Тянет ли Мишель Уильямс на роль Мэрилин Монро и много ли в Наоми Уоттс от Леди Ди? Wday.ru детально изучил женские кинобиографии с точки зрения сходства героинь с актрисами, которые воплотили их образы в кино.
Мишель Уильямс — Мэрилин Монро
Фильм: «7 дней и ночей с Мэрилин», 2011 год.
Режиссер: Саймон Кертис.
Сюжет: основанная на автобиографических книгах Колина Кларка история рассказывает о Мэрилин Монро во время ее пребывания в Англии на съемках фильма «Принц и танцовщица» в 1956 году. Юноша, впоследствии написавший роман с участием легендарной актрисы, работал ассистентом на студии и тщательно документировал каждый день, проведенный с Монро.
Оценки и награды: фильм в целом и его сценарий большинство критиков отметили как слабые и лишенные глубины. Однако игра Мишель Уильямс удостоилась высоких оценок. Актриса была номинирована на «Оскар», правда, не получила его.
Характер: перед Мишель стояла задача — показать другую Монро — не секс-символ, который купается в лучах славы, а трогательную и ранимую женщину, жаждущую любви. Задача, разумеется, непростая, особенно учитывая тот факт, что быть при этом сексуально манящей и сногсшибательно красивой тоже было необходимо. Режиссер показывает нам, что Мэрилин, неизменно лучезарная на публике, в частной жизни страдает от отсутствия любви и уверенности в себе. Тема эта очень тонкая, и, даже изучив массу биографий актрисы, трудно сказать, что же все-таки на самом деле служило причиной ее депрессий, пристрастия к алкоголю и, как следствие, тотальной неорганизованности. В интерпретации Мишель Уильямс Мэрилин получилась по-детски ранимой, наивной и простой. Правда, иногда складывается впечатление, что с наивностью Мишель немного переборщила.
Образ: чтобы стать похожей на Мэрилин внешне, Мишель пришлось поправиться, а гримерам и осветителям — немало потрудиться. С чертами лица актрисы кропотливо работала визажист Дженни Ширкор. Поскольку у Мишель совершенно другой разрез глаз, ей приходилось быть в гриме даже в тех кадрах, где она предстает якобы не накрашенной. Также коррекция черт достигалась благодаря игре света и тени на лице. Немаловажным пунктом стал подбор гардероба. Художник Джейн Тейлор пересмотрела кадры кинохроники и обошла массу винтажных магазинов. Некоторые образы были воспроизведены по фото детально, некоторые стали собирательными. Так, платок и очки, в которых Мишель часто появляется в кадре, Джейн подсмотрела на снимках из медового месяца Монро и Артура Миллера. Платье, в котором Монро прилетает 14 июля 1956 года в Англию, полностью скопировано с архивного фото. В целом гардероб получился очень убедительным.
Наоми Уоттс — принцесса Уэльская Диана
Фильм: «Диана: история любви», 2013 год.
Режиссер: Оливер Хиршбигель.
Сюжет: история последних лет жизни принцессы Уэльской Дианы, поданная через призму ее внутренних переживаний и личной жизни. Фильм приоткрывает нам завесу тайны, делая предположения о том, что чувствовала, кого любила и от чего страдала Леди Ди, которую обожали миллионы. В основе сюжета лежит роман принцессы с хирургом Хаснатом Ханом, факт наличия которого официального подтверждения не имеет. Однако создатели картины решились рассказать эту историю, а также выдвинуть свою версию гибели принцессы, основываясь на воспоминаниях близких к Диане людей и многочисленных биографических материалах.
Оценки и награды: большинство критиков сошлись в негативных оценках фильма, отмечая в том числе неубедительную игру оскароносной Наоми Уоттс.
Характер: по словам Наоми Уоттс, получив предложение сыграть Диану, она очень сильно растерялась, ведь изобразить Леди Ди — это не только надеть похожие платья и сделать стрижку… Актрисе пришлось много работать над образом, копируя из многочисленных кадров кинохроники манеру держаться, разговаривать и очаровывать. При этом сложность состояла в том, что Наоми нужно было показать не ту Диану, которую все видели в рамках светских выходов. Ей нужно было понять, как она реагировала на боль, обиду, несправедливость судьбы. Несмотря на негативные оценки критиков, люди, близко знавшие принцессу, отметили, что созданный актрисой характер оказался очень близким к реальной Диане.
Образ: начав вживаться в роль Дианы, Наоми прежде всего сконцентрировалась на работе с голосом, ведь известно, что у Дианы он был совершенно особенный — приятный и простой, но при этом благородный и величественный. Также актрисе пришлось буквально сломать свою личную мимику, чтобы перенять у своей героини манеру разговаривать и держаться. Что касается внешнего сходства, здесь также возникло немало сложностей. Режиссер, заявивший актрисе, что не хочет создавать клон Дианы, все же рассчитывал получить нечто близкое по образу и стилю. Наоми пришлось поменять форму бровей и использовать специальную накладку на перегородку носа, который у нее ну совсем не похож на нос Дианы.
К гардеробу же режиссер отнесся очень щепетильно. Поскольку вся жизнь принцессы тщательно задокументирована, было принято решение воспроизвести стиль, позволяя себе лишь небольшие современные нюансы. Платья для светских выходов были скопированы с оригинальных и заказаны тем модным домам, которые их изначально создавали.
Николь Кидман — Грейс Келли
Фильм: «Принцесса Монако», 2013 год.
Режиссер: Оливье Даан.
Сюжет: как жила голливудская звезда Грейс Келли после того, как приняла предложение руки и сердца от князя Монако Ренье III? Свои фантазии на эту тему воплотили на экране создатели картины, подчеркивая, что вовсе не претендуют на создание достоверной биографии. Они решили смоделировать ситуацию, в которой перед Грейс встала дилемма — принять предложение сняться в новом фильме Альфреда Хичкока или остаться с мужем и помочь ему разобраться в политическом кризисе.
Оценки и награды: на Каннском фестивале фильм был буквально освистан критиками. Не спасла его даже игра Николь Кидман, которую отметили как блистательную. Королевская семья Монако, в свою очередь, фильм также не одобрила, заявив, что созданные образы далеки от достоверности.
Характер: Николь Кидман отлично справилась с задачей воплотить царственный образ, однако говорить о том, насколько близок к реалиям характер сыгранной ею героини, сложно. Режиссер показал нам Келли, которая, став принцессой, столкнулась с кризисом личности и мучилась выбором — возврат в кино или семья. Также вовсе не идеальными показаны ее отношения с царственным супругом. При этом королевская семья заявила, что фильм создал совершенно неверный образ Грейс и Ренье. Князь Альбер II выразил опасения, что отца воспримут как «несправедливого правителя, который контролирует свою жену». Поэтому, говоря об игре Кидман, нужно отметить, что она неплохо воплотила задумку режиссера. Но была ли эта задумка хороша?
Образ: к цитированию стиля и визажисты, и художники по костюмам подошли очень вдумчиво. Главный стилист фильма Керри Уорн признался, что он вдохновлялся работами личного парикмахера Келли — Александра де Пари. В фильме мы видим укладки, характерные для образа Келли 1962 года, когда она часто стала появляться с высокими прическами, которыми не увлекалась в голливудский период жизни. Художнику Жижи Лепаж режиссер позволил миксовать винтажные вещи современными репликами. Наряды для Кидман создали такие дома, как Dior, Chanel и конечно же Hermes, предоставивший свою знаменитую сумку Kelli.
Кстати, шляпки сделал для картины Александр Баре — сын личной модистки Грейс Келли Джин Баре, а очки — Филиппин Пинтон, внучка личного дизайнера оптики Грейс Келли Франсуа Пинтона. Украшения созданы маркой Cartier, которая предварительно получила у королевской семьи разрешение сделать копии оригинальных драгоценностей Грейс Келли. В общем, если в фильме и есть на что посмотреть, так это на визуальное воплощение образа легендарной блондинки.
Сальма Хайек — Фрида Кало
Фильм: «Фрида», 2002 год.
Режиссер: Джули Тэймор.
Сюжет: прикованная к постели мексиканская художница Фрида Кало вспоминает историю своей непростой жизни, в которой было много творчества, любви и боли. Детская болезнь, страшная автокатастрофа и всепоглощающая любовь. Это наложило тяжелый отпечаток на ее судьбу, но так и не смогло сломить.
Оценки и награды: в прокате фильм окупился и вызвал положительную реакцию американских критиков. Племянница Фриды Кало в знак признательности за достоверное создание образа подарила Сальме Хайек ожерелье, которое принадлежало тете. Фильм получил два «Оскара» – за грим и музыку.
Характер и судьба: Сальма Хайек смогла быть весьма убедительной в роли страстной мексиканской художницы, на долю которой выпало немало испытаний. Возможно, натура вышла немного идеализированная, но это уже скорее задумка режиссера, а вовсе не актерский промах. Фрида была по натуре бунтовщицей, очень любила привлекать к себе внимание и эпатировать. По оценкам психологов, ее страсть к изображению себя на полотнах (из 143 написанных ею картин 55 — автопортреты) говорила об изрядной доле нарциссизма в характере. Фрида в исполнении Сальмы выглядит несколько мягче, в ней гораздо больше женственности.
Образ: благодаря латиноамериканским корням Сальма Хайек, разумеется, внешне смахивает на Фриду Кало, если бы не одно но… Чего уж греха таить, красавицей в классическом понимании Фрида не была, обладая по-мужски грубоватыми чертами лица. Сальма же, как ни рисуй ей сросшиеся брови, отличается миловидностью. Разумеется, гримерам нужно было постараться. Во внешности актрисы пришлось подчеркнуть все те нюансы, которые она обычно скрывает: широковатое лицо и скулы. Макияж и стиль одежды Фриды был срисован с ее снимков и портретов, коих сохранилось немало. Художница по костюмам Джулия Вайс призналась: «Фрида сделала за меня всю работу, детально выстроив и задокументировав свой стиль». Кало много экспериментировала с образом. Долгое время она придерживалась мужского стиля в одежде, но после свадьбы стала более женственной. За национальные костюмы, в которых мы чаще всего видим Фриду на фото, ратовал ее супруг Диего Ривера, считавший, что мексиканские женщины не должны перенимать американские буржуазные привычки.
Одри Тоту — Коко Шанель
Фильм: «Коко до Шанель», 2009 год.
Режиссер: Анн Фонтен.
Сюжет: с чего же начиналась история легендарной Коко Шанель, через какие тернии ей пришлось прорваться, чтобы дотянуться до звезд? Именно об этом рассказывает байопик, посвященный ранним годам жизни великой женщины.
Оценки и награды: картина получила много премий; в том числе «Оскара» за лучший дизайн костюмов удостоилась Катрин Летерье.
Характер: взяв на роль великой француженки другую известную ее соотечественницу, создатели картины не прогадали, ведь Тоту смогла передать все бунтарство, новаторство и дерзость натуры Шанель, не теряя при этом присущего ей шарма. Трудно судить, что больше помогло Одри — тот факт, что она в чем-то похожа на Великую Мадемуазель или кропотливая работа над образом. В любом случае у Тоту получилось убедить всех, что вот примерно такой и могла быть в юности будущая легенда мира моды.
Образ: молодая Шанель не так часто встречается в фотохронике, поэтому у художников по костюмам, по сути, были развязаны руки. Было необходимо соблюсти визуальные реалии времени и добавить немного бунтарства а-ля Шанель. Период прихода Шанель в моду — это революционный этап, когда женщины освобождаются от пышных платьев и сковывающих движения корсетов. Проводником этой революции становится молодая бунтарка Шанель. В фильме фигурируют все модные изобретения Коко Шанель — она эпатирует публику, облачаясь в мужской костюм, создает свое легендарное маленькое черное платье и в последних сценах появляется в не менее известном твидовом костюме.
Марион Котийяр — Эдит Пиаф
Фильм: «Жизнь в розовом цвете», 2007 год.
Режиссер: Оливье Даан.
Сюжет: вся жизнь великой французской певицы Эдит Пиаф, от детства, проведенного в ужасной нужде, до смерти в статусе легенды, проносится перед нашими глазами. Зрителю показывают самые значимые события судьбы звезды, объясняя, как героиня преодолевала постоянные ее удары.
Оценки и награды: критики положительно отозвались об этой кинобиографии, а исполнительница главной роли Марион Котийяр получила «Оскара». Также статуэтка досталась гримерам.
Характер: тот факт, что Марион Котийяр получила «Оскара» за исполнение роли Эдит Пиаф, говорит о многом. Полная надрыва, боли и страданий жизнь великой французской певицы не оставила ей шанса. Если уж играть такую роль, то во всю силу актерских способностей. Марион удалось проникнуть в суть своего персонажа, став одновременно сильной и слабой, избитой судьбой, но не сломленной.
Образ: художники по гриму сделали из такой непохожей на Эдит Пиаф актрисы буквально точную ее копию. Тонкие ниточки бровей, высокая линия роста волос, бледная кожа и алые губы — все это было детально воспроизведено по архивным снимкам Пиаф. За эту работу художников по гриму удостоили «Оскара». За костюмы фильм статуэтки не получил, хотя также был номинирован в этой категории. Для сценических образов художники по костюмам создали исключительно черные платья, которым Эдит никогда не изменяла. Она говорила: «Черное элегантно, темнота заставляет работать воображение». Однако не меньше, чем грим и костюмы, для создания образа сделала сама актриса, которая смогла перенять мимику и жесты Пиаф.
Линдси Лохан — Элизабет Тейлор
Фильм: «Лиз и Дик», 2012 год.
Режиссер: Ллойд Крамер.
Сюжет: страстные, запутанные и все время находящиеся на грани разрыва отношения кинозвезд 60-х Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона развиваются на наших глазах после того, как в 1961 году на съемках фильма «Клеопатра» они проникаются друг к другу всепоглощающим чувством. Фильм рассказывает о различных этапах жизни пары, пытаясь раскрыть характеры героев и причины, по которым влюбленные друг в друга люди так и не смогли быть вместе до конца.
Оценки и награды: был негативно принят критиками, в частности из-за слабой игры исполнительницы главной роли — Линдси Лохан. Также были отмечены слабая режиссура и сценарий.
Характер: Линдси Лохан удалось показать взбалмошность как одну из черт характера Элизабет, но на этом проникновение в образ, к сожалению, закончилось. Остановив свой выбор на Лохан, продюсеры картины объяснили свое решение тем, что хотели заполучить актрису с похожим бунтарским характером. Однако они не учли того факта, что Элизабет Тейлор — это не только хулиганство и яркая внешность, поэтому для создания ее образа будет недостаточно густо накрашенных ресниц и порывистых движений. Она была настоящей дивой, обладающей шармом, элегантностью и загадкой, которая манила мужчин. Лохан же показала лишь верхушку айсберга, глубина характера осталась под толщей листов сценария. Хотя, если верить критикам, последний тоже слабоват.
Образ: взяв на роль жгучей брюнетки рыжеволосую красавицу, создатели кино рассчитывали решить проблему при помощи богатого грима, однако проблема осталась. При том что Линдси нельзя назвать уродиной, ее красота имеет совершенно иное качество, нежели красота Тейлор. Она такая простушка из соседнего двора, в которой нет утонченности, элегантности и шика, которые были присущи Элизабет. Глядя на нее в образе Тейлор, ловишь себя на впечатлении, что маленькая девочка залезла в мамин шкаф и нацепила все ее лучшие вещи. Не спасает даже то, что в принципе художники по костюмам потрудились неплохо, составив довольно достоверный гардероб, сделав копии самых известных платьев актрисы и ее знаменитых украшений.
Также смешно смотрится, как в кадре постоянно меняются формы и пропорции актрисы. В некоторых сценах мы наблюдаем шикарный бюст а-ля Тейлор, а иногда вдруг на экран возвращаются более скромные прелести Лохан. При этом костюмеры часто забывают и о главном достоинстве дивы — ее тонкой талии.
Андреа Райзборо — Уоллис Симпсон
Фильм: «МЫ: верим в любовь», 2011 год.
Режиссер: Мадонна.
Сюжет: Мадонна решила рассказать нам самую известную историю любви XX века — американки Уоллис Симпсон и отрекшегося ради нее от британского престола короля Эдуарда VIII. В прочтении режиссера это вовсе не сказка об идеальных отношениях. Мадонна показала историю со стороны Уоллис, ведь принято считать, что жертву в этих отношениях принес только Эдуард. А каково было женщине восстать против общественного мнения и нести всю жизнь бремя его отречения ради нее?
Оценки и награды: критики разнесли фильм в пух и прах, назвав его непродуманным и излишне наивным.
Характер: Уоллис Симпсон была дважды разведенной американкой. Второй ее развод произошел именно потому, что женщина вступила в связь с королем Эдуардом VIII. Чтобы остаться с любимой, король отрекся от престола, и, поженившись, герцог и герцогиня Виндзорские всю жизнь прожили во Франции, фактически в изгнании. Была ли эта жизнь сказкой? На этот вопрос и пытается ответить в своей режиссерской работе Мадонна. Однако, уходя в дебри рассуждений о судьбе герцогини, она как-то забывает прописать персонаж настолько, чтобы мы поверили в то, что эта женщина могла кому-то вскружить голову. По описаниям современников, Уоллис, которая никогда не была красоткой, обладала природным магнетизмом, харизмой, прекрасным чувством юмора. В фильме же эта харизма проиллюстрирована разве что парочкой саркастических фраз.
Образ: за костюмы в фильме отвечала личный стилист Мадонны Арианн Филлипс. Уоллис Симпсон была настоящей иконой стиля 1930-х годов. Чтобы воссоздать ее гардероб, Мадонна обратилась к ведущим модным домам — Dior, Prada, Schiaparelli, Issa и Dunhill. Свадебное платье герцогини скопировали с оригинала, найденного в нью-йоркском музее «Метрополитен». За копиями украшений стилист обратилась к Cartier и Van Cleef. При создании драгоценностей вместо сапфиров и бриллиантов использовались кристаллы. На каждый комплект у мастеров уходило больше месяца, а после съемок все это великолепие пришлось уничтожить, ведь наличие подделок снижает стоимость оригинала.
На съемках были задействованы и оригинальные украшения из архивов Сartier. С ними Мадонне пришлось понервничать, ведь к ювелирным шедеврам была приставлена охрана, которая сопровождала их при перемещениях съемочной команды. Так что легких путей для воссоздания образа Уоллис Симпсон Мадонна не искала. За костюмы и образ можно поставить твердую пятерку.
Мерил Стрип — Маргарет Тэтчер
Фильм: «Железная леди», 2011 год.
Режиссер: Филлида Ллойд.
Сюжет: в наши дни мы видим пожилую Маргарет Тэтчер, которая страдает старческим слабоумием. Она все время видит своего умершего мужа, и ее преследуют навязчивые воспоминания. По этим обрывкам памяти мы и узнаем об этапах становления Железной леди.
Оценки и награды: фильм получил два «Оскара» — Мерил Стрип за лучшую женскую роль, а Мэрис Лэнгэн — за лучший грим. Однако британцы остались недовольны воплощением образа Маргарет Тэтчер. Многие из ее бывших коллег были возмущены тем, что фильм рассказывает о старческой немощи, лишь вскользь касаясь блестящей политической карьеры.
Характер: Мерил Стрип должна была сыграть не политика, а человека, который страдает, и женщину, которая любит. Выбор актрисы на эту роль Ллойд объяснила легко. «Всегда лучше на роль идола взять другого идола», — сказала она. И кажется, что Мерил действительно чувствует себя в этой шкуре как в своей тарелке. «Оскар» за лучшую женскую роль — лучшее тому подтверждение. Насколько исторично переданы черты характера Маргарет Тэтчер, трудно судить, поскольку вокруг ее персоны сформировалось множество клише. Однако создатели кино утверждают, что их полет фантазии на тему натуры Маргарет Тэтчер основан на многочисленных беседах с людьми, которые в течение многих лет входили в ее ближайшее окружение, а также мемуарах дочери, Кэрол Тэтчер. При этом после выхода фильма на экраны бывшие коллеги Тэтчер заявили, что если бы Маргарет обладала таким характером, каким его показала Мерил Стрип, она бы в своем кресле и года не протянула.
Образ: как ни крути, услышав имя Маргарет Тэтчер, в памяти сразу воспроизводишь вовсе не вехи ее политической карьеры, а детально выверенный с точки зрения стиля образ, который стал идеалом для женщин-политиков. В фильме гардеробные пристрастия Железной леди были воссозданы довольно достоверно. Строгие лаконичные костюмы, блузки с бантом, идеальная прическа, неизменный жемчуг и, конечно, броши. Известно, что Тэтчер была их страстной поклонницей. Именно благодаря ей в политических кругах среди женщин началась настоящая мода на этот аксессуар. Однако известно, что Маргарет носила их на левом плече или лацкане жакета. В экранном же ее воплощении брошь перенесена на правую сторону.
Что касается внешнего сходства, за него отвечал художник по гриму Марк Кулье. Он применял для создания пластического грима новейшие разработки, благодаря которым, по словам Мерил Стрип, она почти ничего не ощущала на лице. За эту тонкую работу Кулье получил «Оскара».