«Гостья из будущего»: неизвестные факты
Фото
кадр из фильма «Гостья из будущего»

Режиссер не хотел копировать «Звездные войны»

Актрисе Наталье Гусевой эта роль принесла всесоюзную славу. Письма с признаниями в любви приходили ей буквально мешками. Забавно, но факт: во время съемок на актрису мальчики внимания не обращали! Об этом, а также о других интересных моментах, которые происходили за кадром, рассказывает главный оператор фильма Сергей Онуфриев.

На съемочной площадке мальчишки Наташей как-то не интересовались. Помню, что Алеша Фомкин (Коля) дружил с девочкой, которая играла Лену, они частенько общались. А других альянсов я как-то не замечал. Никто из детей не хулиганил. Бывало, спорили, шумели, толкались. Прикрикнешь на них, затихнут, а через полчаса опять. Съемки – это же скучно, сидишь два часа, ждешь своего выхода. Потом они привыкли. Но чтобы не перегружать детей, им назначили короткий съемочный день – с 10 утра до 3 дня примерно.

А долго искали главных героев на роль?

Около полугода. Вера Линд, ассистент по актерам, ходила по школам. Фотографии кандидатов приносила Павлу Арсенову (режиссер. – Прим. «Антенны»), и тех, кто ему нравился, уже приводили. Он с ними беседовал, потом снимались кинопробы. С Алисой он определился сразу, как только увидел фото Наташи Гусевой. Были сомнения по ее поводу, но он интуитивно решил: она!

Когда вы 30 лет назад снимали кино про будущее, на что ориентировались? Смотрели западную фантастику?

Конечно, старались смотреть, но тогда это было очень сложно. Все запрещалось, пленки хранились в Белых Столбах под Москвой (там находился архив кинодокументов. – Прим. «Антенны»), и чтобы один фильм посмотреть, надо было на целый день ехать. В этом смысле мы ленились. Хотя тогда уже вышли первые «Звездные войны». Но Арсенов был категорически против заимствований из западных картин. И был прав: технологически мы бы это не воспроизвели. В похожем смысле, конечно, очень удачный пример космоса – «Кин-дза-дза», где вместо сверкающих лайнеров – ржавые бочки. Мы, к сожалению, такого интересного хода не придумали. Но изобрели что-то свое.Очень много придумала наш художник-постановщик Оля Кравченя. Например, дизайн флипов – машин, которые летают. Их по Олиным эскизам делали в Прибалтике на предприятии, которое производило планеры. Вот флипы изготовили, доставили в Москву. Как их на съемку везти? Бортовой грузовик! А с бортового грузовика разгружали, просто сталкивая на землю. И сразу же два было поломано: стекло треснуло, разлетелось. Так что в первый же день флипов у нас осталось три.

А как снимали полеты флипов над Москвой?

С помощью комбинированных съемок. Слава Ребров, художник, изготовил в цехе маленькие копии разных размеров, начиная от 10 сантиметров в высоту. Их подвешивали на тоненьких проволочках, краном поднимали и по небу вели.

Первые декорации КосмоЗоо смыло в Гаграх

1/2
Фото:
из личного архива

Работа над картиной шла около двух лет?

Больше, почти три года. Так сложилась ситуация. Закончилось лето, а мы не успели что-то доснять и поехали ловить уходящую натуру в Гагры. Там снимался целиком эпизод стадиона. И еще в Гаграх построили декорацию «КосмоЗоо» (вымышленное научно-исследовательское учреждение. – Прим «Антенны»). Но наступил ноябрь, налетел ветер, пошел дождь. Вместо зеленой травы – грязь по колено, и декорацию сдуло. Мы все это бросили и уехали в Москву. И следующим летом КосмоЗоо снимали в районе Ботанического сада.

А в Гагры больше не возвращались?

Нет. Самое смешное, что в Гагры из Москвы привозили дрессированного козла. Того самого, что в картине говорил. Вез его директор фильма Георгий Остерович Федянин. Причем с козлом в купе не пускали, и они ехали чуть ли не в товарном вагоне. Директор проклинал все! А в результате его не снимали и назад увезли. Козел этот, помню, любил папиросы «Беломорканал», он просто пачками их ел! Чтобы его заставить куда-то побежать, дрессировщик давал ему понюхать эти папиросы, а чуть отходил, козел бежал за ними.

Когда вы снимали, вряд ли думали о том, что картина так надолго полюбится зрителям. И все-таки помните момент, когда поняли, что это успех?

Когда был закончен фильм, на просмотр приезжали начальники с телевидения. Помню, как одной женщине «Гостья из будущего» активно не понравилась. Она все раскритиковала. Но потом, через год, когда картину показали, на студию стали поступать письма. Мешками! Арсенов сидел в кабинете, окруженный завалами. Это производило впечатление. Адрес назначения писали по-разному. Например: «Москва. Гостье из будущего». Но все доходили!

Признайтесь, сейчас, когда попадаете на фильм по телевизору, смотрите?

Сейчас уже нет. Сколько можно! А внучка, ей восемь лет, всегда смотрит с большим удовольствием.

Вырезанные эпизоды: что мы не увидели в кино

«Гостья из будущего»: неизвестные факты
Фото
кадр из фильма «Гостья из будущего»

В сценарии фильма были сцены и герои, которые в итоге не попалив картину по разным причинам. Например предполагалось, что в КосмоЗоо будут показаны экзотические животные: «Справа Коля видит поляну. На поляне гуляют три коровы. Самые, казалось бы, обыкновенные. Но если смотреть сбоку – только две ноги. Коля глядит на этикетку. «Склисс обыкновенный, – написано на ней. – Водится в окрестностях Паталипутры. Не кормить, не дразнить». Холодные глаза большой змеи глядят в упор, на Колю. Коля пытается взглядом проследить, где она кончается. Но змея, оказывается, не кончается. Она тянется бесконечно по стволу, по земле, и ее хвост исчезает в домике, где она живет. Коля видит, как из земли на глазах появился зеленый росток, который начал выпускать листья и в течение считаных секунд превратился в куст с бутонами. Бутоны начали раскрываться, и тут же вместо цветов в них появились блестящие елочные шары. Внимание Коли привлекает аквариум. В нем оранжевый шар. Неподвижный. Вокруг веточки, цветы. Написано коротко: «Шар оранжевый». Внизу маленькими буквами: «Холодные болота Анкудины». «Ну и что?» – спрашивает Коля вслух. И вдруг шар медленно открывает глаз. Но показать чудо-зверей на экране не получилось из-за ограниченного бюджета картины.

А еще в каждой серии должен был появляться герой, который не участвовал в развитии сюжета, – фокусник. Он показывал трюки с картами, на которых были изображены герои, доставал из цилиндра букет и дарил его Полине (в сценарии ее звали Лукреция), а в сцене прощания ребят с Алисой утирал им слезы платком. Но потом эту роль сократили.

«Гостья из будущего»: неизвестные факты
Фото
кадр из фильма «Гостья из будущего»

В сцене похищения миелофона космические пираты сталкивали Алису в пруд (кстати, опыт она проводила не на крокодиле, как в фильме, а на дельфине, который потом выталкивал ее на поверхность воды). Снимать эпизод не стали: вода оказалась слишком холодной, и была опасность, что Наташа Гусева (исполнительница роли Алисы) простудится.

В фильме нам так и не удается услышать стихи робота Вертера. В сценарии они были: «Что за жизнь у робота! Хлопоты, хлопоты... Если все ты сделал даже, кто тебе спасибо скажет?..»

В фильме, когда девочки сбегают домой из больницы, Юлина бабушка первым делом, чтобы они не простудились, отправляет их в ванную. Уже на площадке родилась идея снять купание Алисы и Юли в ванне с пеной. «Мы с Марьяной (Ионесян, исполнительница роли Юли. – Прим. «Антенны») краснели, представляя себя в этой ванне, – вспоминает Наталья Гусева. – Но то ли ванна была слишком большая, то ли пены не нашли… Бог миловал, сцену снимать не стали».

Еще пять удаленных сцен

«Гостья из будущего»: неизвестные факты
Фото
кадр из фильма «Гостья из будущего»

В сценарии был эпизод, в котором Коля, чтобы уйти от преследования пиратов, предлагал им попробовать вишневое мороженое. Злодеям оно так понравилось, что они не могли остановиться, и где-то на пятидесятой порции мальчику удавалось сбежать.

В фильме Алиса поражает учителей и одноклассников знанием языков и «прыгучестью». В сценарии было еще несколько эпизодов, в которых она демонстрировала необычные для девочки ее возраста способности. Например, играла в волейбол: «Алиса подпрыгнула так высоко, словно у нее в тапочках были пружины. Рука ее поднялась, чуть коснулась мяча. Мяч под острым углом врезался в площадку и рикошетом отлетел к дальней стенке. Это было так неожиданно, что никто не успел ничего сообразить». Или поражала учительницу математики сложным доказательством.

У сцены, в которой Алиса прыгает через забор, предполагалось продолжение (в сценарии его не было): вслед за девочкой прыгала тренер Марта Скрыль. «Эту роль играла Наталья Варлей, но прыгала дублерша, – рассказывает ассистент по монтажу Нина Мальтина. – Но потом от этих кадров отказались, уже не помню почему. То ли на сдаче фильма нам сказали: «Не делайте из нее инопланетянку!», то ли действительно сначала хотели показать, что Марта тоже из будущего, а потом передумали».

«Гостья из будущего»: неизвестные факты
Фото
кадр из фильма «Гостья из будущего»

В сценарии, когда в класс приходили пираты, Алиса сбегала таким образом: «За окном растет большой дуб. Ветви не достают двух метров до окна. Вдруг Алиса прыгает вперед, на лету хватается за толстый сук, качается на нем, перелетает на следующий и оттуда, как кошка, – на землю». Трюк был слишком сложным, и снимать его не стали.

Последним кадром планировался вид города будущего (этого тоже не было в сценарии). «Мы долго думали, какая тогда будет архитектура, – вспоминает художник комбинированных съемок Вячеслав Ребров. – Ходили по выставкам, читали журналы, изучали, что делалось на Западе по этому вопросу. Решили, что, раз картина детская, путь будет уклон в биологию. На эскизах были природные формы, чуть ли не грибы. Тогда действительно активно развивалось научное направление – бионика. И, кстати, потолок в космопорте я сделал в виде пчелиных сот, это видно в кадре. Но потом режиссер передумал показывать город будущего».

Миелофон звонит музыкой Чайковского

«Гостья из будущего»: неизвестные факты
Фото
кадр из фильма «Гостья из будущего»

Над прибором, позволяющим читать мысли (из-за его похищения и разыгрался весь сыр-бор), создателям пришлось помучиться. В повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед», по которой снято кино, не было его подробного описания, сказано только, что это небольшой аппарат с наушниками. Художники предлагали разные варианты, но в итоге остановились на кристалле. Ходили слухи, что в роли миелофона снимался уральский сувенир (необработанный кварц в подарочном футляре), который кто-то случайно увидел в магазине.

На самом деле миелофон изготовили специально для съемок. Прообразом стали призмы, что применяются в производстве фотоаппаратов. Дизайнер, создававшая для картины модели летательных аппаратов и пультов, работала на оптико-механическом заводе и как-то принесла на площадку призмы, которые использовались в производстве. Режиссеру эта идея понравилась, и из них был склеен сложный по форме кристалл.

В момент работы миелофон переливается разными цветами и издает мелодичный звук.

«Однажды я прокручивал на проигрывателе Первый концерт Чайковского на большой скорости, – рассказывает звукооператор Леонид Вейтков. – Звук показался мне интересным. Я его записал и дал послушать Паше Арсенову. Мы решили, что так должен звучать миелофон».

После съемок чудо-прибор остался у режиссера. Сейчас он хранится у его вдовы Елены Арсеновой.

«Миелофон живет в доме, и я никому его не отдам, – говорит она. – У меня просили его на время для телевидения, даже расписку предлагали написать с обещанием вернуть, но я всегда отказывалась. Он мне очень дорог».

Прекрасное далеко от дедушки Ленина

Песня, звучащая во время финальных титров, стала очень популярной.

«Когда я писал текст, учитывал два момента, – рассказывает поэт Юрий Энтин. – Во-первых, что режиссер Павел Арсенов любил философию. Во-вторых, что мой соавтор композитор Евгений Крылатов хорошо чувствует лирику, а эксцентрику и озорство – не очень. Правда, я все равно их добавил, во фразе «прекрасное далеко». Писал стихи и почему-то был уверен, что ее придумал Ленин, он ведь писал письма «из прекрасного далека», когда был в эмиграции в Швейцарии. Хотя потом, когда я изучал цитаты Владимира Ильича, не нашел там такого словосочетания, были просто письма «из далека».

Сначала «Прекрасное далеко» записала девочка из Хора им. Попова, ровесница героини. Но режиссера ее исполнение не устроило. Тогда пригласили певицу Татьяну Дасковскую, которой на момент записи было около 40.

После выхода фильма композиция зажила самостоятельной жизнью. Ее часто исполняли на концертах и по радио. При этом одна строчка была заменена на более простую: про голос из прекрасного далека говорится, что «он зовет меня в чудесные края». В фильме фраза звучит так: «…он зовет меня не в райские края». Хотя есть люди, которые уверены, что в этом стихотворении Энтин описал именно рай.

Мода будущего

«Гостья из будущего»: неизвестные факты
Фото
кадр из фильма «Гостья из будущего»

Перед художниками фильма стояла непростая задача – показать, что мы будем носить через сто лет.

«Одежда будущего – чистая фантазия, – говорит художник по костюмам Валентина Олоновская. – Мне очень нравилась актриса, которая играла Полину (Елена Метелкина не была профессиональной артисткой, она работала моделью. – Прим. «Антенны»), у нее интересная фактура. Я придумала платье из крепдешина с юбкой солнце-клеш, которое при движении создавало ощущение полета. Сделала акцент на женственности. Тогда говорили, что в будущем нас ждет универсальная мода, стирающая границы между полами, но мне хотелось подчеркнуть, что этого не произойдет».

Были и совсем уж инопланетные варианты.

Еще один футуристический костюм носит человекоподобный робот Вертер. Создатели картины отрицают, что вдохновлялись фильмами на тему будущего, но внимательные зрители выяснили, что облик Вертера практически копирует то, как выглядят андроиды в итальянском боевике «Война роботов» 1978 года. И даже прическа один в один!

«Гостья из будущего»: неизвестные факты
«Война роботов»
Фото
кадр из фильма «Гостья из будущего»

«Костюмеры раздобыли какой-то секретный материал, который разрабатывался для космических полетов, и сшили из него, так сказать, цельнолитой костюм, практически вторую кожу без единой пуговицы или молнии, – рассказывает исполнивший эту роль Евгений Герасимов. – Меня одевали в него утром, а снимали костюм только вечером, иногда через 12 часов съемок. Это создавало некоторые, так сказать, технические проблемы».

Наталья Гусева не стала называть дочь Алисой

«Гостья из будущего»: неизвестные факты
Фото
КП/PhotoXPress

Наталья Гусева (Алиса Селезнева)

Наташа, которой роль девочки из будущего принесла всесоюзную славу, снялась еще в нескольких фильмах, но после школы пошла учиться не на актрису, а на биохимика. В 2009 году Наталья вернулась в кино: в мультфильме «День рождения Алисы» озвучила капитана звездолета, а в сериале «Литейный» сыграла телеведущую – как признается сама, из любопытства.

«Актерская профессия никогда меня не привлекла, я не мечтала о славе, – говорит Наталья. – В детстве хотела стать энтомологом. Я с пяти лет любила наблюдать за насекомыми, собирала, моим идеалом был Паганель (ученый-энтомолог из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». – Прим. «Антенны»). Для того чтобы моя мечта осуществилась, нужно было хорошо учиться, и на все съемки я таскала с собой учебники.

К популярности я не была готова. Я и так была некоммуникабельным ребенком, а после этого общаться стало еще труднее: сталкивалась либо с изначальным недоверием, либо с суперуважением, которое не имело ко мне отношения. А когда мне стали на полном серьезе признаваться в любви мальчики, которые были гораздо старше меня, я и вовсе не знала, как себя вести».

В 1996 году у Натальи родилась дочь Алеся.

«Меня спрашивали: «Не хочешь назвать ее Алисой?» Не хотела. До сих пор, если кто-то произносит это имя, вздрагиваю», – говорит Гусева. Девочка выросла очень похожей на маму, сейчас учится в колледже. В прошлом году на фестивале фантастики «Роскон» Алеся Мурашкевич вручала премию имени Кира Булычева «Алиса», которой награждается лучшее произведение в жанре фантастики для детей и подростков. Организаторы планируют пригласить девушку на фестиваль и в этом году.

Как сложилась судьба других детей из фильма

1/2
Фото:
кадр из фильма

Алексей Фомкин (Коля Герасимов)

В жизни судьба отважного школьника, вступившего в схватку с космическими пиратами, сложилась трагично. После «Гостьи из будущего» Леша продолжил сниматься в кино, из-за чего школу окончил со справкой. Пошел в армию, а вернувшись, работал на стройке маляром, но недолго. Начались проблемы с алкоголем и наркотиками. А потом Алексей решил бежать от прежней жизни и уехал в деревню Безводное Владимирской области, где отдыхал в детстве. Работал мельником, затем женился и переехал к супруге во Владимир. Они прожили вместе три года, Алексей увлекся эзотерикой, писал стихи. А потом случилось несчастье. 23 февраля 1996 года Фомкин с женой отмечали у друзей День Российской армии, и ночью случился пожар. Спящий Алексей задохнулся в дыму. Похоронили его под Владимиром.

Марианна Ионесян (Юля Грибкова)

Исполнительница роли подруги Алисы через три года снова появилась на телеэкране в передаче «Что? Где? Когда?», где играла в юношеской команде. В 1993-м, после окончания философского факультета МГУ, эмигрировала в США. Теперь ее зовут Марианна Грей. Занимается консалтингом в области корпоративной стратегии и маркетинга, а также организует в Вашингтоне концерты классических музыкантов из России.

Илья Наумов (Фима Королев)

Мальчик, сыгравший друга Коли Герасимова, сейчас работает в строительной компании.

Что сбылось из предсказанного в кино

«Гостья из будущего»: неизвестные факты
Фото
кадр из фильма «Гостья из будущего»

Автоматы с едой. В будущем Коля видит на улице автоматы, предлагающие пирожные, мороженое и прочие лакомства. Такие автоматы (их называют вендинговыми) стали для нас привычным делом, но с одним отличием: за еду в них приходится платить.

Роботы-музыканты. По сюжету Вертер предлагает Коле пойти на состязание роботов-гитаристов. Электронные музыканты уже созданы. Они играют на различных инструментах – от скрипки до ударных. А в Германии даже создана робогруппа Compressorhead, которая с успехом гастролирует, исполняя классику рока (у ее гитариста целых 78 «пальцев»!). Соревнования электронных музыкантов, похоже, не за горами.

Что пока не сбылось, но уже вот-вот

«Гостья из будущего»: неизвестные факты
Фото
кадр из фильма «Гостья из будущего»

Летающие автомобили. По фильму в будущем люди передвигаются на флипах – шарообразных летательных аппаратах, рассчитанных на одного человека. Им легко управляет даже маленькая девочка. Разработки транспортного средства, объединяющего в себе самолет и автомобиль, начались еще в 1940-х годах, сейчас существует несколько десятков проектов таких машин. Некоторые успешно прошли испытания. По прогнозам, в будущем нас ждет серийное производство.

Гравитационный двигатель. В сцене, когда Коля Садовский поражает Алису знаниями о будущем, она спрашивает: «А какой двигатель на твоем корабле?» «Гравитационный», – отвечает тот. Это двигатель, преобразующий гравитационную энергию в механическую. За последние десятилетия был выдан ряд патентов на подобные двигатели. Ученые считают, что он будет внедрен в космонавтику до конца XXI века.

Расшифровка языка дельфинов. Как рассказывает Алиса, на Черном море она составляла словарь дельфинов. С момента создания фильма ученые продвинулись в изучении их языка. Они установили, что эти животные с помощью звука передают друг другу объемные изображения (как при ультразвуковой диагностике). Было даже создано устройство, позволяющее получить изображение этих картинок, но попытки расшифровать их пока безуспешны.