— Моя поездка в ашрам стала закономерным продолжением духовного пути, покоторому я иду уже 11 лет. Именно тогда, в период активных поисков, я попала к своему нынешнему наставнику, потомственному брахману Шри Пракашу Джи, который уже длительное время живет в России. Периодически учитель предлагает желающим отправиться в поездку в индийский ашрам в штате Уттар-Прадеш для того, чтобы углубить свою практику, и когда несколько лет назад мне выпала такая возможность, я с радостью согласилась.

«Ешь, молись, люби» в реальности, или Как я жила в ашраме
Духовный учитель Шри Пракаш Джи, Ришикеш
Фото
личный архив Ирины Исрафиловой

Что собой представляет ашрам в реальности

Ашрам – место для духовного обновления, где можно провести день, неделю, год или даже всю жизнь. Ашрамов в Индии десятки тысяч, все они отличаются друг от друга: где-то в приоритете – медитация и йога, где-то – проповеди конкретного учителя и изучение писаний, а в других главное – молитвенная составляющая. Некоторые ашрамы, ориентированные на состоятельных западных туристов, больше напоминают люксовые отели с бассейнами и частными номерами, но в большинстве условия все же достаточно скромные. Типичный ашрам представляет собой комплекс из нескольких простых зданий, включающий помещения для молитвы и медитации, общие спальни, столовую, небольшой сад.

Наш ашрам представлял собой трехэтажный дом с террасой. Мы расположились на нулевом этаже, где прохладно в жару. Спали мы на индийских раскладушках, здесь же проводили свою практику по медитации. Пищу принимали на открытом воздухе, впитывая солнечные лучи. На территории ашрама есть небольшой сад с цветами, фруктовыми и декоративными деревьями. Здесь же живут три замечательных пса, которые охраняют территорию не только от недоброжелательных посетителей, но и от любопытных воришек – обезьян.

«Ешь, молись, люби» в реальности, или Как я жила в ашраме
Ашрам Шри Пракаш Дхам, Уттар-Прадеш
Фото
личный архив Ирины Исрафиловой

Когда Шри Пракаш Джи приезжает в Индию, ашрам посещают его ученики из числа местных жителей.

Путешествие пришлось на февраль. Днем в это время температура вполне комфортна, но высокая влажность делает свое дело. Поскольку в индийских домах отопление – редкость, вечерами приходилось серьезно утепляться.

Первоначальное впечатление от Индии – настоящий культурный шок. Другое здесь абсолютно все – от языка жестов и манеры поведения до представлений о личном пространстве. Местные очень радушны, а сама страна, ее пейзажи, дворцы и храмы восхищают своей красотой. Но, как, наверное, и всех европейцев, меня поразили нищета и неухоженность многих районов. Как-то во Вриндаване мы спросили учителя: почему в этом городе, несмотря на его известность и славу, столько нищих, больных людей, а также бесхозных животных, спокойно разгуливающих по улицам? Он ответил, что души имеют свойство привязываться к святым местам. В прошлых жизнях многие из них уже рождались здесь. Теперь же они вновь переродились, чтобы отработать свою карму и в следующем воплощении стать ближе к мокше – освобождению.

Распорядок дня

В индийской культуре телесные практики не менее важны, чем молитвы и ритуалы, поэтому после пробуждения с первыми лучами солнца мы выполняли асаны йоги или физические упражнения. Потом наступало время индивидуальной медитации – каждый в свободном режиме выполнял свою личную практику, данную учителем. Этим наш ашрам отличался от многих других, так как чаще всего любые активности, будь то бхаджаны, йога или чтение мантр, совершаются коллективно.

«Ешь, молись, люби» в реальности, или Как я жила в ашраме
Фото
личный архив Ирины Исрафиловой

Затем мы отправлялись на завтрак. О кухне вообще стоит сказать отдельно: наш повар, индийская женщина, готовила нам настоящие кулинарные шедевры – лепешки чапати, чатни, рис, овощи, сладости. Мы очень просили ее добавлять поменьше специй, потому что пряность местной пищи для европейца – испытание. Вся еда, конечно, вегетарианская, но очень сытная. Индийская зима приятно удивила изобилием свежих фруктов и овощей. Кормили вкусно, экзотическими яствами, каждый день все было разное – в общем, окончательно не влюбиться в индийскую кухню было просто невозможно.

После трапезы мы обычно отправлялись в небольшое путешествие-паломничество. Мы посетили исторические места севера страны: овеянный легендами о боге Кришне Вриндаван, своими глазами увидели поклонение священной реке Гангу в Харидваре и, конечно, столицу Дели.

«Ешь, молись, люби» в реальности, или Как я жила в ашраме
Вриндаван
Фото
личный архив Ирины Исрафиловой

О роли практики

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает. Я замечаю, что мое отношение к проблемам, ситуациям, жизни в целом меняется. Практика помогает осознать связь с Богом, почувствовать единство с миром, стать спокойнее и счастливее.

Советовала бы я поездку в ашрам тем, кто ищет свой путь? Определенно. Начинающим этот опыт поможет прикоснуться к множеству разных духовных практик и определиться с подходящей, познакомиться с потенциальным учителем, приобрести друзей, постичь совершенно иную культуру. Продолжающие смогут углубиться в какие-то отдельные аспекты, уделить больше времени внутренней жизни, общению с единомышленниками.

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает

Даже если человек решил поехать в ашрам из простого любопытства или следуя моде, приобретенный опыт окажется для него полезным. Дело в том, что для европейского человека жизнь в ашраме – настоящая встряска. Это касается как довольно аскетичных условий и культурного шока, так и необычности всего происходящего. В такие моменты внутренние ресурсы мобилизуются: ты начинаешь лучше чувствовать себя, открываешь свои истинные потребности, становишься более открытым и милосердным.

«Ешь, молись, люби» в реальности, или Как я жила в ашраме
Фото
личный архив Ирины Исрафиловой

В то же время ашрам не панацея. Нет никакой гарантии, что поездка даст человеку какие-то новые духовные блага; более того, заранее ожидать их и не стоит. Любить Бога и ближнего, следовать своему пути и стремиться делать мир лучше с одинаковым успехом можно как в Дели и Вриндаване, так и в Москве или Петербурге.

Люди склонны судить о каком-либо явлении по человеку, который о нем свидетельствует. Если вы поделитесь со своими близкими, которым вы дороги, собственным опытом духовной жизни, скорее всего, они отнесутся к нему с уважением, даже если сами не разделят ваших убеждений.

К сожалению, часто бывает так, что люди, ударяясь в духовные поиски, становятся несколько неадекватными – начинают усиленно поститься, странно выглядеть и разговаривать, пытаться обратить всех и каждого на путь истины. Это отталкивает. Во всем нужен баланс. Духовный человек – вовсе не тот, кто обмотался тканями, начитался священных писаний и забросил все обязанности. Если вы следуете какой-либо духовности – замечательно, но демонстрировать это лучше своей добротой, открытостью и благими делами.