Рассказать о масленичных традициях и опровергнуть самые популярные заблуждения согласился старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований Национального исследовательского университета, научный руководитель арт-проекта «Васильев вечер», кандидат философских наук (теория и история культуры) Даниил Крапчунов.
Миф 1: «Блины – главный атрибут Масленицы»
Опровергаем: «Об этом молчит «Домострой», написанный в конце ХVI века, об этом молчит «Книга яств во весь год на стол подаваемых» XVII века. Блины есть у многих народов – от Ирландии до Узбекистана и даже Пакистана (чапати). Славянские страны - Украина, Беларусь, Болгария, Сербия и другие - не знают блин как масленичное блюдо».
Миф 2: «Блины всегда готовились одинаково»
Опровергаем: «Еще сто лет назад блины существенно отличались от современных: не жарились, а пеклись в печи, переворачивать их было не нужно. Традиционные русские блины из гречневой, овсяной и ржаной муки приготовить на современной сковородке практически невозможно, так как если жарить их на плите, они получаются слишком ломкие. Более того, на солнце они были совсем не похожи, в отличии от современных - из пшеничной муки».
Миф 3: «Первый блин хозяйка всегда съедала сама, чтобы попробовать, хватает ли в нем соли, сахара и др.»
Опровергаем: «В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой. Все рассказы про то, что первый блин на Масленицу отдавали комам (якобы медведям) – выдумки последних лет».
Миф 4: «Масленица – исконно языческий праздник»
Опровергаем: «Масленица – это исключительно христианский праздник. Его дата четко привязана к главному христианскому празднику – Пасхе. Его празднуют все христианские народы: греки, румыны, армяне, британцы, испанцы… В России Масленица впервые упоминается уже в христианскую эпоху летописцем Нестором, а описание масленичных обрядов в документах встречается только в ХVI в. У нас нет никаких источников или малейших оснований, позволяющих утверждать, что Масленица — языческий праздник, существовавший до принятия Русью христианства и вообще каким-то образом уходящий в язычество. Народы России вместе с принятием христианства от русских перенимали и масленичные гуляния».
Миф 5: «Масленичное чучело должно быть красивым и ярким, чтобы было видно издалека»
Опровергаем: «Костюм масленичного чучела всегда был старым, ветхим, рваным. Солому для тела Масленицы, предметы ее одежды следовало собирать из разных домов или покупать вскладчину, превращая исполняемую размером в рост человека фигуру в обрядовый символ ветхости, греховности, страстности и тлена, чтобы от него избавиться».
Миф 6: «Масленичные гуляния и обряды были четко регламентированы»
Опровергаем: «Традиции были разные. Например, в вологодском крае на Масленицу свозили в болото всякое старье. В других регионах билась посуда, уничтожались старые вещи, где-то жгли костры, где-то ловили и бранили неженатых мужчин – везде свои правила и традиции».
Миф 7: «Масленица связана с проводами зимы и встречей весны»
Опровергаем: «Ни одна масленичная песня, коих очень много, не упоминает ни зиму, ни весну. Главный масленичный обычай – величание молодоженов и корение незамужних и неженатых. В старину засидевшихся символически женили. Обряд был характерен для многих славян. У русских «выдача замуж неженатых» на Масленицу встречается повсеместно, гораздо чаще, чем сжигание чучела или блины».