Клубное имя: Гудрун – исландское имя, состоит из двух частей: «гуд» – бог, и «рун» – тайна, руна, тайный знак. Означает примерно «божественная руна» или «тайна богов».
Парадный выход: Наш клуб реконструирует не только эпоху раннего Средневековья, но и XVI–XVII века. На мне турецкий (османский) костюм довольно богатой замужней жительницы Османской империи, а именно ее столицы – Стамбула, конца XVI – начала XVII века. Иными словами, горожанки высокого достатка.
История костюма: Особенность наряда – обилие шелковой ткани, что могли позволить себе далеко не все люди, а лишь дворяне, купцы и разного рода вельможи, и их жены. Верхний зеленый кафтан, называемый «энтари», сшит из тайского шелка. Головной убор, также шелковый с кисточкой из перьев сбоку, сделан из турецкого домотканого шелка по моде того времени, пришедшей из султанского гарема. Люди победнее шили одежду в основном из хлопка и льна. Но в данном костюме хлопок и лен тоже обязательно присутствуют – это и льняная подкладка кафтана, и хлопковая нижняя рубашка «гёмлек», и традиционные турецкие штаны – шальвары, также из хлопка.
Все вещи я шила сама, в качестве источников использовала многочисленные гравюры и миниатюры того времени, также сохранилось множество кафтанов и прочей одежды в султанском дворце Стамбула, что позволило историкам сделать их выкройки, а мне – воспользоваться этими выкройками). Основная сложность в пошиве – это швы, они должны быть очень мелкими и аккуратными, буквально «через две нитки». Вручную так шить тяжело.
Все украшения к костюму (нитки жемчуга, серьги, браслеты) покупала в Стамбуле, там продается много копий старинных турецких вещей XVI–XVII веков.
Почему этот костюм особенный? Наряд обожаю, потому что очень люблю Стамбул, турецкую историю и культуру. В рамках этой эпохи мне интересны мало какие народы и их костюмы, обожаю свой и планирую «развивать» его и дальше. В данном костюме езжу на многие исторические фестивали по XVII веку, такие, как, например, «Кирилло-Белозерская осада» в Вологодской области и «Битва при Молодях» в Подмосковье.
Народу нравится? Туристы часто путают и говорят, что это у меня татарский костюм, и приходится им объяснять, что к чему. Как правило, все мой костюм очень хвалят, говорят, что хорошо сшит. Коллеги-реконстукторы в шутку называют меня «ханум» и «турка завоеванная».
Голосуй за понравившийся костюм на 11-й странице!
Клубное имя: Рагнфрид. Имя скандинавское, переводится как «любимая богами, милая богам». Моя реконструкция началась с древней Скандинавии, поэтому меня в клубе так нарекли.
Парадный выход: На фото я в костюме европейской женщины начала XVIII века, это костюм обычной горожанки-француженки.
История костюма: По сравнению с остальными костюмами, которые я шила, этот было шить очень легко, потому что на него была выкройка, в отличие от костюмов на домоногольскую и допетровскую Русь, Скандинавию. На костюм начала XVIII века существует множество изобразительных источников. Конечно, они больше отражают жизнь высшего сословия, но и простонародный костюм тоже можно найти на французских гравюрах того времени.
Почему этот костюм особенный: У меня все наряды любимые, но этот костюм по сравнению с другими более приближен к современности, в нем есть что-то вроде корсажа, подчеркивающего талию, туфельки на каблуках и чулки. Силуэт совершенно иной, чем в костюме допетровской Руси.
В этом наряде я участвовала в фестивалях реконструкции, посвященным событиям XVIII века, петровскому времени, например в Нарву (Эстония), Повенец (Карелия).
Народу нравится? Туристы сразу понимают, что я в европейском костюме: «Француженка или голландка, наверное?»
Голосуй за понравившийся костюм на 11-й странице!
Клубное имя: Фотинка (собственно, Светлана и есть, только имя Светлана появилось на пару веков позже).
Парадный выход: Костюм русский женский XVII века. Предполагалось, что будет костюм жены елецкого городового стрельца, реального исторического персонажа. Но по факту вышло рангом повыше, учитывая использованные ткани. Наверное, жена воеводы получилась.
История костюма: В традиционный женский костюм входили: нижняя рубаха – исподняя (сегодня это – белье), верхняя рубаха – верхница (то, что на фото). Шилась она из более дорогой ткани, чем исподняя, у меня она шелковая. Длинные рукава – также признак статусности. Во-первых, не все могли себе позволить так нерационально использовать ткань, во-вторых, носящий такую рубашку, как бы говорит: я могу не работать (отсюда выражение «спустя рукава»).
Вместе с верхней рубашкой «комнатным» слоем одежды считался сарафан. У меня самый архаичный вид сарафана: глухой (без застежки впереди) косоклинный. Мой сарафан тоже шелковый, с шелковой отделкой по подолу и латунной пуговицей на горловине.
Дальше третий слой – «уличный». У меня однорядка, один из самых распространенных вариантов верхней женской одежды (впрочем как и мужской). Сшита из шерстяного сукна с отделкой шелковым шнуром. Так украшали всякую верхнюю одежду. На голове повойник – вид шапочки, обязательной к ношению замужними женщинами даже в доме (чтобы волосы спрятать), а сверху плат, или убрус, его надо было надевать выходя из дома.
Головные уборы, как и одежда в целом, были многослойные. Идеал красоты – статность, дородность, румянец во всю щеку, поэтому много одежды и косметики. На ногах у меня чулки, вязанные иглой, хотя в то время и спицами уже тоже вязали, и ботиночки. Еще там есть жемчужные и сердоликовые бусы и серьги-голубцы – реконструкция экспонатов Государственного исторического музея в Москве. Вся одежда сшита мной вручную по историческим источникам.
Почему этот костюм особенный: Трудности всегда схожие: подобрать адекватные источники под выбранную легенду (персонажа), а потом подобрать хорошие ткани. Собственно процесс шитья уже не так проблематичен. Обувь, разумеется, заказывается у мастера. Серьги, про которые я говорила, – изделие очень хорошего мастера-ювелира Николая Афонькова. И были подарены нам (на клуб) за победу в конкурсе костюма на фестивале «Времена и Эпохи» в Москве. Наряд, конечно, любимый и тема Руси XVII века тоже очень близка.
Народу нравится? Этот костюм я представляла на разных фестивалях, от Нарвы в Эстонии и карельского Повенца до Ростова на Дону. Комментарии туристов меня часто печалят. Русские люди в подавляющем большинстве имеют очень смутное представление и о родной истории, и о русском костюме, а иногда и вовсе ничего не знают.
Однажды меня назвали татаркой, приняв традиционный русский повойник за тюбетейку. Некоторые туристы гадали, кто я: чешка, горянка, просто европейка непонятной национальности – так выражались. Люди привыкли, что русский костюм – это аляповатый атласный сарафан с петухами, «мультяшный» кокошник и красные губищи. Все это не имеет ничего общего с русской культурой. Поэтому хочется изучать самой и рассказать окружающим.
Голосуй за понравившийся костюм на 11-й странице!
Клубное имя: Эрна, что означает «умница, затейница, мастерица».
Парадный выход: Костюм на мне – это версия одеяния жительницы Константинополя, X век. Горожанка, не слишком знатная и богатая, но зажиточная.
История костюма: Главная проблема этого наряда для меня — как шить. Изобразительных источников много, но ни одной выкройки мне найти не удалось. Пришлось думать.
В итоге решила, что буду шить именно такой комплекс, поскольку он чаще всего встречается в изобразительных источниках. Состоит из нижнего одеяния — льняной туники, шерстяной далматики и покрывала из шелка. Тунику шила по типу известных коптских туник, которые сейчас экспонируются во многих музеях, далматику — тоже по музейным образцам. Тут, впрочем, очень помогло знакомство с современными церковными одеяниями. Они сейчас шьются по тому же крою, какой был принят в Византийской империи тысячу лет назад. Ну, если не точь-в-точь, то очень похоже.
Больше всего хлопот было с головным убором. На всех картинках и иконах видно, что под покрывалом у женщин какие-то еще шапочки. Как они выглядели — совершенно непонятно. Сопоставив моду в Европе после Крестовых походов, на эту моду сильно повлияли вещи из Константинополя, и головные уборы, принятые в России — на них, вероятно, могла повлиять Софья Палеолог, которая привезла с собой и новые одеяния и новые идеи, пришла к выводу, что ромейки могли носить такие вот головные уборы. С покрывалом тоже хлопот довольно много. Вообще не понимаю, как они эти покрывала носили! Шелк же скользкий, все время норовит сползти.
Потом вспомнила, что древние римляне вшивали в края одежды свинец для тяжести. чтоб лежал красивыми складками. Решила, что ромеи, как наследники Рима, тоже вполне могли так делать. Вшила.
Получилось гораздо лучше, но все-таки все равно неудобно. Тут два варианта: либо они пользовались булавочками, либо вот таки ходили, неспешно, не делая резких движений, или сидели, величаво, как статуи. Незачем им было бегать, да и некуда. Приличные женщины в Константинополе все больше дома находились.
Обувь мне сшил мой друг Макар, мастер из Белоруссии, взяв за основу туфли из византийского музея в Салониках.
Почему этот костюм особенный: Наряд этот люблю, поскольку с ним еще очень много мороки предстоит. Надо будет дорабатывать, доделывать. Украшения нужны, с головным убором решать надо опять же. Как только все хорошо — становится неинтересно и хочется сшить что-то новое. А вообще, я очень интересуюсь Византийской империей, точнее — империей ромеев, они сами себя так называли. Поэтому интересно и все, что связано с жизнью и бытом того времени.
Народу нравится? На фестивалях мне вслед смотрят и говорят: «Ух ты! Как с иконы!». Мне неудобно это немного, не могу же я всем объяснить, что на иконах запечатлен тип обычной простой горожанки того времени.
Голосуй за понравившийся костюм на 11-й странице!
Клубное имя: Асгерд, что означает «защитница богов».
Парадный выход: На фото аланский костюм молодой девушки периода раннего Средневековья (IX век), территория Северного Кавказа.
История костюма: Аланский женский костюм оригинален. Платье очень широкое, длинное, с боковыми разрезами по бокам. Обязательный элемент платья – нагрудный карман, который имел функциональное значение, в него можно было положить все то, что могло бы быть в сумочке. Само платье и карман украшались красивейшим шелком.
Под платьем скрывается весьма пикантная деталь одежды – льняные шортики и чулочки, которые тонким кожаным шнуром крепились к ремешку на талии.
У аланских женщин были интересные головные уборы. На мне шапка молодой девушки, переходная, уже не детская, но еще и не сложный головной убор женщины-матери. Комплект полностью сшит мной, вручную, с душой. Источников по аланским костюмам достаточно, и в крое все детали костюма не сложные. Тяжело дался только карман, но готовый костюм стоит того, чтобы потратить на него время.
Почему этот костюм особенный: На фоне распространенных на фестивалях раннего Средневековья скандинавских и славянских платьев, аланский костюм выглядит очень необычно, ярко и самобытно, за что и люблю его.
Голосуй за понравившийся костюм на 11-й странице!
Клубное имя: Fjola (Фьола) – древнеирландское, значит «фиалка». Когда пришла в реконструкцию, занималась Скандинавией. Имя получила соответствующее.
Парадный выход: На фото я в костюме славянской девушки из племени вятичей. Замужняя крестьянка, среднего достатка. Конец XI – начало XII века.
История костюма: Наряд собирала частями, несколько лет. Все шила сама. Ткани приобретала в основном в магазинах, на юбку заказывала отдельно – она с особым узором.
В основном костюм состоит из двух льняных рубах, юбки-понёвы и сложносоставного головного убора: двух платков и очелья с височными кольцами. Покрытая голова, всего два височных кольца и понёва говорят о статусе замужней женщины. Синий и красный цвета говорят о достатке.
Народу нравится? На большой фестиваль этот костюм ещё не выезжал. Самым крупным мероприятием для него был «Город мастеров – 2014». В основном использую костюм в своей работе: рассказываю детям о быте, костюме и военном деле славян раннего Средневековья в своем музее. Также этот комплект является частью экспозиции Музея живой истории (https://vk.com/livinghistorymuseum48).
Детям и коллегам очень нравится этот наряд, говорят, что в нем я смотрюсь совсем иначе. Хотя однажды при вопросе: «Дети, как вы думаете, кто мы?» – получила ответ «Пираты!!!». Было очень смешно.
Это одеяние я люблю за его простоту, практичность, целостность и красоту. Минимум лишнего и при этом очень красиво!
Голосуй за понравившийся костюм на 11-й странице!
Парадный выход: На данных фотографиях на мне костюм незамужней девушки среднего достатка (показателем данного факта служит малая доля шелка в общей площади костюма) из кочевого племени Алан, Северный Кавказ, VIII–IX вв.
История костюма: При создании этого наряда я опиралась на материалы диссертации О.В. Орфинской «Текстиль VIII–IX вв. из коллекции Карачаево-Черкесского музея: технологические особенности в контексте культуры раннесредневековой Евразии».
На мне туникообразное нательное платье, представляющее собой прямоугольник, полностью скрывающий фигуру, – именно такая форма платья считалась наиболее удобной для женщин во всех случаях жизни. Платье скроено из двух полотнищ беленой льняной ткани, имеет боковые разрезы, нагрудный карман и шелковый ворот, оформленный в виде невысокой стойки. Нагрудный карман, нашитый сверху, является характерной отличительной чертой аланского женского платья. Отделка платья представляет собой кайму из синего шелка, украшающую боковые разрезы и лицевую сторону нагрудного кармана. Наличие шелковых нашивок ромбической формы и петель для крепления украшений и амулетов, дает мне право отнести это платье к разряду парадных.
Кроме нательного платья, мой наряд включает в себя обувь, чулки, штаны и перчатки. Все эти формы одежды характерны для обоих полов и были встречены как в мужских, так и в женских погребениях.
Почему этот наряд особенный? Этот костюм – мой самый любимый. Наверно, все дело в замечательном синем шелке, который мне очень нравится, и в легкости образа, который не перегружен большим шелковым карманом (хотя,в данный момент я шью как раз такое «перегруженное» платье).
Народу нравится? Этот наряд был пошит сравнительно недавно и на данный момент успел побывать только на паре фестивалей, организованных клубом «Копье»: «Русборг» и «Ладейное поле» (2014 г.), а также на фестивале «Былинный берег – 2014» в г. Кимры Тверской области.
Я часто слышу похвалы от моих коллег-реконструкторов и вопросы по поводу пошива той или иной части комплекта. Особым вниманием среди девушек-реконструкторов весь сезон 2014 года пользовались перчатки, которые в кожаном варианте были только у меня.
Голосуй за понравившийся костюм на 11-й странице!
Парадный выход: Костюм весьма обеспеченной горожанки из племени радимичей. Предположим, что она жила в Гомеле в году так 998-м или 1020-м… Сейчас это территория Белоруссии.
История костюма: Платье и плат шелковые, оттенки индиго. Надо сказать, что шелк, особенно не полотняного плетения, купить непросто, так как он редко встречается и очень дорогой. Крой платья туникообразный с ластовицей и четырьмя треугольными клиньями от талии для пышности юбки. Такой крой часто используется в реконструкции, и используется как у славянок, так и у скандинавских женщин. Отделка платья – полосы контрастного цвета по подолу, круглой горловине и рукавам. Такая отделка встречается практически на всех графических источниках на славян. Плат из купленной домоткани, прямоугольной формы. Под верхним шелковым платьем льняная рубаха.
Обувь из кожи. Обычные поршни, характерные для славян повсеместно. Обычно к комплекту идут шерстяные гольфы, но в летний период в них жарковато. Пояс и тесьма, вставленная в очелье, льняные. На второй фотографии шерстяной пояс. И тот и другие сотканы на дощечках. Очелье из того же шелка, что и платье. Им обшита полоса из толстой кожи, а сзади стягивающая завязочка. Все шила и ткала (за исключением непосредственно тканей) самостоятельно.
Девушки-радимичи любили носить височные кольца по несколько штук с каждой стороны и чаще всего они располагались друг над другом, как у меня. Бусы с подобными лунницами и двойной низкой бисера висят в Государственном историческом музее в Москве. Височные кольца и эти лунницы сделал замечательный мастер Йон (http://vk.com/reenactors), и они для меня долгожданные, потому как он очень долго решался на отливку такого вида лунниц. Шумящая подвеска также работа его рук. Она носит собирательный характер, так как состоит из элементов, найденных в разных поселениях на территории радимичей. На моей подвеске висят ложечка, гребешок, челюсть хищника, бубенчик и рысь, на ножках которой тоже прикреплены бубенцы. При ходьбе она мелодично звенит.
Почему этот костюм особенный: Этот наряд – самый дорогой из всех моих реконструкторских костюмов. Поэтому самый красивый и наиболее ценимый мной. Шелк у славян – это престижно. На данную комплектацию костюма ушло примерно двадцать тысяч рублей с учетом, что шила я все самостоятельно.
Народу нравится? «Выгуливала» я свой любимый наряд на наших местных фестивалях «Русборг» и «Ладейное поле» (2013–2014 гг.), «Липецкое городище – 2014», а также на фестивале «Былинный берег – 2013» в городе Кимры Тверской области.
Самый «смачный» комментарий от туриста был на Липецком городище в 2014 году, когда один дедушка подошел в нашу лавочку исторического костюма и долго хвалил нас и наше начинание. Он похвалил мой внешний вид и сказал, что это даже «сексуально» (!), когда у девушки все так скромно и красиво прикрыто. В общем, в историческом костюме я ощущаю себя романтичной, нежной, скромной, воздушной такой… но сексуальной – в первый раз.
Голосуй за понравившийся костюм на 11-й странице!
Парадный выход: Так одевалась славянка из племени вятичей, примерно конец X – начало XI века, молодая незамужняя девушка, селянка, небогатая.
История костюма: На фото мой первый год в реконструкции, второй «выход в люди» и самый первый из сделанных комплектов. Конечно же, самый простецкий, но от этого самый любимый. Рубаха из беленого льна. Шила сама, вручную, по выкройкам с тематических сайтов. Очелье (налобная тесемка) тоже сплетено мной на дощечках. Это была самая первая вещь, которую я сплела, этакая проба пера, с которой началось мое увлечение ткачеством на дощечках. Пояс также на них соткан, но его я получила в подарок к первому фестивалю от своей близкой подруги, поэтому, наверное, из всех атрибутов он имеет наибольшую ценность.
В чем изюминка? А вот бусы – вообще отдельная тема. Я их собирала согласно фотографиям с музейных экспозиций, посвященных славянам вообще и вятичам в частности. Особенно сложно было отыскать сердолик нужной огранки (в вятических захоронениях находят именно такой, это своего рода «визитная карточка» племени, наряду с формой височных колец), пришлось заказывать 10 бусин из Москвы. А привеску купила уже на фестивале, у хорошего мастера, благо такой тип привесок – лунницы – встречается у славян повсеместно.
Почему этот наряд особенный? Ну а как же этот наряд не любить? Это первое детище, основа, к которой потом стали добавляться другие элементы. Сразу вспоминаются первые выезды, где все так непривычно и непонятно, все такое новое… Сейчас, конечно, мой антуражный гардероб значительно шире, в него добавились другие элементы одежды, я исправила ряд ошибок: например, поясные сумочки-ташки, как на фотографии, девушки не носили, это мужской атрибут. Теперь у меня вместо нее небольшой кожаный мешочек.
Проголосуй за понравившийся костюм на 11-й странице!
Клубное имя: Сольвейг. По разным источникам оно значит «Северная песня», по другим – «Луч солнца».
Парадный выход: На мне костюм девушки-горожанки, из племени вятичей, среднего достатка, конец XI в.
История костюма: Источников перелопатила мало, так как я пока в реконструкции только 1 год. Сшила костюм себе сама. В основном использовала шерстяную и льняную ткани. Платок на голове – домоткань из конопли. Выкройки мне подсказали опытные одноклубники и с помощью одноклубницы Маши Ситниковой (клуб «Северный берег») раскроила все платья. Думаю, дольше всего было шить. Приходилось платья брать с собой на учебу и шить во время перерывов. Самое любимое мое украшение – это височные кольца.
Почему этот наряд особенный: Любимый он тем, что, во-первых, сделан своими руками, а во-вторых, когда в нем выходишь в люди, все начинают обращать внимание. Было такое, что какая-то бабушка в городском автобусе однажды заметила: «Какая красавица!». Да и честно сказать, будучи на фестивалях ловлю себя на мысли, что это самая удобная одежда на свете! Нигде ничего не жмет, не передавливает, не натирает. В этой одежде, я считаю, можно почувствовать себя самой женственной.