Если раньше мы могли только догадываться о том, как нас обманывают на курсах и марафонах, то сейчас появляется все больше доказательств. YouTube-инфлюенсер Катя Конасова и ее команда провели целое
Марафоны и курсы: 5 популярных схем обмана
1. Блогеры используют одинаковые слова
«Лица разные, а слова одни и те же», — утверждает Катя Конасова и в качестве доказательства приводит нарезки из популярных марафонов. И Елена Блиновская, и Лерчек, и Оксана Самойлова, и Ксения Собчак, и Регина Тодоренко, и Гусейн Гасанов — все они как под копирку говорят стандартные психологические тезисы, лишь слегка перефразируя их. Из всех этих марафонов легко можно собрать один, и никто даже не заметит разницы.
Пример: «Ваша вселенная всегда может выполнить только ваши желания. Когда маска надета на вас, вы сможете надеть ее и на других», — говорит Блиновская. «Вы должны надевать маску сначала на себя и выбирать свои желания», — вторит ей Самойлова.
2. Блогер вообще ничего не пишет
Блогер играет одну роль — «говорящая голова». Все марафоны — от содержания до сценария — для них составляют люди, которых специально для этого нанимают. Поэтому, покупая «эксклюзивный контент» от любимого блогера, на самом деле вы приобретаете кота в мешке.
Звездный «автор» курса просто зачитывает информацию, которую для него подготовили другие люди, причем проверить их экспертность не представляется возможным. Они могут даже не разбираться в вопросе, а просто собирать информацию из открытых источников.
3. Хорошо спланированные прогревы
Каждый уважающий себя блогер устраивает прогрев перед продажей курса. Обычно это какая-то скандальная ситуация. Помните, как Надин Серовски жаловалась подписчикам на испорченные горе-мастером брови и плакала на камеру? Потом она, конечно же, запустила собственное обучение. И к мастеру она не ходила, а просто нарисовала себе брови углем.
Та же история с нашумевшим интервью Собчак с Блиновской: она не просто так унижала главную «фею» марафонов желаний, а использовала этот кейс для продвижения собственного проекта «Метод Собчак». Кругом обман (читайте также: Как нас обманывают: 5 самых популярных схем телефонных мошенников)!
Что интересно, за всеми этими историями стоят одни и те же команды продавцов воздуха: они с нуля пишут блогерам и сценарии прогревов, и выходы в эфир, и даже сами курсы.
4. Перепродажа товаров по одному шаблону
Казалось бы, что может быть проще, чем продавать товары с китайских маркетплейсов? Вот и блогеры так подумали, но пошли дальше — решили научить подписчиков это делать. В рамках подобного курса Айза и Яна Левенцева вместе с продюсерами (одними на двоих) запускали интернет-магазин на США и Европу и учили фолловеров зарабатывать на этом деньги.
Конечно же, по идентичным тезисам и вводным. При этом успех «бизнеса» никто не гарантирует. А сами блогеры в это время уходят от налогов, создавая разные ИП и патенты на образовательную деятельность (читайте также: Самолеты, дома и золотые слитки: на что блогер Лерчек тратила свои миллионы).
5. Подключение стороннего эксперта
Не беда, если блогер не разбирается в теме, которую собирается продвигать. В таком случае на помощь приходит «сторонний эксперт», с которым автор курса начинает активно дружить. А потом они вместе транслируют подготовленный контент.
Их задача — не давать свое видение, а читать составленный кем-то текст. Блогер — лицо и трафик марафона, и это его единственная роль — экспертом он быть не обязан. Поэтому советуем тысячу раз подумать, прежде чем покупать очередной модный курс.