«Двенадцать месяцев», 2013 год
– Из сказочных персонажей у нас 12 месяцев, говорящий барабан, самоходные сани, — рассказывает режиссер Денис Елонский. — Лесорубы едут на них без упряжки — сами сани везет снегоход, которого в кадре не видно, а потом добавляли графику. В говорящем барабане комбинация компьютерной графики и механического устройства, у одного барабана двигались глаза. Снимали и зимой, и летом, когда надо было засыпать замок искусственным снегом. Обещали ураган, проливной дождь, который смыл бы весь снег. Но нас непогода обходила стороной.
Начали мы ровно 10 лет назад в июне. Но съемки растянулись из финансовых трудностей на три года. Планировалось, что у нас должен был появиться Роберт Дауни — младший, но не случилось. После перерыва в работе наша юная актриса Ольга Налетова жила уже с мамой в Италии. Они прилетели оттуда зимой, ночью в лесу было 25 мороза. Начали примерять на Олю костюм, смотрим, а она из него уже выросла. Мы пытались скрыть это в кадре, но в некоторых сценах можно увидеть, что ручки у Оли вылезают из рукавов. Она мужественно работала, хотя у нее была температура, лечили как могли.
Валерий Толков (Леший):
– Работали мы в экстремальных условиях. Меня потом спросили: «Это у вас компьютерная графика?» «Нет, — ответил я. — Это натура». Снимали мы в Выборге, потом в 3 километрах от границы с Финляндией. С точки зрения матушки-природы все было потрясающе, откровение для меня, а вот по поводу комфорта — настоящий ад. Стояла зима, снега по пояс. Я у егерей спрашивал, какие животные тут водятся. Они: медведи, волки, лисы, лоси… Жуткий мороз. Мне делали голливудский грим (с настоящими мхом, шишками на лице, огромными ушами) три часа: полтора в гостинице и столько же на площадке. А когда меня после 12-часовой смены начинали разгримировывать, то слезы текли — уши латексные примерзали к коже. Хотя вспоминаешь сейчас — все хорошо было, получилось красиво на картинке.
Я люблю сказки, вырос на фильмах Роу, и у меня первая роль в такой картине. Мы с режиссером хотели сделать моего Лешего добрым. Он одинокий персонаж в лесу. На первый взгляд он бука, но на самом деле не так — мой лесной персонаж выстраивает сюжет — отношения с маленькой героиней Лизой (Ольга Налетова), сам себе режиссер. Показал дорогу, но он хочет подольше с ней пообщаться, уйти от своего одиночества. Он жаждет общения и хочет, чтобы его тоже и пожалели, и полюбили.
Меня во время съемок крутили и вертели на специальных устройствах, но это не причиняло особых неудобств. Чтобы не было холодно, поддевали под костюм ватные штаны и другую одежду.
«Он — дракон», 2015 год
Матвей Лыков (Дракон):
– Помню, как-то утром мне позвонила агент моего папы (актера Александра Лыкова. — Прим. «Антенны») и рассказала, что меня ищет Тимур Бекмамбетов. Мне прислали сценарий, над которым работали много лет, он был совершенно не похож, что получилось в фильме, — все еще в 10 раз более накручено, нескончаемый экшен с многочисленными историями, чем в конечном варианте картины. В мае 2014 года меня пригласили на пробы, вторые были парными — с гримом, костюмом… Мне сразу нарастили волосы. В итоге утвердили на роль, и уже в июне мы приступили к съемкам в Болгарии. Это был мой первый актерский опыт. По сюжету фильма молодой человек, который превращается в дракона, сам никого не видел, жил в одиночестве, не имел представления, как с кем-то общаться… В принципе я на съемочной площадке ведь тоже не знал, что надо делать. Так что мы были похожи между собой.
Работа была непростая — две экспедиции. Часть натуры полтора месяца снимали в Болгарии на берегу Черного моря, там еще была потрясающая огромная пещера Проходна с двумя большими дырами сверху (словно глазами), поэтому она напоминала чем-то череп дракона. И еще работали полтора месяца в Москве в павильонах.
С утра меня гримировали — приклеивали шрамы, наращивали волосы, все это занимало полтора часа, столько же время шло на снятие грима. Работали по 12–16 часов в день на протяжении 6 дней в неделю. В группе 250 человек, поэтому было очень ответственно и напряженно для меня. После смены в машине мы часто с партнершей по фильму Машей Поезжаевой сразу засыпали от усталости.
Костюм у меня был простой — две набедренные повязки, только в одной сцене — какая-то накидка, прикрывающая плечи и грудь. У Поезжаевой были роскошные наряды, а у меня — все просто, поэтому в моем прикиде главное было — не сгореть под палящим солнцем в Болгарии, спрятавшись под зонтиком, и не замерзнуть в павильоне, когда в Москве в декабре было около 20 градусов мороза.
В сцене, где мой дракон падает, разбивается о скалы, спасая Миру, а после того, как превращается в человека, героиня вытаскивает его из моря во время прилива.
Мы снимали этот эпизод в три часа утра, сил было мало, необходимо было полежать на воде, чтобы потом меня вытащили. Вода (может, от недосыпа и усталости) показалась тогда мне очень холодной.
Все трюки в фильме я делал сам. В павильоне в сцене, где я превращаюсь в дракона, пришлось работать на подвесках, а декорации скал потом сделали при помощи графики. Наверное, в фильме примерно 80% графики. В предпоследний день съемки я сломал запястье на правой руке.
Сейчас я живу в Испании, в Мадриде. Переехали туда из Франции. Там солнечно и люди приветливые. У нас с женой Джессикой двое дочерей — Сьенна, ей два с половиной года, и трехмесячная Лу. Так получилось, что модельный бизнес стал моим долгоиграющим проектом, сложилась предельно удачная карьера в этой сфере, меня зовут, и я работаю. Эта профессия позволила мне выучить два языка — итальянский и французский. Я ведь учился на лингвиста, так что у меня уже были английский и испанский, на которых говорю довольно бегло.
«Книга мастеров», 2009 год
Съемки на натуре проходили под Минском — в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта. Специально были построены декорации избы Бабы-яги — сруб, окруженный частоколом из бревен три метра в высоту, и барские хоромы. Бабу-ягу сыграла Лия Ахеджакова. Ее костюм состоял из юбок в пол, нескольких кофт, создающих эффект лохмотьев, и теплой шали. Кстати, в одной из сцен в свое одеяние Ахеджакова заворачивала черно-белого кота Тишку.
Самыми сложными стали наряды Каменной Княжны (Ирина Апексимова) — было сшито семь костюмов, самый тяжелый из которых весит более 10 кг.
«Последний богатырь», 2017 год, и «Последний богатырь. Корень зла», 2020 год
– С одеждой для богатырей у нас изначально была непростая история, — говорит художник по гриму Марина Ананьева. — Поначалу утвердили одни костюмы, а потом, исходя из набора трюковых сложных сцен, решили трансформировать их, чтобы актерам было легче работать. При этом надо было соблюсти исторические точности. Кольчуги на экипирование купили в Индии — в облегченном варианте, из алюминия. Самый легкий материал титановый, но он уж очень дорогой. И кольчуги (в них вставляли и кожаные, и пластмассовые элементы) у нас весили в зависимости от размера — от 3 до 5 килограммов, а не 20, как настоящая.
Мечи для боев были пластиковыми, а на крупном плане — настоящие железные.
В первом фильме наша Баба-яга (Елена Яковлева) сложилась как некое природное существо, поэтому мы придумали для нее эксклюзивную фактуру. Ее шубейку специально валяли, вкрапляя туда разнофактурные элементы — веточки, пузырики, плесень, шерсть, чтобы создать ощущение, что она сливается с природой. Во втором фильме мы сшили (тоже на основе валяния) другие шубки, под ними видна льняная рубаха, расшитая какими-то магическими символами, бусы из сушеных ягод, сумка, увешенная лягушками… Всюду какие-то закорючки — она же у нас колдунья, но не злая. А на ногах коротенькие кожаные сапожки.
Кстати, в третьей части мы сшили Бабе-яге смешное свадебное платье а-ля от-кутюр. Водяной — абсолютная компьютерная графика. Мы сделали изначально специальный костюм, а потом его рисовали.
Александр Семчев, сыгравший Чудо-юдо в первом фильме, был в своем теле, но ко второму он похудел на 100 кг. Мы снимали этого героя на синем фоне, а потом видоизменяли при помощи компьютера. На актере был сильный пластический грим. Сшили на него из полувыделанных шкурок платье. В древних повествованиях он даже не был отрицательным героем и даже не был мужчиной… Пол его менялся по прошествии веков от женского к мужскому, от мужского к среднему. Поэтому мы решили сделать платье с нижней рубахой. Накидали его на манекен, Семчев был занят и не мог приехать на примерку. Накидывали шкурки хаотично, потом скрепляли булавками, сшили, а потом прокрашивали вручную. А когда Семчев похудел, мы изготовили толщинку и надевали на актера — поролоновые живот, ягодицы, руки под комбинезон.
Делали огромный размер ноги, обклеивали валенки поролоном, а сверху нашивали куски шкуры, чтобы создать эффект то ли животного, то ли человека… А еще к этим неудобствам прибавьте пластический грим, но мы ни разу не услышали от актера ни одной жалобы.
– В Карелии снимали на острове, до которого надо было плыть на лодке два часа, потом карабкаться на гору, а дальше идти с аппаратурой километра полтора, — делится режиссер Дмитрий Дьяченко. — В Перми забирались на гору и в пригороде Сочи лезли… Прибавьте сюда и погодные условия — зимой в Пермском крае было минимум минус 25, а летом — дожди. Под Химками полностью отстроили весь волшебный город Белогорье — более 10 разных домов. Эта деревня сохранилась до сих пор. Был сделан остров — в виде верхней части кита, его привезли в Карелию, отсняли, разобрали, потом вновь отправили в Москву.
На роль Кощея Бессмертного был большой кастинг: Константин Хабенский, Михаил Боярский, Алексей Серебряков, много талантливых артистов. Но ближе всего к образу оказался Лавроненко. В третьем фильме останутся практически все прежние герои. Но скажу, что в одной из главных появится Филипп Киркоров. Он отлично справился со своей задачей. А кем он предстанет? Зрители увидят осенью на экранах кинотеатров.
«Новогодние приключения Маши и Вити» (1975 г.)
Михаил Боярский — дикий кот Матвей:
— Конечно, я не думал, что эта детская сказка будет популярна на протяжении стольких лет. Но я знал, что там очень хорошая составляющая. Там была компания, комфортная для меня, мои знакомые — однокурсница Валя Кособуцкая, Боря Смолкин, с которым учились в театральном институте, Жора Штиль — однокурсник моего брата Саши Боярского, Николай Боярский — мой дядя, снявшийся в роли Кощея Бессмертного. И, конечно, композитор Геннадий Гладков. Может, с его легкой руки я и оказался в этом фильме. Его песни написаны для моего тембра голоса, зная мои вокальные огрехи… Его музыка фантастичная. Плюсов там нет, нужны были одни минусы для дикого кота Матвея. Замечательная Белла-гримерша придумала моему герою усики, бровки… Я только джинсы свои принес, остальное доделали костюмеры — мохнатый такой кот получился с хвостом. И балетмейстер был отличный, поставивший танец. Все совпало там, атмосфера была домашняя, все на площадке получали удовольствие, поэтому и фильм получился. Режиссер Игорь Усов разрешал импровизировать — делать все, что угодно. А еще два малыша Юра Нахратов (Витя) и Наталья Симонова (Маша), которые украсили картину. Сейчас они уже взрослые, иногда принимают участие в телевизионных программах. Добрым очень получился фильм. Мы получили удовольствие, к тому же и деньги, хоть и небольшие.
Все снимали в одном павильоне Ленфильма в Сосновой поляне, где не нужно было подстраиваться под погоду, деревья стояли, и трава зеленая росла, где нужно.
В одной из сцен мой кот Матвей стрелял из рогатки, она была деревянная большая с резинками. Стрелять надо было из нее яблоками в Витю, причем на крупном плане, чтобы в кадре было видно и руки, и ноги. Спрашиваю: «В какую сторону мне стрелять». «Прямо в камеру!». А она стояла метров за 10 от меня.
Ну, прицелился я и попал точно в объектив… А это была дорогостоящая японская аппаратура. На этом смена была окончена.
Правда, с меня никаких денег не вычитали — я ведь выполнял задачу режиссера и оператора. Следующий дубль был уже нескоро, только после того, как пришел новый объектив, не помню, наш или тоже зарубежный, но я уже стрелял с осторожностью, чтобы вновь не угодить в камеру
Пара фраз
Елена Захарова:
— Вот недавно играла в Консерватории им. Чайковского премьеру музыкального спектакля «Мэри Поппинс», я там читала, пел детский хор. Вот эту героиню с радостью бы сыграла и в фильме. Она добрая, любит детей и они — ее, а у меня ребенок. Мэри Поппинс мне близка.
Андрей Леонов:
— Хотел бы сняться в сказке, где добро побеждает зло. К примеру, в русской народной «Три богатыря». Алешу Поповича мне уже играть поздно, он молодой, а вот Илью Муромца с удовольствием бы исполнил. Он сильный, мощный, на защите нашего государства, за правду всегда. Все богатыре сделали волевые усилия, прежде чем встать на ноги, что поучительно.
Анна Казючиц:
— Тут можно растеряться, есть много хороших сказочных персонажей. Вот, к примеру, Царица-мачеха в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина — очень интересная колоритная и характерная роль, с удовольствием бы сыграла.
Карина Мишулина:
— Обожаю сказки. Мне кажется, что в них заложен всегда большой смысл — что такое добро и зло, герои, на которых можно равняться. С детства мечтала сыграть Пеппи Длинныйчулок. Почему? В этом образе собрано все — и хулиганство, и озорство, и доброта. Маленькая девочка, которая одна борется за справедливость, помогает другим, противостоит злу и побеждает. Тут есть и темы одиночества, разлуки с отцом. Этот собирательный образ нравится мне.
Анастасия Добрынина:
— Всегда любила смотреть наши старые фильмы-сказки — «Варвара-Краса — длинная коса», «Морозко», «Королевство кривых зеркал»… Да, я сама снималась уже в фильме «Самая реальная сказка». А если бы сейчас меня пригласили в такую картину, то мне бы хотелось сыграть Русалочку или Сирену. Это было бы здорово. Я ведь такая кудрявая — думаю, мои волосы пошли бы в плюс к этой роли.