Телефонное мошенничество — популярный способ вымогания финансов, на который ведутся тысячи граждан. Мошенники придумывают новые схемы, чтобы обхитрить невинных людей и украсть у них средства, вводят в ступор, вываливая пугающие подробности. Они настойчивы, стараются придумать правдоподобные детали, требуют незамедлительных действий. Якобы предупреждая, они наносят психологические атаки и воздействуют на сознание посредством страха, поэтому жертвы без подозрений подчиняются и с готовностью делают то, что их попросят.
Устранить все варианты обмана, наказать всех преступников, предотвратить все незаконные денежные махинации — невозможно. Но можно изучить наиболее популярные методы работы мошенников и пресекать попытки хищения с первой фразы.
Лучше перепроверить
«Ваш близкий попал в аварию, перечислите N сумму, чтобы решить ситуацию»;
«Ваши деньги пытаются похитить»;
«По вашему счету зафиксирована подозрительная операция»;
«Ваш банковский счет заблокирован»;
«Вас беспокоит сотрудник Центробанка/специалист финансовой безопасности».
Не стоит доверять словам, которые вам говорят при случайном звонке. И уж точно нельзя переводить деньги, чтобы решить странную проблему, резко свалившуюся на вас. Запомните, Центробанк и сотрудники финансового мониторинга никогда не будут связываться с физическими лицами по телефону. Кроме того, решение проблем таким образом недопустимо.
Если же сообщают о каком-либо происшествии, то лично убедитесь в правдивости этого: позвоните человеку, с которым «случилась» беда, проверьте состояние банковского счета через официальную программу или горячую линию (читайте также: Как не попасться на удочку интернет-мошенников: 4 правила, о которых вы могли не знать).
Такое бы не спросили!
«Нам нужно удостовериться в правильности данных вашего банковского счета, продиктуйте код с оборотной стороны вашей карты/ПИН-код для карты»;
«Чтобы восстановить доступ к сервису, назовите пароль/код из смс-сообщения/код уведомления»;
«Для дальнейшего пользования подтвердите данные через Госуслуги»;
«Истекает срок действия вашей SIM-карты»;
«Проводятся следственные мероприятия, ответьте на несколько вопросов и помогите задержать мошенников».
Не разглашайте личную информацию в разговоре с мошенниками. Сотрудники банка никогда не потребуют данные и коды, с помощью которых можно провести денежную операцию или заполучить доступ в аккаунт, они не имеют права запрашивать это.
Сообщение мобильного оператора о завершении срока действия сим-карты — ложь: действие сим-карты не ограничено. А служащие полиции и других органов не будут привлекать граждан к проводимым следственным расследованиям через телефон.
Отвергайте заманчивые предложения
«Вам оформлена заявка на кредит»;
«Мы предлагаем специальный и безопасный счет»;
«Срочно скачайте новое приложение, ссылку направили в смс-сообщении»;
«Вы выиграли в лотерею, сообщите данные для перевода средств»;
«Вернем деньги, которые у вас украли».
Сказочные денежные пополнения не могут достаться так легко: бесплатный сыр — только в мышеловке. Редки случаи, когда как по волшебству именно вас выбрали для специального выгодного предложения, именно ваш номер телефона так удачно попался сотрудникам банка или других организаций, которые невероятно щедры к своим клиентам. Не полагайтесь на правдивость подобных обстоятельств: верьте только тем данным, которые размещены в официальных источниках.
Если разговор кажется сомнительным — сбрасывайте трубку. Старайтесь проявлять осторожность в общении с неизвестными абонентами, не поддавайтесь устрашающим речам (читайте также: «Крякаю в трубку»: 24 способа весело отшить телефонных мошенников). Также можно подключить определитель номера, который будет предупреждать о телефонных мошенниках.