Ксения Падерина
Финансы

Журналист, блогер

По данным банкиров, телефонные мошенники ежемесячно крадут у россиян от 3,5 до 5 млрд рублей! Каждый колл-центр среднем зарабатывает $1 млн в месяц.

Причем мастерство мошенников с каждым днем становится все круче: они постоянно придумываются новые способы, как развести доверчивых граждан. Ниже пять самых распространенных схем.

Развод через микрокредиты

Выглядит это так: вам на карточку вдруг падает приличная сумма. Имя отправителя неизвестно. В переводе нет никаких реквизитов, так что обратно деньги отправить не получается.

Через неделю (или спустя несколько дней) раздается звонок из другого города: «Вы взяли микрокредит и теперь должны вернуть займ! А кроме этого проценты». Выясняется, что каждые сутки стоят денег — почти 3% от стоимости займа. Понятно, что денег вы не просили, но никто этого слушать не хочет.

А спустя время еще и подключаются коллекторы, которым якобы продали долг. И они начинают профессионально трепать нервы. Полиция заявление не принимает, ведь деньги не украли, а наоборот «дали».

схемы телефонных мошенников, звонят мошенники
Фото
Getty Images

Рекомендации:

Если вам пришла непонятная сумма на карточку, ни в коем случае ее не тратьте. Напишите заявление в свой банк об ошибочном платеже.

Когда микрофинансовая организация объявится, потребуйте у ее представителей договор. Наверняка его не будет. Вы же ничего не подписывали? Напишите жалобу в Центральный банк России на эту организацию. Все МФО подчиняются ЦБ и обязаны соблюдать законы.

Мошенничество через «Госуслуги»

Приходит уведомление якобы с портала «Госуслуги» об откреплении от поликлиники из-за технического сбоя. Выглядит все очень убедительно. Людям предлагают заново пройти регистрацию и при этом заплатить пошлину. И вот тут начинается воровство, потому что сайт по ссылке, конечно, не тот. И как только люди вводят свои данные, деньги с их карточки улетают.

Но страшнее другое: мошенники при этом получают доступ к логину и паролю на «Госуслугах», поэтому могут зайти в персональные данные, а затем использовать их — например, оформить кредит или микрозайм.

сообщения, которые могут использовать мошенники
Фото
oatawa / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Рекомендации:

Если вам предлагают перейти на сайт «Госуслуг», убедитесь, что адрес страницы правильный — gosuslugi.ru. За прикрепление к поликлинике не надо платить пошлину. Если же вы все-таки сообщили мошенникам свои данные, срочно смените пароль!

«Накопленный кэшбэк»

Мошенники звонят человеку, представляются сотрудниками банка и говорят, что у него накоплен кэшбэк за покупки. Уже есть большая сумма, которую надо срочно забрать. Ключевые слова тут: много денег, срочно, надо что-то решать. Люди верят!

Далее в разговоре мошенники выманивают данные карты, а затем SMS-код. Благодаря этому они получают доступ к личному кабинету в банке.

Злоумышленники разработали несколько новых схем для обмана граждан.
Фото
Getty Images

Рекомендации:

Ни в коем случае никогда и никому не сообщайте никаких данных и тем более SMS-код. Даже если его просит «сотрудник банка». Даже если обещает много денег.

История про трудоустройство

По легенде, вам звонит «рекрутер» и предлагает устроиться на высокооплачиваемую должность в хорошую компанию. Он не торопится. Обработка «клиента» может длиться несколько дней!

Вам устроят собеседование по телефону, могут даже сделать видеоконференцию. Все это выглядит настолько убедительно, что люди реально верят, что их зовут на хорошую работу. Ну а далее «жертва» сама присылает в «отдел кадров» всю необходимую о себе информацию: паспортные данные, кучу документов, автобиографию и т.д.

В финале от «работодателей» появляется вполне закономерный запрос: «Нужны данные банковской карты для перечисления зарплаты». После того, как вы сообщаете мошенники уводят все деньги со счетов.

собеседование, мошенники, развод, схема
Фото
fizkes / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Рекомендации:

Никому не сообщайте данные карты, даже если речь идет об устройстве на работу.

«Следствие ведут…»

Современная «сказка» мошенников связана с полицией. Якобы задержали преступника, у которого были паспортные данные многих людей. И теперь «вы проходите по делу как свидетель, поэтому нужно срочно защитить свои деньги на вкладах и картах».

Либо мошенники рассказывают, что против вас возбудили уголовное дело от Центрального банка (что очень смешно!) по случаю мошенничества.

Все эти легенды сочиняются для одной цели: выманить данные карт, чтобы затем снять деньги.

Иногда доходит абсурда: люди реально сами идут, снимают свои собственные деньги с вкладов, а потом передают их мошенникам, чтобы те «защитили» их.

схемы телефонных мошенников, звонят мошенники
Фото
Getty Images

Рекомендации:

Если вам звонят из полиции, запишите все данные звонящего и положите трубку. Затем перезвоните в отделение и уточните, работает ли там такой человек. (Скорее всего, нет).

Если вам звонят из службы безопасности банка, сразу кладите трубку, потому что в реальности оттуда никто не звонит.

Если диалог завязался, старайтесь не отвечать «да» и «нет». Потому что преступники записывают ваши ответы, а затем используют их для доступа к вашим данным. (Когда вы реально общаетесь с банковским роботом, он реагирует на ваш голос. А вот запись вашего голоса может вам навредить).