- Когда мне предложили работу над этим фильмом, сценарий был еще сырой, на восемь серий, но я прочла его и пришла в восторг от материала, — вспоминает режиссер Елена Николаева. — Дело в том, что я из рода ссыльных поляков, родилась в Сибири, меня растила няня Ариадна Платоновна Ермолаева — дочь адмирала российского флота, она прошла страшный путь лагерей, провела в них двадцать лет. Когда у меня была бессонница, няня рассказывала мне о революции, мятежах, эти события пришлись на ее юность. Поэтому я с таким восторгом приняла материал именно об этой эпохе, ведь благодаря рассказам няни, мне казалось, что я в ней побывала.
- В сериале есть любопытная деталь — подпольный ресторан вора в законе дяди Коли, вход в который через инфекционную больницу. Подобные вещи действительно имели место быть?
- Если помните у Мартина Скорсезе в «Подпольной империи» цех для перегонки алкоголя находился в похоронном бюро. Думаю, что Скорсезе не с потолка это взял. Подобные схроны и ухищрения существовали и в России, но они были только описаны, нигде не запечатлены, это ведь тайные вещи. Мне безумно понравилась история с проходом в ресторан именно через инфекционную больницу, придуманная замечательным сценаристом Дмитрием Алейниковым. В то время же помимо тифа и всего прочего по миру ходила «испанка», поэтому такие больницы были всюду. Наш морг мы снимали в старой Боткинской больнице. Он полузаброшенный и идеально подходил поскольку в нем ничего не изменилось, ремонта не было ровно с революции. Мы туда разве что только крыс принесли.
- Насколько реальны герои «Цыпленка жареного», есть ли у них прототипы?
- Есть, например, у главного чекиста Кумова (Виктор Добронравов) это Яков Петерс — разбойник, душегуб, один из создателей и первых руководителей ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, — Прим. «Антенны»), страшный человек, кстати, его сами чекисты и расстреляли. У героя Павла Трубинера Кочерского прототипом был каждый второй, ведь в то время все белогвардейцы занимались контрабандой спиртного из соседних стран. В Питере был центр трафика, поскольку те белогвардейцы, которые выжили после офицерского мятежа, ушли по льду на север — в Финляндию, Норвегию и стали зарабатывать тем, что возили алкоголь, потому что в стране царский сухой закон был с 1914 года, а большевики его только усилили.
Образ Роди (Никита Волков) собирательный. Лейтмотивом истории идет демонстрация, на которой Родя и Митя (Максим Белбородов) читают стихи в поддержку революции. За революцию, свободу, равенство и братство выступило все пресвященное население России, в особенности молодежь, а потом, когда всех поставили к стенке, наступило разочарование. Родя и Митя — это два человека поддержавших революцию, только один — Митя пошел на фронт, не видел погромов, вернулся и стал чекистом, а другой посмотрел во что превращается революция и выбрал свой путь.
Наш Родя интереснейший персонаж, полностью придуманный автором, он убежденный анархист, уважающий не только свою свободу, но и других, такой Робин Гуд, который берет у власть имущих и раздает бедным — проституткам, беспризорникам…
- Как вы подбирали актеров, сразу увидели в Викторе Сухорукове вора в законе или были другие кандидаты?
- Пробы шли долго, мы снимали их как маленький фильм, с реквизитом, пистолетами, костюмом, гримом, в гостинице «Советская» чтобы интерьеры были соответствующими, показывали все инвесторам. Многие говорили, что в кино так не снимались, как у нас пробы проходили. Не буду называть имена режиссеров и актрис, но, когда с крашенными бровями современными и манерами играют в чекистку, я сразу выключаю телевизор. Сама такого не допускаю. На человека надо посадить эпоху. Знаете, как в сериал «Королева Марго» актрис пробовали? Все самые красивые артистки пришли, но не получалась из них королева, а Евгения Добровольская не считалась красавицей, но на нее эта эпоха села. Я сразу увидела в дяде Коле Виктора Сухорукова, у нас с ним давние отношения, а Иру Пегову в роли Дины. Эту женщину придумала я, изначально ее в сценарии не было. Конечно, я знала, что Ира поет, ведь первой сняла ее в драматической роли в «Комиссарше» и с тех пор она моя любимая актриса. Родя долго подбирался, я хотела найти лицо из той эпохи, и чтобы он был красив как бог.
- Что за история произошла с Анастасией Уколовой, которая пришла играть Клаву, но стала Изольдой?
- В этом нет ничего необычного и обидного. На роль Изольды изначально пробовалась другая актриса, не поющая, потом пришла Настя Уколова на Клаву, а Люба Аксенова до нас еще не доехала. И тут я где-то услышала, что Уколова поет! Обрадовалась, потому что я хотела, чтобы певицу сыграла именно поющая актриса, которая бы все чувствовала по-настоящему, и в итоге я увидела в Насте Изольду. На роль Клавы такой залетной птицы, изысканной дивы из Парижа, подошла Люба Аксенова. Она сразу поразила меня какой-то нездешностью. Люба по сути своей человек закрытый, немножко отдельный, что мне и было нужно.
- Кого искали дольше всех?
- Актера на роль Мити. Он должен был быть органичен, когда говорит: «Революция — это же самое главное», у Максима Белбородова эти слова звучат так, что ему веришь. Как сказал кто-то на съемочной площадке: «Смотришь на него и видишь, что за этим человеком есть фронт». В Белбородове я нашла молодого Сергея Шакурова.
- Бухнера в проекте сыграл ваш сын Иван Рудаков. Зрители еще не до конца раскусили этого персонажа, чувствуется что у него непростая судьба. Почему Ивану выпал именно этот герой?
- Я так его увидела, у меня как понимаете, выбор был… Это хорошая роль, сложная. В Бухнере есть стать, порода. Он бывший полицейский, человек с убеждениями, при этом спрятавшийся, но с внутренней силой, человек, который пойдет до конца.
- Как вышло, что над сериалом работал весь ваш семейный тандем, включая супруга режиссера и сценариста Алексея Рудакова и младшего брата оператора Максима Осадчего?
- Я всем приказала и все пошли. Уговорить Максима Осадчего (снял более 40 картин, включая фильмы «9 рота», «Сталинград», «Обитаемый остров», — Прим. «Антенны») на сериал только я могу, потому что я его старшая сестра, он меня слушается. Я делала эту картину с большим удовольствием и полной отдачей.
- Съемки вы начали в 2018 году, а свет проект увидел только сейчас. Почему производство было таким долгим?
- Только подготовительный период длился месяцев шесть, а обычно два с половиной, три. У нас все антикварные магазины Санкт-Петербурга в аренде были, весь реквизит подлинный. Все костюмы шились, даже обувь. Мы квартиру Родиона снимали 36 ночных смен, потому что Максим Осадчий, чтобы получить на экране такой шедевр, работает только с искусственным светом, а не с дневным. Постпродакшен был около года, как у большого кино, а не три месяца как бывает у сериалов. Я ребятам прочитала лекцию, что у нас должны скрипеть сапоги, двери, должен быть дух времени. А они пошли даже дальше — в институт баллистики и у нас в фильме пистолет «Люгер» звучит как «Люгер», а «Маузер» как «Маузер». Все оружие старое звучит так, как должно быть на самом деле. Музыка живая, писал ее Юрий Потеенко, все песни вживую спеты и потом долго сводились.
Вот такая работа была проведена. Просто многие уже забыли про нее, потому что считают, что сериал — это халтура. А я не халтурила и горжусь всеми историческими подробностями.
Для большинства актеров сериал «Цыпленок жареный» стал одной из самых запоминающихся работ благодаря полному погружению в эпоху.
- Елена Владиславовна крутейший режиссер и большой профессионал, который уделяет много времени деталям, даже тот рынок, с кучей торговцев, гусей, сала, мяса, по которому ходит мой герой Вова в поисках мастеров самогоноварения, был построен в Санкт-Петербурге специально для съемок, — рассказывает Антон Богданов. — Мне, наверное, как и любому мальчишке интересно время гангстеров, перестрелок, но вот сниматься в них оказалось непросто. Я привык к танковым выстрелам на площадке фильма «Т-34», однако там они происходили в воздух, не в тебя, а здесь я впервые испробовал на себе «посадку», так каскадеры называют момент, когда на тебе взрываются шарики с кровью после выстрелов.
Перестрелки у нас были мощные, из пулеметов шло пламя, из пистолетов искры, все это трещало, звенело, каждый раз надо было правильно прыгать, падать. Надеюсь, что проект получит продолжение! В банде дяди Коли мне было хорошо, комфортно.
Научился управляться с оружием тех лет и Павел Трубинер, которому выпала роль белогвардейца-контрабандиста.
– Мой Кочерский — это человек, относящийся к жизни как к мигу, который уже пролетел, потому что он потерял все и теперь какие бы страшные и опасные вещи с ним ни происходили, он этого уже не замечает, — говорит актер. — Для меня самым сложным на съемках оказалось таскать немецкий пулемет «Томпсон», кстати, на тот момент ему исполнилось ровно сто лет. Он очень тяжелый, а я из него стрелял, лазил с ним по отвесным лестницам.
Иван Агапов, сыгравший проныру и спекулянта Шорина за время работы над сериалом, досконально изучил трассу Москва-Санкт-Петербург, поскольку практически ежедневно перемещался между двумя городами.
- В столице играл спектакль, ночью отправлялся в Питер, снимался и опять же ночью возвращался в Москву, чтобы утром быть на репетиции, — вспоминает Агапов. — Мне все коллеги по фильму завидовали, потому что если некоторые снимались в одних и тех же локациях, то я сразу во всех, ведь мой герой Шорин верткий человек и поспевал везде и на дядю Колю поработать и Кумову услугу оказать. Команда в проекте собралась замечательная, профессиональная. А какие костюмы у нас были идеальные, их настолько вымеряли, что, если хоть на сантиметр галстук отступал, его подшивали!
В сериале зрители впервые увидели Виктора Добронравова в столь отрицательной роли, по их мнению, начальник ЧК Кумов — самый яркий злодей в карьере артиста.
- Времена нэпа, сухого закона и гангстеров — это, казалось бы, такая благодатная тема, но почему-то она никогда не освещалась в нашем кино, поэтому съемки для меня были в удовольствие, — говорит Добронравов.
— Как актеру мне важен объем, диапазон героя, и я очень благодарен Елене Владиславовне, что она мне человеку по натуре доброму и мягкому дала сыграть такого страшного многоликого Кумова.
Прощальная роль
Иван Рудаков не застал премьеру проекта. Сын Елены Николаевой и Алексея Рудакова ушел из жизни 16 января 2022 года в возрасте 43 лет. Сериал посвящен его памяти.
- Наибольшее количество сцен в «Цыпленке жареном» у меня как раз с Ваней, — говорит Павел Трубинер. — Он был замечательным, искренним, добрым человеком, очень отзывчивым, порядочным и потрясающим актером.
- Ваня обладал прекрасным чувством юмора, — делится Виктор Добронравов. — Помню, в одном из дублей он случайно заехал мне кулаком по лицу. Ему было очень неудобно, у меня еще шишка вскочила…Ну прошел эпизод и прошел, ничего страшного не случилось. Но в следующий раз, когда мы встретились с Ваней на съемочной площадке, он подарил мне статуэтку боксера, на которой было написано «Самому терпеливому партнеру». Было забавно.
- Мы с Ваней познакомились как раз когда завершились съемки «Цыпленка жареного», — вспоминает пиар-менеджер Рудакова Анна Скибина. — Он пришел к нам в агентство, принес свою книгу-автобиографию, диски его рок-группы RU-DA, рассказал о новых проектах. — Так мы начали работать. Помню, однажды Ваня поехал в экспедицию в Гималаи, а когда вернулся, неожиданно привез нам камень с гор Аннапурна и сказал, что этот сувенир будет напоминать нам о нем. Камень до сих пор хранится в нашем офисе.
Мы всегда друг друга поздравляли с днем рождения, причем не по sms, Ваня находил время позвонить. Он был очень ответственным и обязательным человеком, соблюдал все договоренности. Однажды, за два часа до съемки прямого эфира у него случилась проблема с замком в квартире, просто не мог выйти, так Ваня вызвал каких-то ремонтников, ему вскрыли дверь, и он приехал. Если вдруг не мог присутствовать на каком-то мероприятии, очень переживал, всегда извинялся. Например, осенью должна была состояться съемка для канала RTVI про маршруты Москвы, а Ваня накануне отравился и в день записи понял, что не может встать, естественно все пришлось отменить, но ровно через неделю он поменял все планы, чтобы съемка состоялась и провел группе такую экскурсию по своему родному району Коптево, что все были в восторге.
Звездной болезнью Ваня не страдал, родители воспитали его человеком, который именно трудится и работает, а не после первой громкой роли становится заносчивым. Если отправлялся в какое-то путешествие, то всегда предупреждал насколько дней пропадет, если обещал прислать фотографии — свое слово держал. У нас с ним были такие отношения, когда тебе с человеком и дружить, и работать комфортно.
Папой Ваня был трепетным, много времени проводил с дочкой Серафимой (девочка 10 лет, она родилась в браке с актрисой Лаурой Кеосаян, — Прим. «Антенны»). Ходил с ней в кино, кафе, брал с собой на съемки. В первый класс Серафиму вела вся семья с обеих сторон. «Не важно какие отношения между супругами», — говорил Ваня. Он души не чаял в Серафиме и был одним из тех отцов, который понимал, что даже если родители расстались, на ребенка это никак не должно влиять.
Любому приятному событию и мелочи Ваня радовался как ребенок, с особой искренностью! Он действительно был большим ребенком, которого делают счастливым простые вещи, например поддержка, внимание, а не какие-то дорогие машины. А как он радовался, когда приглашал людей на свои концерты и они приходили, каждого благодарил со сцены.
Перед Новым годом Ваня поздравил меня с наступающим, я смогла ответить ему только 1 января, мы обменялись аудиосообщениями, договорились пообщаться после праздников, созвониться числа семнадцатого. О том, что он в больнице мне сообщил его друг, который сам узнал из соцсетей. Мы вместе пытались узнать какие-то новости, надеялись на лучшее, а затем папа Вани Алексей Петрович написал в «Фейсбуке» (запрещенная в России экстремистская организация), что Вани уже нет. Это было полнейшей неожиданностью. Он мне никогда не жаловался на здоровье, вел здоровый образ жизни, тренировался. Только на заре нашего сотрудничества рассказывал, что из-за проблем с сердцем врачи запретили ему физические нагрузки, но он пошел им наперекор и доказал всем, что спорт лечит. Видимо, судьба решила иначе.
Сейчас показывают «Цыпленок жареный», тот самый проект ради которого, состоялась наша первая встреча. Ваня его очень ждал и считал, что этот сериал выведет его на новую ступень в карьере.
Главная героиня
Любови Аксеновой всего 31 год, а за ее плечами уже более шестидесяти работ в кино. Родилась будущая актриса в Москве, выросла в самом обычном районе недалеко от метро «Войковская». Пойти в театральный Люба решила с подачи мамы, вместе с которой смотрела сюжет о вступительных экзаменах в театральные вузы.
Первые роли у актрисы были эпизодические, например, в сериале «След». Пробовалась девушка и в «Папины дочки», но как признается, была не слишком убедительна.
- Мне тогда сказали, что слишком молодо выгляжу, выходит будто мы с Дашей Мельниковой одногодки. Но когда сняли с роли, я поняла, что это было из-за того, что просто откровенно тупила на площадке, — вспоминала Аксенова в шоу «Нежный редактор».
Не сразу сложилась и личная жизнь девушки, до встречи с продюсером и режиссером Павлом Аксеновым актриса состояла не в самых благополучных отношениях.
- В институте я была сумасшедше влюблена в парня, но он считал, что мужчина может себе позволить встречаться с другими женщинами. Я все это ела, не прожевывая и проглатывала. Это одни страдания и переживания. Я все время набивала шишки в отношениях с мужчинами, а когда встретила Пашу, узнала, что вот как может быть, — рассказывала Любовь.
Актриса вышла замуж за избранника в 2013 году без особых торжеств:
- У меня было белое платье, такое аккуратное, карандашиком, я купила его в каком-то торговом центре. Был белый венок из цветов вместо фаты. Утром мы поехали расписались в кругу самых близких, тут же пошли в ресторан, позавтракали. А вечером поехали в развлекательный центр, где боулинг, бильярд, автоматы и потратили там все деньги, которые нам подарили.
В 2020 году пара устроила еще одну церемонию, но уже на Гоа.
- Паша сделал мне второе предложение сразу после того, как мы вышли из дворца бракосочетания много лет назад, — поделилась актриса в «Инстаграме» (запрещенная в России экстремистская организация). — И вот, пришло время нам еще раз пройти обряд. Только теперь по своим правилам. Любовь — это чудо. Она беспощадно пробивает всю токсичность, всю нашу черствость. Время летит, а мы продолжаем жить так, словно познакомились только вчера.
Супруг актрисы не публичный человек, практически не появляется на светских мероприятиях и спокойно относится к тому, что его жену два года подряд признают самой сексуальной актрисой страны. Павлу Аксенову 34 года, он служил в армии, выучился на режиссера, но в большое кино не пошел, заниматься съемками рекламных видеороликов, в чем весь успешен. С будущей женой Павла свел случай, они оба пришли на просмотр короткометражного фильма, где и познакомились через общего друга. Аксенов, как и его жена поклонник Индии, спорта и сыроедения.
Любовь ведет здоровый образ жизни, правильно питается, занимается спортом, не пользуется косметикой вне работы, а по выходным устраивает субботники в лесах и парках. В прошлом году девушка запустила свой эко-проект «Сфера леса», посвященный бережному отношению к окружающей среде и разумному потреблению.
«ЦЫПЛЕНОК ЖАРЕНЫЙ» — Первый канал, понедельник-четверг, 21:30