33 года назад на экраны вышла эротическая мелодрама, которая вскоре приобрела статус культовой и сделала Микки Рурка и Ким Бейсингер звездами. А ведь съемки в этой картине чуть не довели актрису до нервного срыва, а своего партнера она ненавидела…
«9½ недель» сначала увидел свет в виде романа, написанного в 1978 году Элизабет Макнэйл, под именем которой скрывалась журналистка Ингеборг Дэй. На книгу ее вдохновила влюбленность в мужчину по имени Джон, которая вскоре переросла в болезненную зависимость. Она приняла решение разорвать их отношения, хотя сама же страдала от этого решения больше всех. Пережить этот момент ей и помогло написание книги.
Вскоре романом заинтересовался начинающий сценарист Залман Кинг, для которого «9½ недель» стали первой ступенькой на его пути в эротический кинематограф. Потом он напишет «Слияние двух лун», «Дикую орхидею», «Дневники Красной Туфельки». Тут же к нему присоединился режиссер Эдриан Лайн, чей фильм «Танец-вспышка» только что стал музыкальным хитом. Лайн и Кинг решились на риск: выпустить в широкий прокат кино с эротическими и садомазохистскими сценами.
Джон
За Микки Рурка в качестве главного героя режиссеру и автору сценария пришлось побороться с продюсерами: те боялись его репутации «плохого парня», от которого на площадке их ждут одни неприятности. Однако Залман Кинг был другого мнения: «Микки прекрасен и опасен, он не боится женщин, а их, в свою очередь, привлекает в нем его животный магнетизм. На кастинге я сразу понял: да, это безумие, но этот парень должен быть в нашем кино!»
Элизабет
А вот кастинг на главную женскую роль был довольно жестким — на нее претендовали Кэтлин Тернер, Тери Гарр и Изабелла Росселлини. Но получила роль Ким Бейсингер, она на тот момент сыграла уже девушку Бонда в «Никогда не говори «никогда», но все равно большой славы пока не имела. Правда, сцены на кастинге «9½ недель» настолько ее шокировали (ей нужно было изобразить проститутку в сексуальной игре), что она убежала в слезах и велела агенту никогда больше не упоминать при ней название этого проекта. Букет роз от Эдриана Лайна и Микки Рурка изменил ее решение, о чем, впрочем, она не раз потом жалела.
Команды на ушко
Фильм было решено снимать 10 недель, чтобы последовательно отобразить, как меняются чувства героев. Режиссер избрал по отношению к исполнителям главных ролей радикально отличающиеся манеры поведения. Рурку было велено похудеть перед началом съемок, но когда он прибыл на площадку, с ним обращались как с принцем.
«Эдриан — отличный режиссер для артиста, — вспоминал Микки. — Во время съемок он лично следил за тем, чтобы я как следует высыпался, ел правильную пищу и чтобы мне было комфортно в съемочной группе».
С Бейсингер же все обстояло иначе. Во-первых, режиссер запретил им с Рурком общаться за пределами площадки, чтобы их дружеские отношения не мешали общему тону картины. Но этого ему показалось мало, и тогда он изолировал ее и от какой-либо информации. Перед совместными сценами он инструктировал Микки Рурка на ухо, так что Ким не знала, будет он сейчас кричать на нее или, наоборот, действовать мягко.
«Она не играла, она реагировала» — так описывает работу с актрисой режиссер. «На протяжении съемок я была как оголенный нерв» — таков отзыв актрисы. Кроме того, Ким признавалась, что съемки сильно подпортили ее отношения с первым мужем (художником-гримером Роном Бриттоном).
Самоубийство за кадром
Одна сцена оказалась особенно травмирующей для психики Бейсингер. В ней Джон вовлекает Элизабет в садистскую игру: уговаривает на совместное самоубийство и убеждает проглотить вместе с ним таблетки. На деле они оказываются лишь сахарными шариками, но девушка в этот момент уверена, что сейчас умрет. Издевательство оказывается последней каплей…
«Элизабет окончательно разбита к этому моменту, но Ким, наоборот, выглядела прелестной и живой», — вспоминает Лайн. Тогда он отозвал Рурка в сторону, в очередной раз проинструктировал, после чего актер подошел к партнерше, схватил ее за руки и стиснул так, что она вскрикнула и, вырвавшись, ударила его. Он в ответ хлестанул ей по лицу, и, увидев реакцию, режиссер закричал: «Мотор!»
«В подобные моменты я действительно чувствовала, что ненавижу Микки», — говорила потом актриса. А в интервью того времени язвительно отзывалась о партнере: «Целовать его — все равно что целовать пепельницу».
Правда, те мучения пропали даром: эпизод в итоге вырезали, потому что, по мнению создателей, он заставлял зрителей буквально ненавидеть Джона, а такого эффекта они не желали.
Американский провал, европейский успех
За 10 недель съемок набралось 5 часов съемочного материала, от которого и режиссер, и автор сценария были в восторге. Но процесс монтажа затянулся на мучительные 18 месяцев, которые принесли лишь разочарование: финальный вариант никак не устраивал никого.
Тестовые показы не добавили оптимизма: из тысячного зала до конца сеанса досидели лишь 40 человек, из них 35 оставили отрицательные отзывы. Затем посыпались прохладные рецензии, а потом и номинации на «Золотую малину». В общем, прокат в Штатах провалился, зато в Европе в то время только и говорили про «9½ недель». В Париже фильм шел в кинотеатрах на протяжении пяти лет и в итоге заработал в мировом прокате $100 млн, после чего даже появились сиквел (с Рурком) и приквел (уже без оригинального состава).
Только после выхода картины на экран Ким простила своих мучителей — режиссера и партнера. «Это моя лучшая работа. Более ценного опыта актриса не может и желать. Я счастлива, что все закончилось, но рада, что это было», — призналась она.