Книги бывают разные, на любой вкус и настроение. Одной из популярнейших категорий до сих пор остается раздел «любовные романы», в которых герои проходят испытания, но в итоге остаются вместе. Сегодня, когда мы все пересматриваем историю и культуру в попытках оценить ее с точки зрения современного осознанного человека, нередко обнаруживается странное. Так ли романтичны книжные истории и классика, на которой мы выросли? И все ли в порядке в любовных романах? Шеф-редактор группы компаний «ЛитРес» Екатерина Писарева рассуждает на эту тему.
Про абьюз сегодня говорят на каждом шагу — потенциальных жертв призывают отстаивать личные границы, не терпеть психологического и физического насилия, руководствоваться собственной волей. Но если вы зайдете в категорию сентиментальных и любовных романов, то чаще всего увидите романтизацию абьюза.
Современным авторам кажется, что дерзкий и эгоистичный герой-манипулятор выглядит более сильным и выигрышным: отсюда огромное количество расхожих историй в сентиментальных романах о «любви», заставляющей лить слезы. Тут вам и истории харассмента, поданные под сладким соусом, и эмоциональные качели, кажущиеся привлекательными романтически-настроенным читателям, и деструктивные отношения, в которых явно прослеживается пара «мучитель-жертва». По какой-то таинственной причине абьюзивные отношения начинают выглядеть привлекательно, кажутся необычными, разрушающими границы, будоражащими.
В каких классических произведениях романтизируют абьюз
«Гранатовый браслет»
Страдания, преследование, навязывание своей воли и одержимость — все это получает любовно-романтический флер. Желткова из «Гранатового браслета» воспринимают как жертву, погибшую от безответной любви. Но так ли нужен был замужней Вере сталкинг, который мог ее скомпрометировать, и подарки от незнакомого человека?
«Анна Каренина»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», писал Лев Николаевич Толстой в начале «Анны Карениной». Действительно, несчастливых примеров огромное количество — литературные герои, как и реальные люди, нередко оказываются в сложных отношениях (читайте также: Тест: образ жизни какого героя романа «Анна Каренина» подойдет вам больше всего).
Помните, как Вронский преследовал замужнюю Анну, не думая о том, что может ее скомпрометировать? Или же поведение самой Анны по отношению к Каренину, нарушение всех правил приличий и эгоистические поступки с ее стороны? Сложно не вспомнить и самого Льва Николаевича и Софью Андреевну — о том, какая нездоровая атмосфера царила в отношениях Толстых сказано немало, а за главой семейства закрепилась репутация женоненавистника и абьюзера.
«Унесенные ветром»
Еще одна известнейшая пара в мировой литературе — Скарлетт О’Хара и Ретт Батлер из романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Многие до сих пор помнят экранизацию книги с Кларком Гейбл и Вивьен Ли и считают союз этих героев идеальным любовным примером. Но если внимательно рассмотреть поведение Ретта, так ли он безупречен?
Он получает удовольствие, издеваясь над чувствами Скарлетт, нарушает ее личные границы и наслаждается тем, что легко может ее сконфузить. Именно он решает, что Скарлетт идеально ему подходит и все равно будет ему принадлежать — так ли волнуют его чувства девушки, влюбленной в другого? Для него нет ничего святого — типичный абьюзер и нарцисс, ставящий во главу угла свои чувства: «…даже наивная Скарлетт читала в его откровенно дерзком взгляде, что он считает всех женщин как бы своей собственностью и видит их назначение в том, чтобы доставлять ему наслаждение, ежели он этого пожелает…»
Идеальный союз? Сомнительно. Но когда речь заходит о главных влюбленных в литературе, пара «Скарлетт и Ретт» всегда будет в этом списке (читайте также: Что Маргарет Митчелл думала о мужчинах, любви и красоте — пронзительные цитаты великой писательницы).
А что сегодня?
Вспомните «50 оттенков серого» — хрестоматийный пример абьюзивных отношений, современная версия сказки о Золушке и фанфик еще одного далекого от здоровья текста «Сумерки». Главный герой — наделенный властью, успешный и богатый мужчина Кристиан Грей — не раз нарушает личные границы героини, не считается с ее желаниями и сразу же заявляет о личных особенностях. Анастейша, как типичная жертва и идеальный вариант для абьюза, воспринимает все с восторгом и надеется исправить мучителя, видя в этом свое предназначение.
Но если в любовном романе властный и эгоистичный герой кажется привлекательным, то в реальной жизни от подобного следует бежать за тысячи километров. Романтизация абьюза в массовой культуре дает карт-бланш насильнику и позволяет ему переходить все границы, оправдывая все любовью.
Важно, что если раньше не было принято рефлексировать на тему абьюза, то сегодня многие примеры из массовой культуры не выдерживают никакой критики. Нормализация насилия, в том числе и психологического, уже не кажется чем-то обыденным. И хотя у категории сентиментальных и любовно-эротических романов все еще много поклонников, многие начинают задумываться, все ли в порядке с этими «сильными героями и героинями».
Эксперт:
Шеф-редактор группы компаний «ЛитРес»