Алексей Учитель, режиссер, педагог во ВГИКе:

– У меня экспериментальная мастерская во ВГИКе, летом прошел третий выпуск, сейчас новые студенты. В свое время я не хотел преподавать, потому что, несмотря на говорящую фамилию, считал, что не умею этим заниматься. Я даю ученикам конкретные знания о том, как делается кино. Каждый год наши студенты снимают два фильма — документальный и игровой. Во время карантина, когда мы общались по видеосвязи, я посоветовал ребятам снимать все, что угодно: то, что они видят в окне, то, что находится в комнате, и тому подобное. В результате я почти всем поставил «отлично», поскольку они представили необычные работы. У одной моей студентки, Ренаты Джало, мама работала на скорой помощи и влюбилась в пациента с коронавирусом, которого везла в больницу. Рената сняла про это очень любопытную документальную картину с игровыми моментами, которая должна выйти на нашей студии.

Евгений Князев, актер, ректор Театрального института имени Бориса Щукина:

День учителя: кто воспитывает звезд
Фото
PhotoXPress.ru

– Своих преподавателей я вспоминаю с ощущением благодарности. Как-то весь наш класс повели в поход на Куликово поле, где мы жили в палатках, а учитель рассказывал нам про Дмитрия Донского и битву с монголо-татарами. Учитель биологии водил нас в заповедник, где мы смотрели на зубров, собирали валежник и пели у костра. Сейчас я ректор института, это в основном административная работа, но в свое время занимался преподаванием. В 1994 году мне предложили набрать курс. Со своими студентами я проводил целые дни: и как пионервожатый, и как воспитатель, и как педагог, и как мама, и как папа. Я следил, чтобы они приходили на все занятия, учили все предметы. Если кто-то пропускал уроки, я их ругал, отчитывал. Я чувствовал, что занимаюсь главным делом своей жизни, и ради него даже отказывался от каких-то театральных проектов и очень редко бывал дома. В результате практически все выпускники моего курса поступили на службу в ведущие московские театры, половина их продолжает там трудиться и сейчас, а многие уже составляют славу российской театральной школы. Я посвятил им четыре года своей жизни, отняв это время у собственных детей и своей работы. Таким был мой первый педагогический опыт.

Арина Шарапова, телеведущая, педагог в авторской школе телевидения:

День учителя: кто воспитывает звезд
Фото
Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)

– Когда моему внуку Никите исполнилось 8 лет, а Степану — 5, я поняла, что пора создать для них школу, куда они могли бы ходить с удовольствием и учиться разным наукам. Но школу не обычную. Основная наша цель — научить людей формировать медиапространство, развивать их компетенции. У нас разные возрастные группы. Скоро будем учить писать школьников России об экологии. Также мы преподаем навыки информационного эфира.

У меня педагогическое образование, я окончила философский факультет МГУ. Моя мама и одна из бабушек — учителя. Я уже с детства ходила с указкой и всем всегда что-то рассказывала. Видимо, педагогика была впитана на генном уровне. Я профессионал с 15-летним стажем. Защитив диссертацию в области социологии в МГИМО, преподавала там около пяти лет. Полтора года была педагогом в Высшей школе экономики, а сейчас ушла с головой в менедж­мент. Когда работала со студентами, как правило, «незачеты» ставила очень редко. Потому что всегда даю возможность поверить в себя и пойти вперед. Но при этом иногда провожу жесткие беседы: раз уж ты пришел учиться, то должен это делать. Люблю, когда приезжают из регионов, больше верю в таких студентов.

Наталья Громушкина, актриса, педагог в Институте театрального искусства имени народного артиста СССР И.Д. Кобзона:

День учителя: кто воспитывает звезд
Фото
Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)

– Жизненные обстоятельства сложились так, что ректор института предложил мне преподавать у них. Сначала я сомневалась, а сейчас рада, что согласилась. Ученики сделали мне замечательный подарок ко дню рождения (29 сентября актрисе исполнилось 46 лет. — Прим. «Антенны») и Дню учителя — сдали кафедре классический спектакль «Дневник жены Достоевского». Мы будем играть премьеру 22 октября и 11 ноября. Оценки я ставлю по заслугам. Ценю людей, которые умеют работать, раскрываются, даже если они и не самые талантливые. Я не делю студентов на любимчиков и нелюбимчиков. Кто добросовестно трудится, тот и любимчик.

Александр Пашутин, актер, педагог в том же институте, что и Наталья Громушкина:

День учителя: кто воспитывает звезд
Фото
mos-iti.ru

– Я не строгий преподаватель, Водолеи все мягкие. Студентов можно так запугать, что они закроются в своей скорлупе и оттуда их вытащить можно только добром. Я в основном применяю пряник и очень редко кнут. Потом, когда ребята начнут работать, на них будут кричать и топать ногами режиссеры, а четыре года учебы, я считаю, у них должны пройти в любви. Мне нравится передавать опыт в свои 78. Учу тому, чему учили меня. Мы студентам говорим: вы начинающие, но уже художники. И важно иметь сильный характер.

Иван Агапов, актер, педагог в Институте современного искусства:

День учителя: кто воспитывает звезд
Фото
Maxim Konyaev/isi-vuz.ru

– Девять лет назад Дмитрий Анатольевич Певцов с Ольгой Борисовной Дроздовой набирали свой первый курс и почему-то решили, что я тоже там должен преподавать, хотя я этим никогда в жизни не занимался. Конечно,  было тревожно, я присматривался к более опытным педагогам, но, поскольку актерская профессия предполагает некоторый элемент наглости и обмана, со студентами делал вид, как будто этим занимался всю жизнь, и они даже иногда верили!

В нашем актерском деле большую роль играют случай, везение, талант, то, что в тебя папа с мамой заложили, усидчивость, но все равно я всем студентам цитирую старую советскую песенку: «Если очень захотеть, можно к звездам полететь». Я стараюсь учить студентов так, как когда-то меня. Мне с педагогами очень повезло, у меня был художественный руководитель курса Андрей Александрович Гончаров, Марк Анатольевич Захаров преподавал, Евгений Михайлович Арье, Сергей Иванович Яшин. Вот все то, чему они меня пытались научить и что я от них взял, стараюсь передать сегодняшним молодым студентам. И, конечно, то, чему сам научился за всю жизнь, работая с теми или иными выдающимися партнерами, режиссерами, начиная от каких-то поведенческих норм, этики, эстетики и заканчивая профессиональными приемами.

Я не очень строгий, хотя об этом надо спросить у студентов. Могу от кого-то избавиться на курсе просто для того, чтобы человеку жизнь спасти, если чувствую, что не надо ему этой профессией заниматься, не достигнет он в ней никаких успехов. Но такое бывает крайне редко. А так я на них даже почти не кричу. Один раз голос повысил, когда они остановили прогон и побежали ко мне выяснять, что и как делать, тогда я ударил кулаком по столу и сказал: «Играть, играть, несмотря ни на что!» В остальном же пытаюсь им как-то тихо объяснить, что они не правы, когда не ходят на занятия или грубят кому-то, не здороваются в коридоре.

В пандемию мы, как и все, к сожалению, работали в системе онлайн-образования. Даже набирали студентов через интернет, отсмотрели около 800–860 видеооткрыток. Потом, ближе к третьему туру, поступающим разрешили приехать в институт, мы с педагогами увидели живьем их, и во многом наше впечатление от интернета и личной встречи не совпадало, было ощущение, что это какие-то другие люди приехали, что не мы их набирали! И лекции онлайн были, что с актерским мастерством сложно, потому что здесь все равно нужны чувство партнера, живая энергия, а это не передашь через интернет. Поскольку в дипломе у выпускников будет написано «актер театра и кино», я, чтобы не терять время, снял с ними фильм. Взяли сцену из пьесы «Дни Турбиных», все разобрали по видеосвязи, потом каждый включил камеру, сидел на черном фоне у себя дома с сегментом стола, у него была приклеена бумажка, где и какой партнер, то есть куда смотреть, а затем это все смонтировали. Все после спрашивали: «Как вы же умудрились это снять, если нельзя было собираться?» И никому в голову не пришло, что каждый сидит у себя дома!

Преподавание дает мне многое. Во-первых, общение с молодежью всегда заставляет тебя самого омолодиться, во-вторых, возможность понять племя молодое. Иногда им в голову приходят замечательные творческие идеи, которые мне никогда бы не пришли. И потом, когда ты пытаешься научить других людей, то сам начинаешь больше понимать в актерской профессии.