«Антенна» побывала на рабочей площадке в подмосковном Долгопрудном.
– Наша история о молодых годах Елизаветы — до прихода ее к власти, поэтому у нас довольно много фантазий в сценарии, ведь никто достоверно не знает, как все было в реальной жизни, — рассказывает режиссер Дмитрий Иосифов, работавший над сериалами «Екатерина. Взлет» и «Екатерина. Самозванцы». — Историки тоже придерживаются разных версий. На роль Елизаветы пробовалось безумное количество актрис, даже думали в Европе искать. В итоге взяли Юлию Хлынину, о чем не жалею. Петра I играет Александр Балуев — хороший образ получился. У меня первое образование актерское, поэтому с актерами говорю на одном языке.
– У меня прекрасная роль Елизаветы, которая еще пока не стала императрицей, — говорит Юлия Хлынина. — А мне кажется, самое интересное это то, что происходило с человеком до того, как он стал известным. В сериале ее возраст — с 16 до 20 с небольшим лет. Елизавета вошла в историю как женщина веселая, с легким нравом, не сильно углубленная в политику. И мне кажется, что юношеские годы, которые ее сформировали, несмотря на трудности: уход ее родителей — Петра I и Екатерины I, дворцовые перевороты, повлекшие смены власти — не озлобили ее. Известно, что у Елизаветы не было детей, она не была в браке, линия ее личной жизни прослеживается в сериале. В ней ведь бурлит горячая кровь Петра, Елизавета влюбчива, у нее много романов.
Я читала книгу историка Евгения Анисимова об императрице. История в школе не была моим любимым предметом, поэтому пыталась как можно больше узнать о той эпохе. Думала, что Елизавета, как будущая императрица, была сильной и в 16 лет, но мы решили, что это не так. Она у нас в юности живая и страстная. По одной версии, по завещанию Петра после его смерти Елизавета должна была прийти к власти, но документ потерялся, и на трон вступила Екатерина. Эта гипотеза прекрасно легла в наш сюжет, тут можно фантазировать много — почему Елизавета не хотела власти, почти 20 лет была при дворе, но жила своей жизнью. И что ее все-таки заставило стать императрицей.
Во нраве нашей Елизаветы много светлого и доброго. Она обожала наряды, тратила на это огромные деньги. К тому же ввела моду у женщин на мужские костюмы. Вот у меня этот наряд связан с суперприключенческой любовной историей. Известная женщина в XVIII веке не могла просто так, чтобы ее не заметили, выскочить из дворца, ей необходимо было переодеться, чтобы ее не узнали. И Елизавета преображается, чтобы сбежать со своим избранником.
Признаюсь, сцены с лошадьми для меня стали своего рода испытанием. Никогда до этого не контактировала с ними, а тут было много таких эпизодов. Лошади — важная часть жизни той эпохи. И у нас шикарные декорации. Хотя снимаем в павильоне, полное ощущение, что нахожусь во дворце.
– Мой герой — Андрей Иванович Остерман, человек, которого в молодом возрасте Петр привез из Вестфалии (северо-запада Германии), — берет слово Алексей Агранович. — Я читал, что у него были проблемы с законом на его родине, во время дуэли он убил человека. В России свою карьеру начал переводчиком при императоре, а затем стал одним из влиятельных людей при дворце. Остерман — человек-интрига, который держится за власть. Он хотел сделать из России современное европейское государство, в принципе продолжал дело Петра. Всю жизнь прожил в России, где и умер. Поскольку актеры — адвокаты своих героев, считаю Остермана положительным персонажем.
В первый раз надел на себя одежду XVIII века, мне понравилось, костюмы замечательные, за месяц до начала съемок их начали подгонять под меня. Одежду арендовали и привезли из Испании, снимаются в голливудских и европейских проектах.
– Мы стараемся делать стильное и красивое кино, — делится Артем Давыдов, художник по гриму. — Вносим некоторые детали моды того времени — тонкие локоны, выбеленное под фарфор лицо… Юлии Хлыниной сделали два прекрасных парика — медно-рыжих, волосы, как у самой Елизаветы. Александра Меньшикова играет Виктор Раков, сделали ему тонкие кошачьи усы, которые носил его герой. И они подошли актеру под цвет волос и форму лица. Разумеется, усы выполняем не в одном экземпляре, они ведь изнашиваются. Всего к сериалу изготовили около 100 бород, в основном массовке, изображающей деревенских жителей. Петр I уже запрещал знати отращивать бороду, хотя усы носили многие, в том числе и он. Отдельная история связана с балами, приемами — там все герои припудренные, нарумяненные, некоторые с приклеенной на лицо мушкой, в париках, которых сшили более 200, мужских из них примерно 50. Готовиться к проекту начали за три месяца до съемок и продолжаем работать сегодня. На создание одного парика порой уходит около двух месяцев.
– Сделали копию настоящей маски — гипсового слепка лица — Петра I, которую лепили еще при его жизни, — говорит помощник реквизитора Павел Ждамиров. — Вся история гвардейцев требовала особого внимания — изготавливали гренадерские каски, эмблемы, бляхи, знаки различия… Мы рассказываем о периоде, во время которого многое менялось в армии, после смерти Петра I новую атрибутику ввела Екатерина. Старались все выполнять в соответствии с оригиналами того времени. Кареты брали напрокат на «Мосфильме», в Питере и у частных коллекционеров. Их у нас в общей сложности более 10. Так как зимний период в сериале не особо затронут (только сцены охоты), то решили обойтись без саней, весьма актуальных в те годы.
Естественно, у нас много оружия. Шпаги делали на заказ, мушкеты арендовали… Часть мебели специально изготовили, а часть взяли напрокат. Много антикварной мебели в стилистике петровской эпохи. Плюс декоративная утварь — шкатулки, канделябры… За один съемочный день сжигается порой около 100 свечей.
Делали копии настоящих писем исторических персонажей. К примеру, напечатали завещание Петра I с печатью, оригинала которого, правда, никто так и не нашел. Его специально каллиграфы написали почерком императора. К слову, подобных документов у нас в сериале огромное количество, и все они написаны каллиграфами и отпечатаны потом в типографии, чтобы на экране выглядели правдоподобно.
– В павильоне в Долгопрудном на 800 квадратных метрах построили целый комплекс декораций, начиная от Петровского и заканчивая Лефортовским дворцами, — уточняет художник-постановщик Вадим Шафранский. — Всего 15 комнат, это своеобразный конструктор, который можно быстро разобрать и собрать во что-то новое — абсолютно отличное по архитектуре. К примеру, кабинет княжны Юсуповой может превратиться в спальню Петра Третьего в Лефортовском дворце.
Брали характерные детали того времени и интегрировали в нашу среду, старались воссоздавать все, вплоть до орнаментов. Эти же декорации перестроим под Меньшиковский дворец, хотя частично будем снимать в историческом здании, которое находится в самом центре Москвы.
Поработаем в Царицыне, Ораниенбауме недалеко от Питера… Безусловно, будем во время съемок в городе декорировать дороги, современное освещение, водосточные трубы, рекламу… Это большая и тяжелая работа.