Название картины — это неотъемлемая ее часть и половина успеха в продвижении. Оно помогает идентифицировать ее и понять, что хотел сказать художник. Но бывает так, что название запутывает зрителей, критиков, искусствоведов, и в ходе жизни работы оно меняется. Вспоминаем известные работы, у которых первоначально было одно название, а потом оно поменялось. Разобраться в тонкостях живописи нам помогла художник-живописец Евгения Лясникова.
«Девочка с персиками»
Например, всем известная работа Валентина Серова «Девочка с персиками», которая известна многим людям и находится в Третьяковской галерее, первоначально была подписана самим автором как «Вера Мамонтова». А на первой выставке она была представлена под названием «Портрет В. М.». Но когда картину увидел художник Игорь Грабарь, он сразу сказал: «Это девочка с персиками!» Так и закрепилось новое название.
Валентин Серов. «Девочка с персиками»
Валентин Серов создал «Девочку с персиками» в усадьбе Абрамцево — имении Саввы Мамонтова, где он часто гостил. На картине изображена дочь мецената — Вера Мамонтова, которой на тот момент было 11 лет, она позировала ему по несколько часов в день. Над полотном Серов работал около двух месяцев: начал летом, а закончил в сентябре. Вера Мамонтова стала моделью не только для Валентина Серова: ее писали на своих полотнах Илья Репин, Михаил Врубель и Виктор Васнецов (читайте также: Ожидание и реальность: как героини известных картин выглядели на самом деле).
«Аленушка»
Работа Виктора Васнецова «Аленушка» 1881 года, которую все связывают со сказкой «О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке», называлась первоначально «Дурочка Аленушка» — так в то время называли сирот или юродивых. Работу над картиной художник начал в 1880 году, а закончил в 1881 году, после чего отправил ее на Передвижную выставку.
Виктор Васнецов. «Алёнушка»
Игорь Грабарь — один из наиболее авторитетных историографов русского искусства и архитектуры, художник-реставратор и педагог, назвал эту работу одной из лучших картин русской школы. Сохранилось несколько этюдов этой работы. Кстати, художник писал в своих воспоминаниях, что черпал вдохновение от Веры Мамонтовой: «Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Аленушку“, но сам образ он все-таки перенял от крестьянской девочки».
«Иван Грозный убивает своего сына»
Зрители не всегда любят длинные названия и иногда со временем они сокращаются. Так и произошло с работой Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», написанной им в период с 1883 по 1885 гг. Первоначальное название картины было «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Илья Репин. «Иван Грозный убивает своего сына»
Смерть царевича Ивана Ивановича в ноябре 1581 года по-прежнему остается одним из спорных вопросов в истории России и одним из факторов надвигавшегося на Россию династического кризиса (читайте также: Почему наследники Ивана Грозного умирали в раннем детстве).
«Грачи прилетели»
Хрестоматийный пейзаж русского художника Алексея Саврасова, созданный в 1871 году, переименовали осенью 1871 года, когда он был показан на выставке Московского общества любителей художеств. Первоначальное название картины «Вот прилетели грачи» заменили на «Грачи прилетели!» (с восклицательным знаком), а позже убрали и восклицательный знак. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым за 600 рублей. «Грачи» получили хорошие отзывы у критиков, и Алексей Савицкий сделал несколько повторений.
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»
Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова, и Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года. В 1873 году картина из коллекции царской семьи была послана на Всемирную выставку в Вене, а полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова было выставлено на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже.
«Утро в сосновом лесу»
Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» 1889 года имела целых три названия: «Медвежье семейство в лесу», «Три медведя» и «Утро в сосновом бору». Из последнего названия мы можем проследить историю происхождения этой картины. Ее заказал Ивану Шишкину известный меценат Павел Третьяков, один из основателей Третьяковской галереи.
Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу»
Шишкин был мастером пейзажной живописи, но не любил изображать людей и животных. Идея оживить пейзаж Шишкина медведями исходила от друга художника Константина Савицкого, который, по обоюдному решению, изобразил их на готовой картине Шишкина. Таким образом, Савицкий стал соавтором картины и даже поставил свою подпись рядом с подписью Шишкина. Но заказчик работы — коллекционер Павел Третьяков — посчитал, что вклад Шишкина в эту работу был больше, и стер подпись Савицкого.
Эксперт:

Художник-живописец, Член Союза художников России