Именно такой, наверное, и представлялась она советскому поэту, сценаристу и режиссеру, невероятно талантливому Геннадию Шпаликову, когда он впервые увидел ее. Инна Гулая была для него настоящей музой, вдохновляющей на высокое творчество, разделяющей с ним и радости, и горести. Красавица с бездонными глазами, в чистой глубине которой мог утонуть целый мир, 9 мая могла бы отпраздновать очередной день своего рождения.
Ей ничего не давалось легко, каждый раз приходилось бороться за свое счастье, хотя она всегда оставалась при этом милой и приветливой, никогда и никому не отказывающей в помощи. Еще с детства она мечтала стать актрисой, а мать, дочь наркома труда Украины, была против этого желания. Она хотела, чтобы дочь обязательно училась в институте иностранных языков. Инна уступила воле матери, а потом жалела об упущенном времени. В институт она не поступила и затем, не мудрствуя лукаво, пошла на завод, выбрав профессии станочницы. Конечно, представить эту красавицу среди вороха железной стружки в грязном цехе нам сейчас невозможно. Но, как любая советская девушка, она исправно выполняла норму под чутким руководством комсомольских вожаков и бежала после работы на курсы в студию при Российском ордена Ленина академическом молодежном театре.
И все же яркая красота девушки, столь необычная для подобной жизни, привлекла к себе внимание работников искусства. И, к великому счастью Инны, исполнилась наконец мечта ее детства: ее пригласили в фильм Василия Ордынского «Тучи над Борском», в котором она сыграла одну из главных ролей. По счастливому стечению обстоятельств она приняла участие в комедии Анатолия Эфроса «Шумный день». Но настоящий творческий триумф Инна Гулая, уже будучи студенткой театрального института, испытала после выхода на экраны картины Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». По признанию Юрия Никулина, исполнившего одну из главных ролей, он был поражен неземной красотой актрисы, ее обаянием и милой, светлой улыбкой. Теперь у Инны было все: слава, всенародная известность. Вдобавок она встретила свою настоящую любовь в лице Геннадия Шпаликова, написавшего сценарий к знаменитому фильму «Я шагаю по Москве» и уже пробовавшего свои силы в режиссуре. Кстати, у Инны были ранее отношения с Иваном Бортником, в будущем известным актером. Они дружили еще со школьной скамьи и даже подумывали о создании семьи. Но из-за сложного характера Бортника дело до брака не дошло.
Инна Гулая и Геннадий Шпаликов, по мнению близких друзей, были идеальной парой. Они любили друг друга до самозабвения, их чувства походили на некий пожар, сжигающий за собой мосты и отмеченный тенью печали. Они поженились, Инна родила дочь Дашу, к которой Геннадий относился нежно, ласково. На первый взгляд жизнь молодых родителей складывалась удачно. Геннадий Шпаликов снял свой фильм «Долгая счастливая жизнь», где главную роль сыграла Инна Гулая. Картину восприняли холодно, даже более того, признали провальной. Хотя на фестивале авторского кино в Италии фильм получил престижную премию. Впрочем, грозовые тучи над Инной и Геннадием сгустились еще раньше. В день рождения дочери — 19 марта 1963 года — Шпаликов на встрече с высокими руководителями защищал фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича», к которому он написал сценарий. По решению Никиты Хрущева, посчитавшего картину клеветнической, ее не выпустили на экраны. И с этого момента на талантливого сценариста, известного поэта начались гонения. Они, разумеется, коснулись и его жены. Инна Гулая неожиданно почувствовала, как резко сузился круг друзей, и режиссеры словно по команде уже не приглашали ее на съемки.
Геннадий Шпаликов сломался, запил, и семейная жизнь, еще вчера походившая на рай в шалаше, дала трещину. Инна подала на развод, не выдержав этой тяжелой, выматывающей силы обстановки. Через два года Геннадий покончил с собой на даче в Переделкине. На Инну обрушился град обвинений как со стороны друзей Шпаликова, так и со стороны его родных. Мол, именно она загубила жизнь поэта, не помогла бывшему мужу в трудную минуту. Бедная женщина не могла противостоять этим несправедливым упрекам: никто не считался с ее душевными страданиями. Ведь она всегда любила Геннадия Шпаликова и не раз пыталась вызволить его из беды. Просто он сам уже не хотел вернуться к прежней жизни, не нашел в себе сил бороться с трудностями. Смерть любимого человека тяжело отразилась на Инне. Она также пристрастилась к спиртному, пытаясь заглушить душевную боль. Мир отечественного кино уже давно отвернулся от нее. Лишь режиссеры Вапсилий Ордынский и Михаил Швейцер, помня о ее таланте, красоте, пытались помочь ей. По инерции, снявшись в нескольких фильмах, Инна Гулая оставила творческую карьеру. Она замкнулась в себе, отгородилась от внешнего мира, и утешение находила в алкоголе. Одиночество, вечное чувство вины за смерть мужа однажды привели ее к самоубийству. 26 мая 1990 года Инна Гулая ушла из жизни, которая ей поначалу казалась сказочной и счастливой.