим. ред.), был приказ по авиагруппе 122 о всеобщей стрижке „под мальчика“ и „волосы спереди до пол-уха“… Косы можно было оставить только с личного разрешения Расковой (Марина Михайловна была инициатором создания женских боевых частей. — Прим. ред.). Но разве могли мы, девчушки, обращаться к известной солидной женщине с такими пустяками, как косы! И в тот же день наши волосы легли пестрым ковром на пол гарнизонной парикмахерской».
В распоряжении полка было 45 самолетов, бывших учебно-тренировочных У-2, мало приспособленных для ведения воздушного боя. «Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для летчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час» (Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. «Нас называли ночными ведьмами»). К самолету вручную крепились бомбы — до 200 кг. Чтобы не перегружать и так некрепкую технику, девушки отказывались от парашютов, по максимуму брали на борт боеприпасы. Полеты шли всю ночь, несмотря на погоду. Бомбили передовые. Вылеты-приземления каждые 5 минут. Чтобы не быть замеченными фашистами, маскировали взлетную полосу. Ориентиром служил небольшой огонек фонаря.
Летая на низкой высоте, невидимые радарами, наши самолеты становились легкой добычей крупнокалиберных пулеметов, а позже охоту за нашими небесными тихоходами (как называли военные У-2) начали немецкие истребители. К слову, девушки владели мастерством пилотирования на высочайшем уровне — позже из 80 летчиц 23 получат звание Героя Советского Союза. Отправлялись они в полет, имея с собой для самообороны в случае приземления только один на двоих пистолет.
За все время войны полк под командованием майора Бершанской совершил больше 24 тысяч вылетов, сбросил 3 тонны бомб, было уничтожено 17 переправ, 26 складов с боеприпасами, 176 автомашин, больше тысячи взрывов большой силы, выполнено много других задач.
Подвиги женского авиаполка стали известны еще и благодаря фильму «В небе «ночные ведьмы», автором которого стала Евгения Жигуленко. Она и сама летала в составе этого полка. Уроженка Краснодара, училась в Москве, в Дирижаблестроительном институте, окончила школу летчиков. «Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю, как самая высокая по росту, и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так, благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза», — вспоминает летчица в книге о «ночных ведьмах».
Жигуленко летала, не страшась даже грозы, — именно в непогоду возможно было уничтожить больше не ожидавших атак противников. Могла посадить машину в любых условиях. За период боевых действий с лета 1942 по май 1945 совершила 996 ночных боевых вылетов. После войны Жигуленко окончила режиссерские курсы ГИТИСа. Так в 1981 году появилась картина «В небе «ночные ведьмы». А в 2013 году на основе этой истории вышла восьмисерийная драма «Ночные ласточки» (читайте также: 5 фильмов о реальных женщинах — героях войны).
«Орлицы» особого назначения
В эту школу радиооператоров, которую курировали специальные отделы НКВД, отбирали только самых лучших — молодых, крепких, грамотных, с отличной спортивной подготовкой. Курсы разрабатывались в НКВД под грифом «Секретно». Кандидаток искали по всей Кубани. Готовили здесь разведчиц-радисток особого назначения. Набор на курсы с последующим распределением по фронтам начался летом 1942 года в Адлере. В это время в Сочи прибыли мобилизованные женщины. Из всего потока в школу радисток попали 70 девушек, от 18 до 25 лет. Выбирали их очень строго: отличная спортивная подготовка, отличная учеба, превосходное здоровье, стопроцентные слух и зрение, сильный волевой характер. В течение трех месяцев помимо радиодела девушки проходили науку выживания: физическую подготовку, каждая умела прыгать с парашютом (в Адлере была и воздушно-десантная база, занятия проходили и на ней), плавать с задержкой дыхания, знала немецкий язык, умела стрелять, перевязывать раны, останавливать кровь.
«Дисциплина в школе была железная, ведь за три месяца девушки должны были запомнить и суметь то, на что в другое время уходило по полгода и больше, — говорит историк Ольга Иващенко. — Но после курсов эти красавицы, которым бы жить да радоваться в мирное время, с 18 лет умели воевать как настоящие профессионалы — быть снайперами, постоять за себя в рукопашном бою». Они могли выживать и в самых экстремальных условиях — в лесу, в плавнях, в мороз, в жару, умели маскироваться так, что никому их было не найти. Кубанских девушек-радисток распределили по всему фронту: сражались они и на передовой, и в тылу врага.
«Связь в разведке — вопрос жизни и смерти» — так говорили на войне. Солдаты оберегали радисток как могли, ведь в их руках была единственная связь с внешним миром — девушки несли круглосуточную вахту по поддержанию радиосвязи с мобильными группами красноармейцев. Тем не менее немало разведчиц пропадало без вести, ведь в тылу врага им помочь было некому. Фашисты называли их «красными орлицами» (Adler в переводе с немецкого означает «орел») и за жизнь каждой назначали огромную по тем временам сумму в 30 000 марок. «На наших радисток была открыта настоящая охота, — говорит историк. — Они понимали всю опасность выполнения боевых задач, с собой у них были капсулы с ядом на случай попадания в окружение или плен и умение покончить с собой даже со связанными руками». У каждой из этих 70 девушек своя история. Но до Берлина в 1945 году дошла всего одна «орлица» — Маша Гречаная. На стене Рейхстага есть ее автограф.