В детстве многие мечтали стать принцессами из диснеевских мультиков, прожить их счастливую жизнь и встретить прекрасного принца. Вот только сказка на то и сказка, чтобы представлять реальность в ярких красках и под веселую музыку. На деле большинство принцесс по многим признакам страдали от психологических проблем. Каких, разбираемся вместе с психологом и психотерапевтом Татой Феодориди.
Золушка — проблема непринятия себя настоящей
Мы знакомимся с Золушкой в раннем детстве. Она растет счастливой и любимой родителями: доброй, эмпатичной, готовой прийти на помощь. Девочка открыта миру и свободно проявляет чувства и желания. Однако все резко меняется после смерти матери и женитьбы отца на злой мачехе. Период взросления и становления личности описан не подробно, мы знаем лишь то, что условия были тяжелыми, труд рабским, отношение ужасным. Отец тем временем бездействовал.
Из-за смерти матери и благодаря мачехе-социопату, психопату и нарциссу повзрослевшая Золушка превращается в «терпилу». Она перестает проявлять себя, ставит желания и потребности других выше собственных, безвольна, постоянно мечтает об идеальной жизни, но не готова прикладывать усилия для реализации своих желаний. И даже когда жизнь подкидывает Золушке шанс, мы видим, с каким трудом она делает то, что хочется ей. Ей страшно обмануть, обидеть или подвести тех, кто над ней издевается. Почувствовав другую жизнь, она бежит в стыде и непринятии себя настоящей. Своими руками она надевает туфельку сестрам и отказывается от возможности быть счастливой. В сказке фея-крестная поможет, а волшебный принц увидит ее тонкую ранимую душу и влюбится. Вот только в жизни такое вряд ли было бы возможно.
Мулан — противостояние внутреннего долга и собственных желаний
Мулан росла в патриархальном традиционном обществе, где мужчины воюют, а женщины хранят семейный очаг. Принцессе всегда был не по душе такой путь, но другого не было, поэтому приходилось следовать наставлениям родителей. Во время неудачной встречи со свахой девушке выносят приговор: «Ты никогда не принесешь почета в семью!» С этого момента Мулан убеждена, что она — позор для всего своего рода. Поэтому, когда больному отцу понадобилась помощь, девушка отправляется на фронт — выполнить свой внутренний долг и доказать себе, чего она стоит. Она не уверена в себе, и вопрос самореализации стоит для нее особенно остро.
Белль — стокгольмский синдром
В этом случае налицо яркий пример стокгольмского синдрома. Начитанная, мечтательная и позитивная девушка спасает своего чудаковатого отца из очередной передряги и платит за это слишком высокую цену. Она лишает себя свободы и становится заложницей Чудовища. Спустя некоторое время заточения Белль разглядывает его нежную душу, и Чудовище, как по волшебству, становится более человечным. С тех пор все жили долго и счастливо.
Однако проблема в том, что Белль становится созависимой от партнера. Такой человек сосредоточен только на проблемах и интересах другого, берет на себя чужую ответственность, контролирует, манипулирует, использует — одним словом, «воспитывает», испытывает навязчивую потребность быть рядом и заботиться, чувствует себя жертвой, одновременно сильно переживает за возможный распад союза и прочее. В мультфильме под ликом чудовища скрывается прекрасный принц. В жизни же под видом монстра чаще всего скрывается еще более жестокий монстр, а под видом принцев порой прячутся чудища.
Ариэль — проблема невротических отношений
Русалочка выросла под давлением строгого папы-контролера, который следил за каждым ее шагом. Отсюда ее безграничное желание быть свободной и тяга к людям, в одного из которых она влюбляется. Ариэль чувствует себя непонятой и одинокой, в таком состоянии становится ведомой. В нужный момент на горизонте возникает Урсула. Она может дать то, что Ариэль хочет, — ноги, но только за определенную плату. Это самый настоящий образ абьюзера. Завлеченная сладкими речами Урсулы, Ариэль втянулась в невротические отношения: она принесла жертву во имя любви, отказалась от голоса, и, как специально, именно голос и являлся тем, во что влюбился принц. Теперь Ариэль нужно завоевать его любовь. В реальной жизни где-то тут история заканчивается, а влюбленность только разгорается. Принц живет с новой принцессой, а влюбленная Ариэль убивается, теряя смысл жизни.
Эльза — тревожное расстройство
Эта принцесса — типичное воплощение тревожного расстройства (читайте также: 5 фраз, которые говорят только люди с высоким интеллектом — проверьте, вы в их числе?). Она страдает от чувства неполноценности, уверена, что ей нет места в обществе, и поэтому старательно избегает любых контактов с другими людьми.
После смерти родителей Эльза огораживается от мира стенами своей комнаты, портит отношения с сестрой Анной, а потом и вовсе переезжает в ледяной замок жить в полном одиночестве. Причины такого поведения лежат в детстве: сначала в случае, когда Эльза случайно чуть не убила свою сестру, а затем во внезапной гибели родителей.
Покахонтас — внутренний конфликт
Покахонтас страдает в первую очередь от глубокого внутреннего конфликта. С одной стороны — отец-вождь, традиционные ценности и уклад жизни, мужчина из племени, которого одобряет отец, наследие матери, место, где она выросла и с которым по-настоящему чувствует единство (читайте также: Сама себе психолог: ответьте на эти 20 вопросов, чтобы разобраться в себе). С другой — бабушка Ива, призывающая слушать сердце и всячески поддерживающая в желании перемен, любовь к Джону Смиту, которая открывает возможности посмотреть совсем иной мир и людей. Между этими двумя сторонами разворачивается настоящее противостояние.
Алиса — шизофрения
Волшебный мир, в который попадает Алиса, в жизни является верным признаком шизофрении. Это расстройство, характеризующееся галлюцинациями, параноидным бредом и нарушениями восприятия и часто возникающее у подростков. Алиса то уменьшается, то вырастает, съев волшебный пирожок, то разговаривает с гусеницами и летающими котами. Ей кажется, что весь этот мир реален, и ничего не вызывает у нее вопросов.
Психолог, психотерапевт