настоящие названия легендарных картин
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Название картины — это неотъемлемая ее часть и половина успеха в продвижении. Оно помогает идентифицировать ее и понять, что хотел сказать художник. Но бывает так, что название запутывает зрителей, критиков, искусствоведов, и в ходе жизни работы оно меняется. Вспоминаем известные работы, у которых первоначально было одно название, а потом оно поменялось. Разобраться в тонкостях живописи нам помогла художник-живописец Евгения Лясникова.

«Девочка с персиками»

Например, всем известная работа Валентина Серова «Девочка с персиками», которая известна многим людям и находится в Третьяковской галерее, первоначально была подписана самим автором как «Вера Мамонтова». А на первой выставке она была представлена под названием «Портрет В. М.». Но когда картину увидел художник Игорь Грабарь, он сразу сказал: «Это девочка с персиками!» Так и закрепилось новое название.

настоящие названия легендарных картин

Валентин Серов. «Девочка с персиками»

Фото

Legion Media

Валентин Серов создал «Девочку с персиками» в усадьбе Абрамцево — имении Саввы Мамонтова, где он часто гостил. На картине изображена дочь мецената — Вера Мамонтова, которой на тот момент было 11 лет, она позировала ему по несколько часов в день. Над полотном Серов работал около двух месяцев: начал летом, а закончил в сентябре. Вера Мамонтова стала моделью не только для Валентина Серова: ее писали на своих полотнах Илья Репин, Михаил Врубель и Виктор Васнецов (читайте также: Ожидание и реальность: как героини известных картин выглядели на самом деле).

«Аленушка»

Работа Виктора Васнецова «Аленушка» 1881 года, которую все связывают со сказкой «О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке», называлась первоначально «Дурочка Аленушка» — так в то время называли сирот или юродивых. Работу над картиной художник начал в 1880 году, а закончил в 1881 году, после чего отправил ее на Передвижную выставку.

настоящие названия легендарных картин

Виктор Васнецов. «Алёнушка»

Фото

Legion Media

Игорь Грабарь — один из наиболее авторитетных историографов русского искусства и архитектуры, художник-реставратор и педагог, назвал эту работу одной из лучших картин русской школы. Сохранилось несколько этюдов этой работы. Кстати, художник писал в своих воспоминаниях, что черпал вдохновение от Веры Мамонтовой: «Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Аленушку“, но сам образ он все-таки перенял от крестьянской девочки».

«Иван Грозный убивает своего сына»

Зрители не всегда любят длинные названия и иногда со временем они сокращаются. Так и произошло с работой Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», написанной им в период с 1883 по 1885 гг. Первоначальное название картины было «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

настоящие названия легендарных картин

Илья Репин. «Иван Грозный убивает своего сына»

Фото

Legion Media

Смерть царевича Ивана Ивановича в ноябре 1581 года по-прежнему остается одним из спорных вопросов в истории России и одним из факторов надвигавшегося на Россию династического кризиса (читайте также: Почему наследники Ивана Грозного умирали в раннем детстве).

«Грачи прилетели»

Хрестоматийный пейзаж русского художника Алексея Саврасова, созданный в 1871 году, переименовали осенью 1871 года, когда он был показан на выставке Московского общества любителей художеств. Первоначальное название картины «Вот прилетели грачи» заменили на «Грачи прилетели!» (с восклицательным знаком), а позже убрали и восклицательный знак. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым за 600 рублей. «Грачи» получили хорошие отзывы у критиков, и Алексей Савицкий сделал несколько повторений.

настоящие названия легендарных картин

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»

Фото

Legion Media

Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова, и Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года. В 1873 году картина из коллекции царской семьи была послана на Всемирную выставку в Вене, а полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова было выставлено на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже.

«Утро в сосновом лесу»

Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» 1889 года имела целых три названия: «Медвежье семейство в лесу», «Три медведя» и «Утро в сосновом бору». Из последнего названия мы можем проследить историю происхождения этой картины. Ее заказал Ивану Шишкину известный меценат Павел Третьяков, один из основателей Третьяковской галереи.

настоящие названия легендарных картин

Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу»

Фото

Legion Media

Шишкин был мастером пейзажной живописи, но не любил изображать людей и животных. Идея оживить пейзаж Шишкина медведями исходила от друга художника Константина Савицкого, который, по обоюдному решению, изобразил их на готовой картине Шишкина. Таким образом, Савицкий стал соавтором картины и даже поставил свою подпись рядом с подписью Шишкина. Но заказчик  работы — коллекционер Павел Третьяков — посчитал, что вклад Шишкина в эту работу был больше, и стер подпись Савицкого.

Эксперт:

Евгения Лясникова

Художник-живописец, Член Союза художников России