Его опера «Борис Годунов» с успехом идет на сцене Большого театра более 70 лет. В конце февраля на сцене миланского «Ла Скала» Валерий Гергиев представил премьеру «футуристической версии» «Хованщины», и зал рукоплескал 13 минут. А ведь при жизни Модест Мусоргский так и не добился признания ни у публики, ни у коллег по цеху.

Модесту Мусоргскому – 180 лет: как жил потомок Рюриковичей
Илья Репин написал портрет Мусоргского за 9 дней до смерти композитора
Фото
официальный сайт Государственной Третьяковской галереи

Потомок Рюриковичей

Модест Петрович происходит от старинного дворянского рода, берущего свое начало в смоленской ветви Рюриковичей. Родоначальником династии Мусоргских считается живший в XV веке Роман Васильевич Монастырев по прозвищу Мусорга. Модест Петрович – его прямой потомок в 14-м колене.

А вот бабка будущего композитора – Ирина Георгиевна – из крепостных. Деду Модеста Петровича она родила троих детей – Петра, Олимпиаду и Надежду. Когда Ирина Егорова обрела статус законной супруги, сыну было уже 32 года.

По стопам Бетховена

Мусоргский с юных лет проявлял музыкальную одаренность. В семь лет он играл произведения Ференца Листа, а в 9 порадовал гостей исполнением Большого концерта ирландского композитора Джона Филда. Позже Модест учился игре на фортепиано у Антона Герке, блестящего пианиста, ученика Филда и Фердинанда Риса. Последний, к слову, пять лет брал уроки у Бетховена. Так что Мусоргского отчасти можно считать учеником бетховенской школы.

Карьера военного

Когда мальчику исполнилось 13 лет, он поступили в школу гвардейских подпрапорщиков. Окончив ее в 1856 году, Мусоргский начал служить в лейб-гвардии Преображенского полка, старейшем гвардейском подразделении.

«Мусоргский вполне усвоил внешние достоинства преображенского офицера: имел изящные манеры, ходил на цыпочках петушком, одевался франтиком, прекрасно говорил по-французски, еще лучше танцевал, играл великолепно на фортепиано и прекрасно пел», – вспоминал позже писатель по истории музыки Николай Компанейский.

Вдохновлялся картинами

Модесту Мусоргскому – 180 лет: как жил потомок Рюриковичей
Эскиз костюмов к постановке балета «Трильби» в Большом театре
Фото
Институт русской литературы Российской академии наук.
Модесту Мусоргскому – 180 лет: как жил потомок Рюриковичей
Эскиз часов с кукушкой на курьих ножках
Фото
Институт русской литературы Российской академии наук.

На создание цикла «Картинки с выставки» Мусоргского вдохновило посещение выставки, устроенной в память о друге – художнике и архитекторе Викторе Гартмане. Так, пьеса «Балет невылупившихся птенцов» появилась благодаря эскизам костюмов к постановке балета «Трильби» в Большом театре. А композиции «Баба-яга» – это музыкальная эмоция от эскиза часов с кукушкой на курьих ножках.

Либретто в томике Пушкина

Идею написать оперу по сюжету трагедии Пушкина «Борис Годунов» Мусоргскому подал его друг, историк Владимир Никольский. А сестра Михаила Глинки Людмила Шестакова подарила томик с драмами Пушкина, в котором страницы пушкинского текста проложены чистыми листами бумаги для работы композитора над либретто.

На титульном листе позже Мусоргский написал: «Задумано в осень 1868 года; работа начата в октябре 1868 года. Для этой-то работы и сооружена сия книжица Людмилою Шестаковой».

Единственный портрет

Несмотря на то что Мусоргский был стеснен в средствах, сохранилось немало его фотографий. А вот единственный прижизненный портрет композитора был написан за 9 дней до его смерти.

Картину написал Илья Репин, за четыре сеанса в Николаевском госпитале, куда Мусоргского определили друзья. А халат и вышитую косоворотку, в которых изображен Модест Петрович, незадолго до этого ему прислала жена композитора Цезаря Кюи – Мальвина Рафаиловна.