Летом этого года, когда в Петербурге сняли часть карантинных мер, съемочная группа сериала «Тайны следствия» наконец-то смогла приступить к съемкам юбилейного сезона. Wday.ru побывал на площадке и узнал, что нового произойдет в жизни полюбившихся героев.

Первое, что бросилось в глаза при входе в павильон на киностудии, — следы настоящей катастрофы: рухнул потолок, осыпалась штукатурка, на стенах — следы копоти. На улице пожарные и полиция. Санитары выносят кого-то в черном мешке. Такая обстановка в одной из серий юбилейного сезона «Тайн следствия».

«По сюжету произошел взрыв в научно-исследовательской лаборатории. Погиб ученый. На первый взгляд — несчастный случай. Но только на первый. Приедет наш прекрасный следователь Мария Сергеевна Швецова и всех выведет на чистую воду, − рассказывает режиссер Егор Баринов. — Взрыв в лаборатории − одна из самых технологичных историй первого блока (первые 12 серий. — Прим. Wday.ru). Найти настоящую лабораторию, которую можно красиво «взорвать», мы не смогли, поэтому задействовали помимо прочего павильоны на «Ленфильме», использовали спецэффекты, хромакей (совмещение кадров с помощью зеленого фона. — Прим. Wday.ru).

АЭРОПОРТ В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ

К съемкам «Тайн» в этом году приступили гораздо позже обычного, в начале июля. Но даже в таких условиях создатели были настроены решительно: 20-й сезон, как и предыдущие, должен выйти уже в декабре на канале «Россия 1». 

«Можно что угодно отменить — Олимпийские игры, чемпионаты Европы и мира. Но „Тайны следствия“ все ждут в срок», − улыбается актриса Анна Ковальчук.

Планы съемочной группы серьезно изменила пандемия коронавируса. Больницы, учебные заведения, театры — все эти интерьеры пришлось создавать в павильонах. Да и репетиции проходили в масках, с соблюдением социальной дистанции.

Маски, дача, хромакей: как снимали «Тайны следствия» — 20
Фото
телеканал "Россия"

«Ситуация, конечно, непростая. Дышать в маске тяжело, особенно когда находишься в павильоне. Но артисты беспокоились за свое здоровье, поэтому за соблюдением масочного режима следили четко, − продолжает Егор Баринов. — С другой стороны, все эти ограничения заставляют работать фантазию, придумывать что-то интересное. Когда снимали эпизод в театре, в массовке по санитарно-эпидемиологическим условиям могли задействовать не более 10 человек. Но с помощью кинематографических приемов устроили аншлаг».

«Недавно воссоздали аэропорт в торговом центре, − говорит оператор постановщик Глеб Климов. — Нас очень выручил прозрачный стеклянный лифт и лестница, которая за ним находится. В узком пространстве собрали человек 10. Но удалось удачно подобрать ракурс, и на экране зритель увидит толпу человек в 50. Из-за коронавируса не все актеры могли или хотели встречаться на площадке с коллегами. Так что увлечения, любовь проживались по отдельности: сначала снимали в ресторане всю сцену с одним, а позже второго доснимали в павильоне на студии».

НОВЫЙ ДОМ МАРИИ ШВЕЦОВОЙ

После обеденного перерыва место действия сместилось в уютное, будто итальянское кафе. Оно тут же, в студии. На «улице» расставлены столики на кованых ножках, все очень уютно. За столик садится Анна Ковальчук. Ее героине Марии Швецовой предстоит обсудить по телефону данные судмедэкспертизы. Актриса шутит: теперь будет рассказывать, что для съемок эпизода ездила в командировку в Италию.

Маски, дача, хромакей: как снимали «Тайны следствия» — 20
В этом павильонном "кафе" досняли одну из сцен с участием героини Анны Ковальчук
Фото
Ирина Васильева

«Хотя по путешествиям, другим странам я не соскучилась. Напротив, получила позитив от вынужденного заточения дома, − признается Ковальчук. − Наконец-то смогла заняться тем, чем давно хотела: английским, музыкой, спортом, ребенком. Мы все время были вместе. Повлияла пандемия и на жизнь моей героини. Поскольку снимать в квартирах сейчас невозможно, Мария Сергеевна переедет на дачу к своему профессору. По сюжету он уехал лечиться и попросил присматривать за домом, рыбок покормить.

Самое главное событие — в юбилейном сезоне появится моя собака — цвергшнауцер по кличке Бусинка. Я иногда беру Бусю с собой, потому что мы неразлучны. Предложила Егору Баринову как-то обыграть этот момент. Так и появилась профессорская собака. Буся прекрасно вела себя на съемочной площадке, чудесно отработала. У нас была сцена: я общаюсь со Златой (дочь Анны Ковальчук, сыгравшая в сериале ее дочь. — Прим. Wday.ru), а она в этот момент держит на руках Бусю. Получилось очень душевно и так по-домашнему.

ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ

А вот произойдут ли какие-то серьезные изменения в личной жизни Швецовой, пока держат в тайне. Хотя в сюжете оперативник Олег Платонов остается.

«Пока у Платонова и Швецовой отношения ровные, без каких-то бурных всплесков, − говорит актер Алексей Комашко. — По крайней мере, так будет в первых 12 сериях. Зато у Олега появится новый напарник — стажер Эдгар Калимулин. Курочкин теперь чаще сидит в кабинете. Так что Олег выезжает на места преступлений сам, со Швецовой или молодым оперативником. Эдгар − парень вроде и опытный, но из-за суетливости время от времени попадает в комичные ситуации, например, начинает стрелять без предупреждения. Платонов над ним время от времени подшучивает».

«Платонов у нас герой резкий, дерзкий. Его образ не меняется. Он как нес московский ветер в наши питерские реалии, так и продолжает нести», − поделилась художник по костюмам Полина Моисеенко.

Маски, дача, хромакей: как снимали «Тайны следствия» — 20
Фото
телеканал "Россия"

Коснулись перемены и гардероба главных героев.

«У Марьи Сергеевны в одежде преобладают белый и черный, а в этом сезоне добавился и цвет экрю, − говорит Полина Моисеенко. − Курочкин стал более статным, ушел от спортивного стиля в одежде. У Кораблева в прошлом сезоне появилась девушка. Поэтому он стал одеваться под стать своей пассии. Возлюбленная Кораблева − дизайнер интерьеров, поэтому занялась его гардеробом. У нас история современная, так что стараемся одевать героев по тенденциям сезона. Из-за пандемии коронавируса сделать это было сложнее. Когда запустили проект, все магазины в Петербурге закрыли. К счастью, работал аутлет, в одном из магазинов которого я полностью одела Швецову. Но мерки актерам пришлось снимать самим — я специально рисовала схему, как их правильно снять».

«Тайны следствия» 20 лет назад

Анна Ковальчук:

«Иногда смотрю на себя в первом сезоне «Тайн следствия» − ребенок! Женщина, у которой еще нет детей, а сейчас их у меня двое. Многие события личной жизни влияют и на мою героиню. Она была такая честная, прямолинейная, с сильным характером. Сейчас ей не страшно экспериментировать, пробовать что-то новое. Например, в прошлом сезоне Швецова стала блондинкой, я давно об этом мечтала. Да, волосы после окрашивания испортились, пришлось восстанавливать. Зато поняла, что быть брюнеткой комфортнее.

Маски, дача, хромакей: как снимали «Тайны следствия» — 20
Фото
телеканал "Россия"

Каждый раз стараюсь сделать какой-то акцент. В одном блоке Марья Сергеевна может быть по-весеннему легкомысленна. В другом − переживать боль утраты, если я посмотрела какой-то сериал и вдохновилась игрой актеров. За годы съемок столько дел было расследовано, и это тоже отразилось. Порой кто-то начинает рассказывать о краже, и у меня в голове тут же начинает выстраиваться цепочка, как это можно все распутать».

Игорь Николаев:

«Леонид Кораблев в первом сезоне появляется на белой Daewoo Nexia. Это моя машинка. Никаких экшн-сцен на ней не планировалось, так что повредить ее не боялся. К тому же это дополнительный заработок — за аренду транспортного средства платили.

Маски, дача, хромакей: как снимали «Тайны следствия» — 20
Фото
телеканал "Россия"

Мой герой Кораблев любит кошек. А у меня на них аллергия. Но ничего, таблетку выпил и можно сниматься. Тем более, котики все были обученные. Мы с Леонидом — разные люди. Хотя иногда я в жизни «включаю» Кораблева. Например, когда надо найти какую-то вещь. Вроде поиска очков, когда они на лбу».

Ольга Шкинева (художник по гриму):

«Работаю с 8-го сезона со всеми актерами, кроме Ковальчук. С Анной Леонидовной сначала работала Мария Дорохина, а после ее ухода — Елена Иванова. Сложного грима в сериале нет ни у кого. Мужчинам вообще кладем только пудру — они не любят тон, да и в кадре его видно».

Егор Баринов:

«За 20 лет здание следственного комитета менялось не раз. Искать заново натуру приходится по банальным причинам: где-то фасад закроют строительными лесами, где-то баннер огромный повесят, а где-то и кран строительный появится.

Маски, дача, хромакей: как снимали «Тайны следствия» — 20
Вот так ддание НИУ ВШЭ превратилось в Следственный комитет
Фото
Ирина Васильева

Здание НИУ ВШЭ на канале Грибоедова в этой роли дебютировало в 19-м сезоне. У меня квартира матери недалеко находится. Буквально из окна увидел это место, оно мне понравилось. Здесь тихо, спокойно, практически нет движения пешеходов и транспорта. Так что ничто не мешает съемкам».